Организация предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 04:14, контрольная работа

Описание работы

В связи с этим была определена цель темы: изучить особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.
Поставлены следующие задачи:
Изучить педагогическую литературу по организации предметно - игровой среды.
Рассмотреть особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах.
Дать теоретический анализ педагогической ценности игрушек и игрового материала.
Рассмотреть современную классификацию игрушек.
Разработать анкету для родителей и на её основе разработать рекомендации «Как правильно выбрать игрушку для ребёнка дошкольного возраста».

Содержание работы

Введение …………………………………….. 2
Глава 1. Характеристика
предметно-игровой среды ……………… 4
Глава 2. Особенности организации
предметно- игровой среды в разных
возрастных группах дошкольного учреждения ………… 10
Глава 3. Педагогическая ценность игрушки,
игрового материала……………………………………………… 13
Глава 4. Современная классификация игрушек ………….. 17
Заключение………………………………………………………… 20
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

       В последнее десятилетие появился  большой промежуточный класс  игрушек по этому параметру  — так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет. [2]

     Игрушки являются объектами игр детей  и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются к в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.

     Каждая  игрушка соответствует тому или  иному виду игр. При ом она должна обладать развивающими свойствами, иметь  запас игровых возможностей и  быть занимательной.

     Как средство гармонического воспитания детей  игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему  миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей. [1]

     Вывод: таким образом, игрушка и игровой материал являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания.   Это атрибуты, обозначающие игровую роль, предметы оперирования, маркеры пространства, со своими параметрами обозначающими меру условности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Современная классификация  игрушек ( по С.Л. Новосёловой).

I. Виды игрушек  подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

  1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:

а) куклы;

б) фигурки людей;

в) фигурки животных;

г) предметы игрового обихода;

д) театральные;

е) празднично-карнавальные;

ж) технические.

2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:

а) собственно дидактические — основаны на принципе само-контроля;

б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначе¬ны преимущественно для игр на столе (полиграфические и др.);

в) конструкторы и строительные наборы;

г) игры-головоломки;

д) музыкальные игрушки.

3. Спортивные игрушки.

4. Игрушки-забавы. 

II. Игрушки по степени готовности:

1. Готовые.

2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.

3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.

4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок. 

III. Игрушки по виду применяемого сырья:

1. Деревянные.

2. Пластмассовые.

3. Металлические.

4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.

5. Резиновые.

6. Из бумаги и картона.

7. Из керамики, фарфора и фаянса.

8. Из древесных материалов, папье-маше.

9. Из новых синтетических материалов. 

IV. Игрушки по величине:

1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).

2. Средние (размером от 10 до 50 см).

3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды). 

V. По функциональным свойствам:

1. Простые, без подвижных деталей.

2. С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).

3. Гидравлические.

4. Пневматические.

5. Магнитные.

6. Электрифицированные (в том числе электротехнические,

электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).

7. Электронные (на компьютерной основе).

8. Наборы игрушек (или деталей) —совокупность деталей одной (или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку).

10. Игровые  комплекты, объединенные единой  темой (задачей).

 

VI. Игрушки по художественно-образному  решению:

1. Реалистические.

2. Условные.

3. Конструктивные. [1] 

Вывод: Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей, быть занимательной и подразделятся: по принципу соотносимости с разными видами игр, по степени готовности, по виду применяемого сырья, по величине, по функциональным свойствам, по художественно-образному решению.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В ходе социально-исторического  развития человечества игра приобретает  все большее значение для формирования личности ребенка. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в  направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект. Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.

В связи с  этим изучили особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста. Изучили  педагогическую литературу по организации предметно - игровой среды. При   построении, проектировании  предметно - игровой среды в дошкольном учреждении и в условиях семьи должны учитываться  принципы и факторы  личностно - ориентированной модели построения развивающей среды. Рассмотрели особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах. Для  организации предметно- игровой среды игровой материал для разных возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.

Дали теоретический  анализ педагогической ценности игрушек  и игрового материала. Игрушка  и игровой материал являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания.   Это атрибуты, обозначающие игровую роль, предметы оперирования, маркеры пространства, со своими параметрами обозначающими меру условности

Рассмотрели  современную классификацию игрушек. Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей, быть занимательной и подразделятся: по принципу соотносимости с разными видами игр, по степени готовности, по виду применяемого сырья, по величине, по функциональным свойствам, по художественно-образному решению.

Разработали анкету для родителей (см. приложение №2) и на её основе разработали рекомендации «Как правильно выбрать игрушку для ребёнка дошкольного возраста». ( См. приложение №3) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Игра дошкольника  [Текст]: /под ред. С.Л.Новосёловой- М.: Просвещение1989г.-216с.
  2. Качество дошкольного образования: нормативно-правовой аспект [Текст]: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Ю. Зайцева, В.В. Канащенкова. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. -  233 с
  3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной /-М.: центр педагогического образования,2008г.
  4. Петровский В.А. « Построение развивающей среды в дошкольном учрждении» [Текст]:  // http://www.pedlib.ru/Books/1/0481/1_0481-54.shtml 
  5. С.А. Козлова Дошкольная педагогика [Текст]: учебник/С..А.Козлова, Т.А.Куликова -6-еизд.,испр.- М.: Академия,2006.-415с.
  6. Аверин С. Как выбрать игрушку (Текст)/ С.Аверин // Обруч. 2006. №5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 1

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №2

Анкета  «Как и во что, играют дети».

1. Какие условия  созданы в семье для игр  ребенка? (Наличие игрового уголка, места и времени для игр,  набор игрушек, соответствие их  возрасту ребенка.)  

2. Где и как  хранятся игрушки? Как вы приучаете  ребенка беречь их?  

3. Есть ли  у ребенка среди игрушек любимые?  Какие это игрушки?  

4. Кто и как  часто покупает игрушки? По  какому поводу их покупают?  

5. Часто ли  ребенок ломает игрушки, и как  вы поступаете в таких случаях?  

6. Кто из членов  семьи чаще всего играет с  ребенком? Какие роли разыгрываются?  Какие темы игр используются  в семье, каковы их сюжеты?  

7. Если в семье  есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют  дети, организуют ли старшие дети  игры?  

8. Как вы налаживаете  отношения между разнополыми  детьми, детьми разного возраста?  

9. Разрешаете  ли вы друзьям приходить к  вашему ребенку?  

10. Наблюдаете  ли вы, как дети играют вместе? Помогаете ли налаживать отношения  между детьми?

Приложение  №3

Рекомендация  для родителей

«Как  правильно выбрать  игрушку для ребёнка  дошкольного возраста»

        Игрушка имеет особое значение в жизни детей, так как является стимулом в игре, ее организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина - в шофера. От игрушки зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребенок получает возможность комбинировать все свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Так, как-же выбрать правильную игрушку?

Пять советов родителям по приобретению игр и игрушек для детей дошкольного возраста.

Совет первый. Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки. Выбор игрушки — серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д. Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения.

Совет второй. Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребенок. Узнайте, в какие игры и как играет ваш ребенок в своей группе. Купив аналогичную игру, вы решите сразу две дополнительные задачи: с большой вероятностью вы приобретете правильную, полезную для развития игрушку. Кроме того, ваш ребенок будет с самого начала знать, как играть в эту игру, да и вас научит. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребенка посещение дошкольного учреждения более привлекательным, особенно в раннем возрасте.

Информация о работе Организация предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста