Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать возможности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.
Объект исследования: процесс организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.
Предмет исследования: организация театрализованной деятельности с детьми начальных классах компенсирующего вида.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить научно-методической литературы по данной проблеме;
- выявить сущности понятия театрализованной деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
I
Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида……………………..

5

1.1
Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения ……………

6

1.2
Понятие театрализованная деятельность………….
17

1.3
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида…………………………….


21
Заключение……………………………………………………………..
25
Список литературы……………………………………………………
27

Файлы: 1 файл

novaya (1).docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………

3

I

Организация театрализованной деятельности с детьми начальных  классов компенсирующего вида……………………..

 

5

 

1.1

Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего  обучения ……………

 

6

 

1.2

Понятие театрализованная деятельность………….

17

 

1.3

Особенности организации  театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего  вида…………………………….

 

 

21

Заключение……………………………………………………………..

25

Список литературы……………………………………………………

27

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная ситуация в образовании  напрямую связана с тенденциями  к вариативности и дифференциации. Вариативность образования проявляется  в том, что школьники учатся по разным учебным планам, программам и учебникам. Тенденция к дифференциации находит свою реализацию, в частности, в создании классов для младших  школьников, в которых обучение организовано с применением разных педагогических технологий; различным оказывается  и уровень требований к отдельным  сторонам психики ребенка. Для детей, которые по различным причинам не могут учиться по общей программе, создаются классы компенсирующего  обучения и классы выравнивания. Предполагается, что в этих классах помимо обучения осуществляется коррекционная и  развивающая работа с детьми, имеющими трудности в обучении. Уже до комплектования классов важно знать психологические  особенности и возможности детей  с тем, чтобы с самого начала создать  максимально благоприятные условия  для обучения и развития ребенка.

У детей с отклонениями в развитии наблюдаются нарушения  в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевойсфере. 

Вся коррекционно-развивающая  работа с такими детьми должна осуществляться посредством игр. Игровая форма  занятий позволяет создать в  процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. В процессе игры нужно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений. А каждого участника игры следует  принимать таким, какой он есть.

Исследователи, изучающие  театрализовано-игровую деятельность нормально развивающихся школьников и детей с проблемами в развитии, указывают на важность её как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П.П.Блонский, П.Ф.Каптерёв, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Л.С. Фурмина, Е.А.Медведева).

Актуальность данного  исследования заключается в необходимости  организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего  вида.

Проблема состоит в  том чтобы ответить на вопрос как  организовать театрализованную деятельность с детьми начальных классах компенсирующего  вида.

Цель исследования:  теоретически обосновать возможности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.

Объект исследования: процесс организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.

Предмет исследования: организация театрализованной деятельности с детьми начальных классах компенсирующего вида.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:

- изучить научно-методической литературы по данной проблеме;

- выявить сущности понятия театрализованной деятельности;

- определить  особенности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектах  темы исследования.

Курсовая работа состоит  из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе «Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего  обучения» анализируются организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего  обучения.

Во втором параграфе «Понятие театрализованная деятельность» анализируются  понятие театрализованная деятельность.

В третьем параграфе «Особенности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего  вида» обосновывается особенности  организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего  вида.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления  и перспективы дальнейшего изучение данной проблемы.

Основной объем курсовой работы составляет 27 страниц машинописного текста. Список литературы включает 25 наименований.

Приложение содержит иллюстрации к сказке «волк и семеро козлят» автор М.Коваль , диск со сказкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения

Организация обучения и воспитания детей с ЗПР регламентирована рядом нормативных государственных  документов.

В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г. (№ 103) стали действовать  специальные (коррекционные) образовательные  учреждения: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных  школах. Особенности работы с данной категорией детей рассматривались  в методических и инструктивных  письмах Министерства просвещения  СССР и Министерства просвещения  РСФСР. В 1997 г. вышло инструктивное  письмо Министерства общего и профессионального  образования «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных  учреждений 1-8 видов».

Для детей с задержкой  психического развития создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения 7 вида.

Коррекционное учреждение 7 вида осуществляет образовательный  процесс с уровнями общеобразовательных  программ двух ступеней общего образования:

1-я ступень. Начальное  общее образование (нормативный  срок освоения 3-5 лет);

2-я ступень. Основное  общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).

Прием детей в коррекционное  учреждение 7 вида осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей  или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный 1-2 классы, в 3 класс - в порядке исключения. При этом дети, начавшие обучение в  общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста принимаются во второй класс коррекционного учреждения, начавшие обучение с 6-летнего возраста - в 1 класс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1 класс коррекционного учреждения (нормативный срок освоения 4 года); с 6-летнего возраста принимаются в подготовительный класс (нормативный срок освоения 5 лет).

Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном  учреждении - 12 человек. Перевод воспитанников  в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонения в их развитии после получения  начального общего образования. С целью  уточнения диагноза воспитанник  может находиться в коррекционном  учреждении 7 вида в течение одного года.

Однако основная масса  детей психического развития обучается  в классах коррекционно-развивающего обучения (в некоторых регионах их продолжают называть «классы выравнивания», «классы для детей с задержкой  психического развития») при общеобразовательных  массовых школах. Механизм направления  детей в классы коррекционно-развивающего обучения и организации обучения такие же, что и в коррекционных учреждениях 7 вида.

Дети в этих классах  занимаются по учебникам общеобразовательных  школ по специальным программам. В  настоящее время в основном полно  разработаны программы классов  коррекционно-развивающего обучения первой ступени. Они обеспечивают усвоение содержания начального образования  и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям учащихся.[23,c76]

Обучение на второй ступени (5-9 классы) осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них).

После получения основного  общего образования выпускник школы  получает свидетельство об образовании  и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обучение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее образование.

Задача специальной коррекционной  работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у  них наблюдательность и опыт практического  обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Психолого-педагогическая коррекция  на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. При этом важно учитывать неравномерность  появлений познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых  легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у  него потребность в познавательной деятельности. Желательно предлагать задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Учитель должен приспосабливать  к уровню развития детей с задержкой  психического развития темп изучения учебного материала и методы обучения.

Учащиеся этой категории  требуют особого индивидуального  подхода к ним, а их коррекционное  обучение необходимо сочетать с лечебно  оздоровительными мероприятиями. В  случаях тяжелой задержки психического развития для них должны быть созданы  специальные условия обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать  индивидуальную помощь: выявить пробелы  в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить  заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия  и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие  его от работы, не имеющей прямого  отношения к изучаемой теме. Часто  учителю приходится прибегать к  наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному  наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития способны работать на уроке 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.

Даже элементарные новые  навыки вырабатываются у таких детей  крайне медленно. Для их закрепления  требуются многократные указания и  упражнения. Работа с детьми с задержкой  психического развития требует не только особых методов, но и большого такта  со стороны учителя. Педагог, используя  поощрения в учебной работе, тем  самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.

При обучении детей с задержкой  психического развития весьма существенным представляется подведение их к обобщению  не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения  проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал урока и  связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности школьнику  с задержкой психического развития значительно чаще, чем нормальному  школьнику, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания  сразу не позволяет правильно  понять смысл в принципе, поэтому  желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.

Система коррекционно-развивающего обучения – форма, дифференцированного  образования, которая позволяет  решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в  обучении и адаптации к школе. В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.

Важным моментом в организации  системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах. Особая роль отводится охране и укреплению соматического и нервно-психического здоровья учащихся. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или при необходимости продолжения коррекционной работы в классы коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых  учебных предметов, которые составляют инвариантную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-развивающее  обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям  образовательного стандарта школы. Проверка и оценка учебной работы учащихся классов коррекционно-развивающего обучения проводятся в соответствии с требованиями, указанными в вариантных программах. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря. Но могут быть и занятия предметной  направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения.

Информация о работе Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида