Организация предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 04:14, контрольная работа

Описание работы

В связи с этим была определена цель темы: изучить особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.
Поставлены следующие задачи:
Изучить педагогическую литературу по организации предметно - игровой среды.
Рассмотреть особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах.
Дать теоретический анализ педагогической ценности игрушек и игрового материала.
Рассмотреть современную классификацию игрушек.
Разработать анкету для родителей и на её основе разработать рекомендации «Как правильно выбрать игрушку для ребёнка дошкольного возраста».

Содержание работы

Введение …………………………………….. 2
Глава 1. Характеристика
предметно-игровой среды ……………… 4
Глава 2. Особенности организации
предметно- игровой среды в разных
возрастных группах дошкольного учреждения ………… 10
Глава 3. Педагогическая ценность игрушки,
игрового материала……………………………………………… 13
Глава 4. Современная классификация игрушек ………….. 17
Заключение………………………………………………………… 20
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Рег.№……………………. 

Министерство  науки и образования Российской Федерации

ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская

Государственная академия образования»

Педагогический  институт 

Факультет педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного  образования 
 
 
 
 

Контрольная работа

«Организация  предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила Лузгина  А.А.

                                                                                        Студентка  3 курса группы 3.2Д

                                                                                    заочной формы                       обучения.

                                                                         Проверен:   доцентом

                                                                   Галеевой Е.В 
 

Иркутск 2011

Введение

  В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все  большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с  окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

  Но  окружающая ребенка действительность чрезвычайна, многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

  Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

  Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она  необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка , как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».[5] 

В связи с  этим  была определена цель темы: изучить особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.

   Поставлены  следующие задачи:

  1. Изучить педагогическую литературу по организации предметно - игровой среды.
  2. Рассмотреть особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах.
  3. Дать теоретический анализ педагогической ценности игрушек и игрового материала.
  4. Рассмотреть современную классификацию игрушек.
  5. Разработать анкету для родителей и на её основе разработать рекомендации «Как правильно выбрать игрушку для ребёнка дошкольного возраста».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Характеристика предметно - игровой среды.

     Предметная  развивающая (игровая) среда система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.[2]

     Развивающая  среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта[4] 

1.1. Построение  предметно-игровой среды в условиях ДОУ.

     При создании предметной развивающей среды в условиях дошкольного учреждения необходимо руководствоваться следующими принципами:

полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

трансформируемость среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

     При создании предметной развивающей среды  необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

     Предметная  развивающая среда должна подбираться  с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

     Соблюдение  принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

     При создании предметной развивающей среды  педагогам необходимо соблюдать  принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

     Предметная  развивающая среда группового помещения  должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

     Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

     Предметная  развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную  самостоятельную деятельность самих  детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной  среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам  и позволяющей ему взаимодействовать  со сверстниками или действовать  индивидуально. [2] 

Предметно - игровая среда выстраивается с учётом требования концепции по построению развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду.

В  которой  определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
  2. Принцип активности.
  3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
  4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
  5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
  6. Принцип открытости — закрытости.
  7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. [4]
 

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы :

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

• провоцируют  ребенка на агрессивные действия;

• вызывают проявление жестокости по отношению  к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

• вызывают проявление жестокости по отношению  к персонажам игр, в качестве которых  выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

• провоцируют  игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывают нездоровый интерес к сексуальным  проблемам, выходящим за компетенцию  детского возраста.

     Антропометрические  факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.

     Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

     Психофизиологические  факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.

     Зрительные  ощущения. Учитывать освещение и  цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического  воздействия, психофизиологического  комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие  параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)

     Слуховые  ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

     Тактильные  ощущения. Материалы, используемые для  изготовления объектов предметной развивающей  среды не должны вызывать отрицательные  ощущения при контакте с кожей  ребенка 

     Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка. [2] 

     1.2. Построение  развивающей среды в условиях семьи.

     Проектирование  образовательной среды (развивающего пространства) в условиях семьи —  это организация пространства и  использования оборудования и другого  оснащения в соответствии с целями обеспечения безопасности психического благополучия, ребенка, а также его развития.

     Проектировать  пространство важно  с учетом следующих  факторов:

Комфортность  и безопасность домашней обстановки. Это создает чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса у ребенка, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Обеспечение богатства сенсорных  впечатлений. Предметы для организации пространства (может даже уголка) необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира.

Обеспечение самостоятельной  индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специально подобранными материалами. Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, формировании субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоятельность и инициативность.

Обеспечение возможности для  исследования и обучения. Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Здесь следует учитывать особенности восприятия ребенком окружающего мира.

Информация о работе Организация предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста