Организация педагогической деятельности по использованию произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Развивать речь ребенка необходимо с младенчества, для своего развития малыш должен слышать правильную, чёткую грамотно сформулированную речь. Родители и воспитатели должны знакомить с родной литературой, с текстами художественных произведений. Роль произведений Маршака в развитии связной речи ребёнка дошкольного возраста - важное условие его полноценного речевого и общего психического развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи дошкольников в процессе ознакомления с поэтическим текстом
1.1 Понятие «речь», «развитие речи» в психолого- педагогической литературе
1.2 Особенности развития дошкольников
Глава 2 Организация педагогической деятельности по использованию произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников
2.1 Возможности произведений С.Я Маршака для развития речи дошкольников средней группы
2.2 Опыт работы воспитателей ДОУ по работе с поэтическим текстом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ (2).doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Воспитатель: читает стихотворение В.Берестова «Сказка» (К.Чуковскому)

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка там и хороша

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа,

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочную страну одного писателя, который очень любил детей и сказки. Ещё он любил животных разных и больших и маленьких, добрых и не очень, поэтому сказки он писал для маленьких детей.    

И сказки эти о животных (зачитывается отрывки из стихотворений о животных).И вот что отличает эти сказки у всех у них очень хороший конец. Вы догадались, о каком сказочнике я веду разговор?

Дети: Да! Это Корней Ив Чуковский.

Воспитатель: Но чтобы попасть в эту замечательную страну, нужно нам закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Ап - ап, шаривари, шаривари, ап - ап»

Но только помните - глаза открывать нельзя пока мы не скажем все слова до конца, иначе может произойти непоправимое - мы попадём не в сказочную страну, а в Африку, в ту самую в которую попали Танечка и Ванечка……Готовы, тогда начали….(Все дети вместе с воспитателем идут за ширму «Африка», а двое детей остаются впереди)

Полина и Дима: А что мы не видели в той сказочной стране, Дима? Давай, лучше в Африку убежим!

Давай! Раз – два - открывай глаза!

(музыкальный эффект и слышан  голос Бармалей и появляется  он сам)

Бармалей:

«Я кровожадный,

Я беспощадный,

Я злой разбойник Бармалей!

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада

А только маленьких

(Да, очень маленьких) детей!

Карабас! Карабас!

Пообедаю сейчас!»

(Берет Полину и Диму за  руки и закрывает их на замки  в хижине)

(На переднем плане снова воспитатель  и дети)

Воспитатель: Ну, вот мы и попали в сказочную царство Корнея Ивановича Чуковского. Все на месте?

(голос Бармалей) Ха – ха - ха. Димочку и Полиночку вы больше не увидите никогда.

Воспитатель: Подождите, подождите, Бармалей, а нельзя ли нам договориться, чтобы вы отпустили их? Ведь это ещё совсем маленькие дети!

Бармалей: Так и быть. Я согласен их отпустить, если вы сыграете со мной и отгадаете все мои загадки. Загадок 7, они разложены в конвертах по всей Африке, вам нужно отыскать их и разгадать. Согласны?

Воспитатель: (советуется с детьми и соглашаются)

Идут по «Африке» и «находят» 1 конверт.

1 задание: Найти нужные Мойдодыр вещи и сложить их в корзинку.

На 2-х столах разложены различные предметы: мыло, тетрадь, зубная щетка, полотенце, расчёска,

Линейка, коробка спичек и прочее. (2ое детей выполняют задание)

(Портрет Мойдодыр, под ним 2 корзинки)

Задание 2: «Кто вспомнит, какое слово твердит Айболит, отправляясь в Африку?

(И одно только слово твердит  Айболит: Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо)

Задание3: Находят «чёрный ящик» и конверт с заданием: В ящике – любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон»

Что это?  (Калоша).

После каждого правильного ответа – музыкальный эффект.

Задание 4: «Сладкий стол»

На нём розетки с конфетами, вареньем, сахаром, кренделями, в середине самовар.

Чем Муха - Цокотуха угощала бабочку?

(Дети отвечают, а двое детей (муха и бабочка) показывают

«Бабочка - красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Задание 5: «Узнай сказку по отрывку»

1. «А за ними блюдца, блюдца _

Дзинь - ля - ля! Дзинь – ля - ля!

Вдоль по улице несутся

Дзинь - ля - ля! Дзинь – ля - ля!

На стаканы - дзинь! - натыкаются,

И стаканы - дзинь! - разбиваются!

(Федорино горе)

2 . «Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ежа» 

(Тараканище)

Задание 6: «Прочитай наизусть»

Дети по желанию читают стихи или отрывки из сказок К.И.Чуковского.

Задание 7: «Оживи сказку», «Краденое солнце»

На двух столах разложены «портреты» участников сказки «краденое солнце»

На 1-м столе: солнце, сорока, воробей, баран, Айболит.

На 2-м столе: баран крокодил медведь зайчиха Бармалей.

2-е детей отбирают картинки к сказке

И инсценируют сказку, (Смотреть Антипина «Музыкальные праздники в детском саду» страница 62_63 .

В заключение - общий короткий танец .

Звучит музыка. Подобревший Бармалей за руку ведет Полину и Диму к детям.

Бармалей: Какие приятные, а главное - умные эти маленькие детки!

Что вы сделали со мной?

Стал я, да, да, да - добрей!

Вот вам ваши Полина и Дима, а ещё новая, совершенно замечательная книга К.И.Чуковского вам на память обо мне. А в память о путешествии по Африке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Алябьева, Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи: Метод. рекомендации. /Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера,  2010.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989.
  5. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 –№11.
  7. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000.
  9. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 2004.
  10. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2004.
  11. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
  12. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994.
  13. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. Москва, 2002.
  14. Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. –М.: Детгиз., 1955.
  15. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа. – 2001. – №3.

 

  1. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Немов Р.С. Психология. Т. 2.  Москва, 2008.
  3. Нечаева Л. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.– №2.
  4. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. –Яр.: Академия развития, 2006.
  5. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 2009.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. –2-е изд., испр. –М.: Просвещение, 2004.
  8. Развитие  опосредованной памяти  при     заучивании стихов   с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. -  2011. - № 7.
  9. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовки к обучению грамоте. / Вопросы психологии. 2004. № 2.
  10. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7.
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на –Дону: Феникс, 2009. 
  12. Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Владос, 2004.
  13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 2005.
  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009.

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: Сфера, 2001.
  2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968.
  3. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 2008.

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация педагогической деятельности по использованию произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников