Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать возможности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.
Объект исследования: процесс организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.
Предмет исследования: организация театрализованной деятельности с детьми начальных классах компенсирующего вида.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить научно-методической литературы по данной проблеме;
- выявить сущности понятия театрализованной деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
I
Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида……………………..

5

1.1
Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения ……………

6

1.2
Понятие театрализованная деятельность………….
17

1.3
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида…………………………….


21
Заключение……………………………………………………………..
25
Список литературы……………………………………………………
27

Файлы: 1 файл

novaya (1).docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

Коррекционные занятия учитель  проводит по мере проявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. При изучении ребенка обращается внимание на состояние  различных сторон его психической  деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечаются такие его личностные характеристики, как отношение к  учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения  в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Выделяются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности, заторможенности. В процессе обучения выявляются запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, которые по сравнению с одноклассниками отличаются особой замедленностью восприятия нового материала, например, несформированностью представлений и понятий, связанных с пространственными и количественными отношениями, трудностями установления логических связей и взаимосвязей и т.п. Ученики с задержкой психического развития, имеющие специфические речевые нарушения, направляются на занятия к логопеду, который работает с ними по своему графику. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки коррекционной работы с ними.

Индивидуальные и групповые  коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Поскольку  дети с задержкой психического развития, обучающиеся в классах выравнивания и специальных школах, зачислены, как правило, в группы продленного  дня, то во время индивидуальных занятий  с учениками работает воспитатель.[19,c77]

В соответствии с учебным  планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов (до или после уроков) по утвержденному графику. Продолжительность  занятий с одним учеником (или  группой) не должна превышать 15-20 минут. В группы возможно объединение не более трех учеников, у которых  обнаружены одинаковые пробелы или  сходные затруднения в учебной  деятельности. Работа с целым классом  или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального, механического подхода, должно быть максимально направлено на развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными  предметами, счетным материалом, использование условно-графических средств и т.п. создают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления учебных и художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета. Формируемые с помощью предметно-практической деятельности понятия будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представлены в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и др.).

Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники  чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т.п.

В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами  действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных  правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.

В старших классах для  индивидуальных и групповых коррекционных  занятий отводится в настоящее  время 1 час в неделю. Главное внимание уделяется восполнению возникающих  пробелов в знаниях по основным учебным  предметам, пропедевтике изучения наиболее сложных разделов учебной программы.

Обязанности по руководству  организацией и проведением коррекционных  занятий возлагаются на заместителя  директора по учебно-воспитательной работе. Он же осуществляет и контроль этой деятельности. Опыт показал, что эффективность индивидуальных и групповых занятий возрастает там, где к работе привлечены школьные психологи, а также школьные и районные методические объединения учителей и логопедов.

Организация учебно-воспитательного  процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической  деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального  развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовывать познавательные резервы обучающихся.

В условиях специально организованного  обучения дети с задержкой в психическом  развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить  многие знания, умения и навыки, которые  нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной  школе для детей с трудностями  в обучении создаются два основных вида классов – классы компенсирующего  обучения и классы выравнивания. В  школьной практике имеют место и  другие формы дифференцированного  обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в среднем  звене школы), классы адаптации, здоровья и др.

Коррекционно-развивающее  обучение в классах выравнивания и компенсирующих классах определяется нормативно-правовыми положениями  Министерства образования РФ и строится на основе организационно-педагогических и научно-методических положений  Концепции коррекционно-развивающего обучения, разработанной Институтом коррекционной педагогики, а также  психолого-педагогических принципов  развивающего обучения. В соответствии с положениями Министерства образования  классы выравнивания создаются для  обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального  развития, наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Классы компенсирующего  обучения создаются в общеобразовательных  школах для детей, испытывающих затруднения  в освоении общеобразовательных  программ. Их основная цель - создание адекватных условий воспитания и  обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях общеобразовательного учреждения.

В классы компенсирующего  обучения принимаются дети группы риска. К этой группе специалисты относят  детей, которые по совокупности причин генетического, биологического и социального  характера приходят в школу психически и физически ослабленными, социально  запущенными, с риском школьной и  социальной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом», значительно  более низкими в сравнении  со сверстниками адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми по отношению  к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрасположенным  к патологическим реакциям на перегрузки, социально-психологическим срывам.

Дети группы риска не имеют  выраженных отклонений в развитии, т.е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического  генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастной норме (отсутствие нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов), эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических  функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов.

Создание специальных  классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные  педагогические условия для детей  с трудностями в обучении и  проблемами в физическом и нервно-психическом  здоровье. Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль, в связи с чем проводится специальная работа. Необходимым моментом организации коррекционно-развивающего обучения в данных классах является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Наблюдение проводится специалистами школьного психолого-педагогического консилиума. Результаты наблюдений обсуждаются не менее 1 раза в четверть на малых педсоветах и консилиумах.

При изучении школьников принимаются  во внимание следующие показатели:

1. Физическое состояние  и развитие ребенка: динамика  физического развития, особенности  слуха и зрения; особенности развития  двигательной сферы, координация  движений; особенности работоспособности  (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок  к концу урока или при однообразных видах деятельности);

2. Особенности и уровень  познавательных процессов: особенности  восприятия пространства и времени;  особенности внимания, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любознательность;

3. Отношение к учебной  деятельности, особенности мотивации,  уровень освоения учебной деятельности;

4. Особенности эмоционально-личностной  сферы: эмоционально-волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение; особенности  самооценки, отношения со сверстниками  и взрослыми; поведение в школе  и дома, нарушения поведения, вредные привычки;

5. Особенности усвоения  знаний, умений и навыков, предусмотренных  программой: общая осведомленность  об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета; характер ошибок  при чтении и письме, счете и решении задач.[24,c101]

Таким образом, научные основания коррекционно-развивающей деятельности в процессе образования и воспитания раскрываются в контексте складывающейся в настоящее время культурно-исторической, гуманистической педагогики. Теоретические предпосылки для образовательной коррекционно-развивающей практики созданы научной школой Л.С. Выготского. В классы компенсирующего вида поступают дети с разным уровнем подготовленности к школе. Это дети, пришедшие неподготовленными к началу школьного обучения, с речевыми нарушениями, большую часть среди них составляют дети с задержкой психического развития, которые требуют персонального подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие театрализованная деятельность

В любом возрасте в сказках  можно открыть нечто сокровенное  и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает  целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание  «сказочных уроков» начиналось с  раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

Приобщение к театру детей  школьного возраста связано в  основном со спектаклями-сказками. Учитывается  интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а  также общественное значение сказки для нравственного и эстетического  воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении  считается театрализованная деятельность.

Деятельность - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через деятельность раскрывается сущность человека.

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

Педагогические возможности  театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с  окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело  поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием  тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь  ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики  ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У  него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.[3,c55]

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря  тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей школьного  возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение  к добру и злу. Любимые герои  становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность  ребенка к такой идентификации  с полюбившимся образом позволяет  педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание  ума и сердца» так писал  о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление  на всю жизнь, оно уже в эти  школьные годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем  легче и успешнее идет развитие духовного  мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят  от родителей и от воспитателей детских  садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что  вызывает их интерес».

Информация о работе Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида