Организация предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 04:14, контрольная работа

Описание работы

В связи с этим была определена цель темы: изучить особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.
Поставлены следующие задачи:
Изучить педагогическую литературу по организации предметно - игровой среды.
Рассмотреть особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах.
Дать теоретический анализ педагогической ценности игрушек и игрового материала.
Рассмотреть современную классификацию игрушек.
Разработать анкету для родителей и на её основе разработать рекомендации «Как правильно выбрать игрушку для ребёнка дошкольного возраста».

Содержание работы

Введение …………………………………….. 2
Глава 1. Характеристика
предметно-игровой среды ……………… 4
Глава 2. Особенности организации
предметно- игровой среды в разных
возрастных группах дошкольного учреждения ………… 10
Глава 3. Педагогическая ценность игрушки,
игрового материала……………………………………………… 13
Глава 4. Современная классификация игрушек ………….. 17
Заключение………………………………………………………… 20
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

     Особенности развивающей среды помещения  во многом определяются личностными качествами и педагогическими замыслами родителей.

     Реализация  современных подходов к образованию  дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная  модель взаимодействия воспитателя  и ребенка) возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в условиях семьи.

     Принцип удовлетворения потребностей ребенка. У каждого ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для ребенка определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными видами деятельности.

     Принцип уважения мнения ребенка. Развивающую среду выстраивают для детей родители. При этом они стараются сделать так, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

     Принцип функциональности означает то, что в помещении находятся только те материалы и предметы, которые могут быть востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из комнаты. Имеющееся оборудование и материалы необходимо постоянно обновлять, учитывая их привлекательность и развивающий потенциал.

     Принцип учета возраста и  особенностей ребенка. Правомерно, что родители подбирают в уголок те материалы, которые подходят именно их детям.

     Принцип динамичности — статичности  среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений. Развивающая среда не может быть построена раз и навсегда, завтра она уже перестанет стимулировать развитие малыша, а послезавтра станет его тормозить. Родители могут организовывать развивающее пространство с помощью модульной мебели, что создает условия для взаимодействуя, сотрудничества, взаимообучения детей.

     При проектировании развивающе-образовательной среды мы исходим из необходимости учета следующих факторов:

     ■ индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений ребенка;

     ■ потребностей ребенка;

     ■ любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей ребенка;

     ■ возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей ребенка;

     ■ особенностей эмоционально-личностного развития ребенка. [3] 

     Вывод: при построении, проектировании предметно - игровой среды в дошкольном учреждении и в условиях семьи должны учитываться принципы и факторы личностно - ориентированной модели построения развивающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности  организации  предметно-игровой  среды в разных возрастных группах. 

В дошкольном детстве происходит постепенный  переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию — в форме  собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и  к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).

Преддошкольники (2-3 года) и младшие дошкольники (3-4 года) для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей "полную" воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки - предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут и т.п.), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы "намекает" на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры. [2] 

Для детей до двух лет рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предметы быта, соответствующие росту ребенка и размеру его руки. Игрушки могут быть изготовлены из древесины (мебель), ткани (костюмы),  пластмассы (посуда, корзины, ведра и т. п.).

Крупногабаритная  мебель-игрушка используется поэлементно (например, куб вместо табурета) или в комплекте, а также с дополнительными игровыми атрибутами. 
 

Для детей от двух до четырех лет рекомендуется прототипические игрушки, крупные и средних размеров, готовые к употреблению. [2] Игровая мебель в готовом и сборно-разборном виде, соответствующая и размерам кукол, и росту детей, изготовленная из фанеры, древесных материалов, пластмассы.(см. приложение№1)

Разнообразная по тематике посуда (чайная, столовая, кухонная), соразмерная руке ребенка  и сомасштабная столу или шкафчику, выполнена из пластмассы, металла, древесины, папье-маше, керамики.

Игрушечные  коляски, санки, качели должны соответствовать  среднему размеру куклы и росту  ребенка.

Элементы  костюмов для игр изготавливаются  из простых и прореженных тканей, нетканых материалов, искусственных  волокон.

Игрушки могут  быть укомплектованы в тематические наборы, где все фигурки сомасштабны между собой и соразмерны руке ребенка (например, игра «Маленький доктор»). 
 

Для детей  от четырех до шести лет рекомендуется сборно-разборная и готовая мебель различного назначения, мелкого и среднего размера. Она может быть представлена отдельными предметами и в наборах. Крупногабаритная мебель-игрушка изготавливается из фанеры и пластмассы; мебель для кукол — из древесины, пластмассы, древесных материалов. Коляски должны быть соразмерны росту ребенка и рассчитаны на кукол размером 35—50 см.

Посуда для  игр различна по назначению. Она  может быть штучной и в наборах, из разных материалов (в том числе  из фарфора и фаянса), изящная  по форме, с художественной росписью, чаще мелкая, сомасштабная кукольной мебели.

Рекомендуются наборы игрушечных овощей и фруктов, силуэтов деревьев, кустарников, клумб  с цветами, в основном мелкого  размера, объемные и плоскостные, сделанные  из пластмассы, древесины, папье-маше.

Для развития режиссерских игр применяются тематические комплекты типа «Кукольный дом», «Ателье  для кукол», «Куклы на стадионе», «В гараже». Они могут быть изготовлены  из бумаги и картона, пластмассы, тонкой фанеры, дополнены атрибутами из различных  материалов.

Также нужны  наборы заготовок и полуфабрикатов из бумаги, картона, тканей, пленочных  материалов, папье-маше, тонкой фанеры, пластмассы разных расцветок для  изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым  играм. [1] 

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или  иного типа, необходим полифункциональный материал (любые предметы, не имеющие  специфического назначения, но могущие  выступать как заместители). Это  различные детали крупных напольных  строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в  полифункциональном материале, обслуживающем  их разнообразные игровые замыслы. [2] 

Вывод:  для организации предметно- игровой среды игровой материал для  разных возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Педагогическая  ценность игрушек и игрового материала.

«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные). [2]

Наиболее  педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

  •   Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
  • Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
  • Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек).

  • "Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
  • "Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
  • "Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

     Чтобы правильно подбирать игровой  материал с учетом специфики детской  сюжетной игры, необходимо рассмотреть  его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала). Игрушка  каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.

     В достаточно емком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра.

       Первый параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее внешний облик. В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.

     В других случаях игрушка может  быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории  предметов) для человека. Например, деревянный игрушечный грузовик может  не быть точной копией настоящего грузовика, но отображать его типичные черты: наличие  кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки, как бы "выпячивающие" самые  существенные, типичные черты реального  предмета, а остальные черты, передающие в обобщенной, недетализированной форме, принято называть прототипическими игрушками.

     Обобщение типичных черт целой категории реальных предметов в игрушке может  достигать крайней степени, и  тогда мы можем говорить об условной игрушке. Примером условной игрушки в этом "автомобильном" ряду может служить скамеечка на колесах со съемным рулем, которая, в силу значительной неопределенности внешнего облика, но при сохранении ряда функциональных свойств, может быть использована для замещения очень широкого класса реальных предметов (любого транспортного средства — машины, автобуса, трактора, кареты и пр.).

     Второй  параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.).

     Третий  параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью ее готовности. Готовая сборная сюжетная игрушка (которая в своих частях не представляет собой отображения реального предмета) —по мере сборки такая игрушка становится собственно сюжетной игрушкой, например, сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.

Информация о работе Организация предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста