Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является воспитательный процесс.
Предмет курсовой работы – взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.
Цель исследования: изучить взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.
Из цели данной курсовой работы вытекают следующие задачи:
1) Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процес-се: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную ор-ганизацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимодействия семьи и школы в воспитании детей
1.1 Семья как институт воспитания ребенка
1.2 Школа как воспитательная организация
Выводы по 1 главе
Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания
2.1 Формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы
2.2 Организационно-педагогическая работа школы с родителями
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx гот.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

 

Введение 
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимодействия семьи и школы в воспитании детей

1.1 Семья как  институт воспитания ребенка

1.2 Школа как  воспитательная организация

Выводы по 1 главе

Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания

2.1 Формы и  методы организации воспитательного  взаимодействия семьи и школы

2.2 Организационно-педагогическая  работа школы с родителями

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

 

Введение.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа -два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения. В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы является актуальной.

Объектом данной работы является воспитательный процесс.

Предмет курсовой работы – взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

Цель исследования: изучить взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

Из цели данной курсовой работы вытекают следующие задачи:

1) Теоретически  обосновать взаимодействие семьи  и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.

2) Описать формы  и методы организации воспитательного  взаимодействия семьи и школы.

3) Изучить организационно-педагогическую  работу школы с родителями.

4) Разработать  рекомендации родителям по воспитанию  детей.

 

В данной курсовой работе использовались такие методы, как анализ литературы, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта,

Данная курсовая работа опирается на научно-практические разработки А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, А.П. Ситника, С.П. Шевырева, В.А Караковского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическое обоснование взаимодействия  семьи и школы.

1.1 Семья как институт воспитания  ребенка.

Естественной средой, созданной природой для воспитания детей, является семья. Семья - это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству о семье родители несут ответственность за воспитание детей.

В семье проходит важнейший период развития человека - детство, она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества.

В семье закладываются основы личности физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные привычки и качества.В качестве субъектов выступают и макрофакторы (страна, этнос, общество), и мезофакторы (регион, место проживания), и, конечно, микрофакторы (родители ребёнка; прямые прародители - бабушки и дедушки; прямые тети и дяди ребёнка; старшие братья и сестры; другие члены семьи; сама семья как коллектив).

Государство как субъект семейного воспитания детей осуществляет социальную политику в отношении поддержки, помощи и охраны прав семьи.

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее членов объединяет многообразие отношений, а также общее жизненное пространство, совместная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечение членов семьи. Все эти явления и процессы, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер и составляют среду, в которой происходит социализация ребенка. В этой социализирующей семейной среде есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно. Поэтому под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

Цель семейного воспитания выражает то, кем должен стать ребенок к 18 годам. В наиболее общем виде родители хотят вырастить своего ребенка хорошим человеком. Различные вариации этой общей цели связаны с уровнем ее осознания субъектами воспитания и с различными сословными, региональными и прочими условиями. В отдаленной перспективе все родители хотят видеть своего ребенка:

  1. здоровым;
  2. образованным (умным);
  3. воспитанным (порядочным, уважительным, честным, человечным);
  4. подготовленным к жизни (самостоятельным, трудолюбивым, конкурентоспособным);
  5. счастливым (семейственным, хозяйственным).

Действующие в текущей семейной обстановке цели воспитания могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Многообразие целей семейного воспитания предполагает: привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения; в подростковом возрасте - физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; в старшем школьном - культивирование отдельных способностей (в каких либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или деятельности.

По содержанию текущие цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно воспитывать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.)

Особенности семейного воспитания.

  1. Наличие врожденных, генетических механизмов родительского поведения.
  2. Стихийный, спонтанный характер семейных воспитательных воздействий, которые происходят в случайно складывающихся обстоятельствах и ситуациях.
  3. Латентный характер целей. Воспитание в семейном социуме происходит в процессе жизнедеятельности его членов, цели и смыслы процесса семейного воспитания не всегда осознаются его субъектами.
  4. Натурализм педагогических средств. В качестве воспитательных и дидактических средств семья использует натуральный вещно-предметный мир, естественное бытовое общение, реальную трудовую деятельность, другие натуральные элементы и явления жизни. Исключения составляют лишь игрушки и игры, которые изначально имеют педагогический смысл.
  5. Автоматизм функционирования семейной педагогики, постоянная включенность ребенка во все характерные типы отношений в семье. Воспитание в семье начинается естественным образом с рождения ребенка и заканчивается по мере присвоения им самостоятельных социальных ролей и сопутствующих отношений.
  6. Адаптивность к любым результатам воспитания. Семья воспринимает любые особенности, любые результаты развития и социализации ребенка как нечто естественное. Она не столько добивается результатов, сколько терпеливо ожидает их, продолжая свои усилия сколь угодно долго.
  7. Направленность на поведенческие ориентиры. Нравственные предписания человечества настолько вариативны, ситуативны и нередко противоречивы, что познать эту сферу человеческих отношений только путем логического запоминания практически невозможно. Технология семейного воспитания направлена не столько на формирование нравственных истин, сколько на включение ребенка в поведенческие ситуации.
  8. Многоплановость (комплексность) воспитывающих воздействий.
  9. Носителями педагогических функций в той или иной мере являются все члены семьи. Все виды жизнедеятельности ребенка имеют воспитательные функции.

Вариативность семейного воспитания.

Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий членов семьи и др. В технологии семейного воспитания можно выделить общие, особенные и единичные составляющие. Общие элементы присущи всем явлениям и процессам семейного воспитания, особенные представляют собой вариации на уровне типологии, а единичные присущи отдельно взятой семье.

Особенности методов.

Основное воспитательное влияние в семье на ребёнка оказывают:

  1. сама социальная макросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям;
  2. внутри - и внесемейная деятельность, бытовой труд, являющиеся одними из основных средств приобщения ребёнка к будущей жизнедеятельности;
  3. собственно воспитательная деятельность родителей;
  4. средства массовой коммуникации.

В практике современного семейного воспитания на фоне общего поддерживающего стиля можно выделить четыре его основные, альтернативные разновидности (в которых просматриваются черты исторических стилей): авторитарный, свободно-либеральный, гиперопека и активно-заинтересованный.

Авторитарный стиль (метод) - самый древний, самый жестокий тип воспитательных отношений, при котором используются власть, принуждение, а самостоятельность и активность ребёнка постоянно подавляются. Ему присущи агрессия, нетерпимость, несправедливость, безжалостность и т.п. Те же качества передаются и детям.

Свободно-либеральный стиль предоставляет ребёнку свободу действий, при этом родители обычно отстраняются от участия в детской жизни, проявляют безразличие и даже попустительство и вседозволенность. При этом стремятся к ложному заигрыванию, созданию дешёвого авторитета.

При гиперопека сводится к минимуму поле самовыражения и самоутверждения ребёнка, его освобождают от элементарной заботы о себе, ограничивая лишь функциями потребления. Для этого стиля характерны сюсюканье, баловство, переоценка способностей ребёнка. Результат таких методов - эгоизм, инфантилизм, торможение развития самостоятельности, достоинства, свободы, творчества.

Активно-заинтересованные методы в семейном воспитании, в основе являясь гуманно-демократическими, предполагают душевное отношение к детям, творческое сотрудничество, грамотный педагогический подход к ребёнку.

При всех стилях и методах отрицательными факторами являются: занятость, конфликты, вредные привычки, двойная мораль родителей.

1.2 Школа как воспитательная  организация.

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей в возрасте от 6-7 до 18 лет. Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами:

    1. знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
    2. четким представлением социальных функций школы в современных условиях;
    3. пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;
    4. практической подготовленностью учителя к работе с родителями, по воспитанию подрастающего поколения.

Мастерство педагога-воспитателя, по мнению А.С. Макаренко, не является «каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нет такой специальности, которой нельзя было бы выучить человека: специальность учителя - быть воспитателем, педагогом. Более того: быть воспитателем - это «очень легкое дело». Решающим условием при этом выступает тот бесспорный факт, что педагог должен быть личностью: личность воспитывается личностью, и потому личность педагога сама должна быть воспитана. В этой же новаторской логике решались и вопросы методики воспитательного процесса. Педагог-воспитатель, по его мнению, «имеет в своем распоряжении единственный метод» - быть всегда рядом со своими воспитанниками, вместе с ними решать жизненно важные проблемы (коллективные и индивидуальные), думать об их будущем. Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей: «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем», - подчеркивал А.С. Макаренко.

Целевые ориентации.

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:

1) цели государственной  образовательной политики;

2) региональные  социально-воспитательные цели;

3) цели как  планируемые результаты развития  личности школьника.

Цели высшего уровня - это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах.

Информация о работе Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания