Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать возможности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.
Объект исследования: процесс организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.
Предмет исследования: организация театрализованной деятельности с детьми начальных классах компенсирующего вида.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить научно-методической литературы по данной проблеме;
- выявить сущности понятия театрализованной деятельности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
3
I
Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида……………………..

5

1.1
Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения ……………

6

1.2
Понятие театрализованная деятельность………….
17

1.3
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида…………………………….


21
Заключение……………………………………………………………..
25
Список литературы……………………………………………………
27

Файлы: 1 файл

novaya (1).docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность  в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам  работы в дошкольном образовательном  учреждении выделен специальный  раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

- создавать условия для  развития творческой активности  детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно  и раскрепощено держаться при  выступлении, побуждать к импровизации  средствами мимики, выразительных  движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к  театральной культуре (знакомить  с устройством театра, театральными  жанрами, с разными видами кукольных  театров);

- обеспечивать взаимосвязь  театрализованной с другими видами  деятельности в едином педагогическом  процессе;

-создавать условия для  совместной театрализованной деятельности  детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев  необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая  организация работы. Почему прежде всего «организация», а не «содержание»? По нашему мнению, только разумная организация  театрализованной деятельности детей  поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному  вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с  детьми, индивидуальному подходу  к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и  т. д., а, в конечном итоге, целостности  педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как  единая система организации совместной жизни детей и взрослых.[3,c38]

Таким образом, театрализованная деятельность развивает внимание, память, чувство ритма, творческое воображение, а главное, способствуют развитию коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями: происходит апробация собственных коммуникативных возможностей и развитие способностей каждого ребенка в процессе творческого взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида

Помимо музыкальных занятий в классе педагог организует и театрализованно-игровую деятельность. Она занимает особое место среди видов художественной деятельности школьников. Гармоническое сочетание разных видов искусства в театрализованной игре позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка.

Своеобразие театрализованно-игровой  деятельности проявляется в том, что она сочетает в себе как  зачатки ролевой игры, так и  элементы театрального искусства.

Технология формирования театрализованно-игровой деятельности школьников при различных вариантах  нарушений развития имеет особенности. Однако в любом случае она предполагает этапность, что является организационным  стержнем данного вида художественной деятельности. При этом на каждом этапе  ставятся задачи, решение которых  обеспечивается в творческом общении  ребенка с проблемами со взрослым и сверстниками.

Первый  этап направлен на формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к театрализованной деятельности. В этот период важно обеспечить условия, способствующие проявлению желания детей с проблемами участвовать в ее различных театрализованно-игровых формах:

- материальные условия (демонстрационный стол, другое оборудование, игрушки, фланелеграф, костюмы и декорации);

- первоначальная ориентировка ребенка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ;

- расширение круга представлений о театре, обогащение его опыта новыми впечатлениями.

Работа на этом этапе  начинается с «погружения» ребенка  в мир театра сначала в условиях школы (настольный театр, фланелеграф, кукольный театр би-ба-бо), затем  продолжается совместно с педагогам, родителями в процессе посещения детских спектаклей в театре (кукольном, драматическом, музыкальном). Впечатления детей закрепляются в тематических беседах и уроках по рисованию на различные темы, например, «Что такое театр?», «Что я видел в театре?».

Второй  этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения. На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации, обеспечить понимание и усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, формирование представлении детей о композиционном построении театрализованного действия.

Реализация этих задач в работе с школьниками  с разными проблемами в развитии обеспечивается использованием знакомых народных и авторских сказок, а  также разнообразных игровых  заданий.

Например, для школьников с нарушением слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью можно предложить задание «Угадай, кто это?». Ребенок с нарушением слуха может узнать героя сказки, подобрать соответствующие картинку и табличку со словом; ребенок с задержкой психического развития и умственной отсталостью — вербально передает образ знакомого персонажа по предложенной картинке с изображением детали костюма героя знакомой сказки. В таком игровом задании, как «Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок», ребенку предлагается составить иллюстрацию сказки из разрезанных ее частей.

А для детей с нарушением зрения могут использоваться такие задания, как «Узнай эпизод сказки», в которых ребенок вербально описывает фрагмент сказки по опорным словам. Другой пример — задание «Узнай и опиши по музыкальному фрагменту образ или эпизод сказки». В этом случае ребенку предлагается узнать музыкальную тему определенного персонажа из сказки с музыкальными иллюстрациями, с которой ребенок знакомился на предыдущих занятиях.

Чтобы дети с проблемами могли изобразить сюжет или образ  воспринятой сказки, они должны владеть  техникой внешнего воплощения образа, средствами интонационно-пластической выразительности.

Третий  этап — это формирование театрализованно-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности передачи образов и сюжета. На данном этапе старшие школьники с проблемами в доступной для них форме приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных, образно-ролевых играх, а также знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии в режиссерских играх. Этому способствует серия заданий «Если бы я был режиссером», «Если бы я был актером», которые включают в себя специальные упражнения, направленные на овладение детьми с проблемами техникой воплощения образа и сюжета. В процессе овладения средствами выразительности дети подводятся к возможности внешнего отражения образов в театрализованных ролевых играх.

В серии «Если  бы я был актером» обучение может  осуществляться с помощью разных приемов: посредством подражания действиям  взрослого; путем передачи внешних  признаков поведения персонажа  и типичных особенностей его характера  после словесного описания; посредством  самостоятельной импровизации образа ребенком.

Изучение театрализованной деятельности школьников с задержкой  психического развития, нарушениями  речи, умственной отсталостью показывает, что эта деятельность способствует развитию речи, знаково-символической  функции мышления, внимания, памяти, воображения. Активизация творческих проявлений детей данной категории  становится возможной, когда и в  режиссерских, и в образно-ролевых  играх нет жесткого привязывания к литературному сюжету, в игре допускаются импровизации в тексте и композиции в процессе сотворчества педагога и детей.[22,c86]

Для развития знаково-символической  и творческой деятельности в режиссерских играх соблюдаются три важных условия в процессе обучения детей  театрализованной деятельности: наличие  у ребенка индивидуального пространства на столе, ширме, фланелеграфе; обеспечение  мелким демонстрационным материалом (фигурки  персонажей, элементы мелких декораций  — елочки, деревья, домики, машинки, предметы-заместители — кубики, кружочки, полоски); руководство игрой  взрослым, включающим ребенка в процесс  сотворчества с установкой «придумай  и покажи», предлагающим тему или  вопросный план игры (например, по мотивам  мультфильмов). После занятий творческие проявления детей могут наблюдаться  в режиссерских и образно-ролевых  играх в трех направлениях: как  продуктивное (интерпретация заданного  сюжета или сочинение собственного сюжета), исполнительское (речевое, двигательно-пластическое) и оформительское (создание декораций, костюмов) творчество.

Организация театрализованной деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, художественно–эстетического и  музыкального воспитания. Она также  является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных  открытий ребёнка, приобщает его  к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "В процессе этого сопереживания  создаются определенные отношения  и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В.А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для  организации совместной деятельности детей с ограниченными возможностями.

Таким образом итогом работы по формированию театрализованно-игровой деятельности детей с проблемами может быть детский спектакль по сказке или «Театральный калейдоскоп», в котором дети выступают в различных сценках, этюдах, театрализованных играх. Для того чтобы ребенок мог почувствовать свою социальную значимость в этой деятельности, следует показывать различные ее формы зрителям (родителям, другим детям).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, основная ценность образования - человек, ребенок. Образование  и воспитание должны помочь ребенку стать человеком, стать самим собой.

Воспитательные возможности  театрализованной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена и может удовлетворять любые  интересы и желания ребёнка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.                 

Театральная деятельность позволяет  решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования монологической речи, интеллектуального и художественно-этического воспитания. Она является неисчерпаемым  источником развития чувств, переживаний  и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному  богатству. Произведения искусств заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого  сопереживания, как говорил В.А.Сухомлинский, создаются определённые отношения  и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря  тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Антонова Т., Волкова  Е., Проблемы и поиск современных  форм сотрудничества педагогов  с семьей ребенка,1998 г., №6.

2.Артемова, Л.В. Театрализованные игры школьников / Л.В. Артемова. М., 2001.

3.Буренина, А.И. Современные подходы к развитию детского творчества в театрализованной деятельности / А.И. Буренина. -  М., 2000.

4.Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М., 2007.

5.Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. - М., 2006.

6.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Вгодский. – М., 2002.

7.Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский - Издание 2. М.2008.

8.Запорожец, А.В. Развитие произвольных приложений/ А.В. Запорожец -  М. Издательство АПН РСФСР,2010.

9.Иванцова Л., Коржова О. Секреты ширмы. Ростов–на–Дону,2008.

10.Корчак Я. Как любить детей.

11.Медведева И., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М. 2002.

12. Минаева В.М. Развитие  эмоций школьников. Занятия. Игры. М.2010.

Информация о работе Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида