Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является воспитательный процесс.
Предмет курсовой работы – взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.
Цель исследования: изучить взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.
Из цели данной курсовой работы вытекают следующие задачи:
1) Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процес-се: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную ор-ганизацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование взаимодействия семьи и школы в воспитании детей
1.1 Семья как институт воспитания ребенка
1.2 Школа как воспитательная организация
Выводы по 1 главе
Глава 2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания
2.1 Формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы
2.2 Организационно-педагогическая работа школы с родителями
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx гот.docx

— 66.12 Кб (Скачать файл)

1) формирование  физически здоровой, духовно-богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

2) воспитание  гражданственности, уважение к правам  и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

3) формирование  целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

4) разностороннее  развитие детей, их познавательных  интересов творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребёнка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания; их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

1) включение  учащихся в различного рода  творческую деятельность с использованием  форм;

2) формирование  доминанты саморазвития и самосовершенствования  личности; развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуро-творческого процесса;

3) приобщение  детей к сохранению природы  и исторических памятников; к  традициям и народным ремёслам;

4) включение  школьников в современные формы  хозяйствования (участие в создании  технических и коммерческих программ);

5) организация  культурно-досуговой деятельности  в среде и др.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определённая комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» они сформулированы так:

1) научить учиться;

2) научить жить;

3) научить жить  вместе;

4) научить работать  и зарабатывать.

Концептуальные основы школьного воспитания.

Понятие «воспитание» признаётся важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в содержании любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

Единой для всех школ концепции воспитания нет и быть не может. Каждый тип образовательного учреждения и определённое учреждение могут иметь свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов: специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения; их традиций; культуры; кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей и т.д.

Так же как и в обучении, в технологиях школьного воспитания можно выделить реально существующие традиционные позиции и позиции развития, которые особенно проявляются в деятельности инновационных образовательных учреждений.

Особенности содержания и методов.

 В  опыте российской школы достаточно  много разнообразных воспитательных  методических средств и организационных  форм. Однако всё это многообразие  представляет собой малоэффективную эклектическую смесь, поэтому лучшие воспитательные технологии имеют определённую структуру, состоящую из следующих технологических компонентов и подструктур:

1) общей концептуальной  основы;

2) общих целевых  ориентаций;

3) комплекса  методических средств, адекватных  поставленным целям;

4) подсистемы  деятельности, обеспечивающей реализацию  целей;

5) подсистемы  отношений между всеми участниками  воспитательного процесса и освоенной ими окружающей средой;

6) управления, обеспечивающего  интеграцию компонентов в целостную  систему.

Разнообразие методов и форм - один из путей активизации и интенсификации воспитания. Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.

Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, способности, культуру детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Для воспитателя важно знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Однако упорядочить формы воспитательной работы можно путем выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела.

В основе этой типизации - главные средства воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут рыть различными.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.

Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях.

Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация - это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания - это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведу в пример наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ. При этом следует помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Выводы по 1 главе.

 Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:

1) советник: информирует  семью о важности и возможности  взаимодействия родителей и детей  в семье; рассказывает об особенностях  развития ребенка; дает педагогические  советы по воспитанию детей  и др.;

2) консультант: консультирует по вопросам семейного  законодательства, по вопросам межличностного  взаимодействия в семье; информирует  о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;

3) защитник: защищает  права ребенка в случае, когда  приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления А.П. Ситник выделяет следующие:

Информация о работе Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания