Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать возможности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.
Объект исследования: процесс организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида.
Предмет исследования: организация театрализованной деятельности с детьми начальных классах компенсирующего вида.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить научно-методической литературы по данной проблеме;
- выявить сущности понятия театрализованной деятельности;
Введение…………………………………………………………………
3
I
Организация театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида……………………..
5
1.1
Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения ……………
6
1.2
Понятие театрализованная деятельность………….
17
1.3
Особенности организации театрализованной деятельности с детьми начальных классов компенсирующего вида…………………………….
21
Заключение……………………………………………………………..
25
Список литературы……………………………………………………
27
Театрализованная деятельность
позволяет ребенку решать многие
проблемы ситуации опосредованно от
лица какого-либо персонажа. Это помогает
преодолевать робость, неуверенность
в себе, застенчивость. Таким образом,
театрализованные занятия помогают
всесторонне развивать ребенка.
Поэтому не случайно во временных (примерных)
требованиях к содержанию и методам
работы в дошкольном образовательном
учреждении выделен специальный
раздел «Развитие ребенка в
- создавать условия для
развития творческой
- приобщать детей к
театральной культуре (знакомить
с устройством театра, театральными
жанрами, с разными видами
- обеспечивать взаимосвязь
театрализованной с другими
-создавать условия для
совместной театрализованной
Для выполнения данных критериев
необходимо создание определенных условий.
Это, в первую очередь, соответствующая
организация работы. Почему прежде
всего «организация», а не «содержание»?
По нашему мнению, только разумная организация
театрализованной деятельности детей
поможет педагогическому
Таким образом, театрализованная деятельность развивает внимание, память, чувство ритма, творческое воображение, а главное, способствуют развитию коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями: происходит апробация собственных коммуникативных возможностей и развитие способностей каждого ребенка в процессе творческого взаимодействия.
Помимо музыкальных занятий в классе педагог организует и театрализованно-игровую деятельность. Она занимает особое место среди видов художественной деятельности школьников. Гармоническое сочетание разных видов искусства в театрализованной игре позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка.
Своеобразие театрализованно-игровой деятельности проявляется в том, что она сочетает в себе как зачатки ролевой игры, так и элементы театрального искусства.
Технология формирования
театрализованно-игровой
Первый этап направлен на формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к театрализованной деятельности. В этот период важно обеспечить условия, способствующие проявлению желания детей с проблемами участвовать в ее различных театрализованно-игровых формах:
- материальные условия (демонстрационный стол, другое оборудование, игрушки, фланелеграф, костюмы и декорации);
- первоначальная ориентировка ребенка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ;
- расширение круга представлений о театре, обогащение его опыта новыми впечатлениями.
Работа на этом этапе начинается с «погружения» ребенка в мир театра сначала в условиях школы (настольный театр, фланелеграф, кукольный театр би-ба-бо), затем продолжается совместно с педагогам, родителями в процессе посещения детских спектаклей в театре (кукольном, драматическом, музыкальном). Впечатления детей закрепляются в тематических беседах и уроках по рисованию на различные темы, например, «Что такое театр?», «Что я видел в театре?».
Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения. На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации, обеспечить понимание и усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, формирование представлении детей о композиционном построении театрализованного действия.
Реализация этих задач в работе с школьниками с разными проблемами в развитии обеспечивается использованием знакомых народных и авторских сказок, а также разнообразных игровых заданий.
Например, для школьников с нарушением слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью можно предложить задание «Угадай, кто это?». Ребенок с нарушением слуха может узнать героя сказки, подобрать соответствующие картинку и табличку со словом; ребенок с задержкой психического развития и умственной отсталостью — вербально передает образ знакомого персонажа по предложенной картинке с изображением детали костюма героя знакомой сказки. В таком игровом задании, как «Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок», ребенку предлагается составить иллюстрацию сказки из разрезанных ее частей.
А для детей с нарушением зрения могут использоваться такие задания, как «Узнай эпизод сказки», в которых ребенок вербально описывает фрагмент сказки по опорным словам. Другой пример — задание «Узнай и опиши по музыкальному фрагменту образ или эпизод сказки». В этом случае ребенку предлагается узнать музыкальную тему определенного персонажа из сказки с музыкальными иллюстрациями, с которой ребенок знакомился на предыдущих занятиях.
Чтобы дети с проблемами могли изобразить сюжет или образ воспринятой сказки, они должны владеть техникой внешнего воплощения образа, средствами интонационно-пластической выразительности.
Третий этап — это формирование театрализованно-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности передачи образов и сюжета. На данном этапе старшие школьники с проблемами в доступной для них форме приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных, образно-ролевых играх, а также знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой сказок, закономерностями появления и движения персонажей в театрализованном действии в режиссерских играх. Этому способствует серия заданий «Если бы я был режиссером», «Если бы я был актером», которые включают в себя специальные упражнения, направленные на овладение детьми с проблемами техникой воплощения образа и сюжета. В процессе овладения средствами выразительности дети подводятся к возможности внешнего отражения образов в театрализованных ролевых играх.
В серии «Если бы я был актером» обучение может осуществляться с помощью разных приемов: посредством подражания действиям взрослого; путем передачи внешних признаков поведения персонажа и типичных особенностей его характера после словесного описания; посредством самостоятельной импровизации образа ребенком.
Изучение театрализованной деятельности школьников с задержкой психического развития, нарушениями речи, умственной отсталостью показывает, что эта деятельность способствует развитию речи, знаково-символической функции мышления, внимания, памяти, воображения. Активизация творческих проявлений детей данной категории становится возможной, когда и в режиссерских, и в образно-ролевых играх нет жесткого привязывания к литературному сюжету, в игре допускаются импровизации в тексте и композиции в процессе сотворчества педагога и детей.[22,c86]
Для развития знаково-символической
и творческой деятельности в режиссерских
играх соблюдаются три важных
условия в процессе обучения детей
театрализованной деятельности: наличие
у ребенка индивидуального
Организация театрализованной деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, художественно–эстетического и музыкального воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В.А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей с ограниченными возможностями.
Таким образом итогом работы по формированию театрализованно-игровой деятельности детей с проблемами может быть детский спектакль по сказке или «Театральный калейдоскоп», в котором дети выступают в различных сценках, этюдах, театрализованных играх. Для того чтобы ребенок мог почувствовать свою социальную значимость в этой деятельности, следует показывать различные ее формы зрителям (родителям, другим детям).
Заключение
Таким образом, основная ценность образования - человек, ребенок. Образование и воспитание должны помочь ребенку стать человеком, стать самим собой.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театральная деятельность позволяет
решать многие педагогические задачи,
касающиеся формирования монологической
речи, интеллектуального и
Список литературы
1.Антонова Т., Волкова Е., Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов с семьей ребенка,1998 г., №6.
2.Артемова, Л.В. Театрализованные игры школьников / Л.В. Артемова. М., 2001.
3.Буренина, А.И. Современные подходы к развитию детского творчества в театрализованной деятельности / А.И. Буренина. - М., 2000.
4.Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М., 2007.
5.Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. - М., 2006.
6.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Вгодский. – М., 2002.
7.Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский - Издание 2. М.2008.
8.Запорожец, А.В. Развитие произвольных приложений/ А.В. Запорожец - М. Издательство АПН РСФСР,2010.
9.Иванцова Л., Коржова О. Секреты ширмы. Ростов–на–Дону,2008.
10.Корчак Я. Как любить детей.
11.Медведева И., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. М. 2002.
12. Минаева В.М. Развитие эмоций школьников. Занятия. Игры. М.2010.