Организация занятий по охране и укреплению здоровья детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть теоретические подходы к основной теме исследования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретическое обоснование темы исследования…………………….4
Цели и задачи создания здоровьесберегающей среды в ДОУ……….6
Рекомендации по проведению работы с детьми…………………….6
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования…………………………………………….7
Глава 2.Здоровьесберегающий педагогический процесс…………………….8
2.1 Сохранение и укрепление здоровья детей, физическое воспитание……9
2.2 Познавательная деятельность, медицинское обеспечение, музыкотерапия, питание и режим дня в нашем ДОУ…………………………………………..11
2.3 Организация развивающей среды в нашем ДОУ………………………...11
Глава 3. Опытно-практическая работа по основной теме исследования…..15
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………..………..28
Приложения……………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

здоровье.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Департамент образования  администрации Владимирской области

ГБОУ СПО ВО «Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный педагогический  колледж»

 

 

 

Курсовая работа

по педагогике

тема: «Организация занятий по охране и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ»

 

 

 

 

 

Выполнила: Антонова Виктория Владимировна

студентка 3-ДО группы

заочного обучения ЮПИГК

Научный руководитель: Ципкина Елена Владимировна

преподаватель педагогики и  психологии

 

 

Юрьев-Польский

2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретическое обоснование темы исследования…………………….4

    1. Цели и задачи создания здоровьесберегающей среды в ДОУ……….6
    2. Рекомендации по проведению работы с детьми…………………….6
    3. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования…………………………………………….7

Глава 2.Здоровьесберегающий  педагогический процесс…………………….8

2.1 Сохранение и укрепление  здоровья детей, физическое воспитание……9

 2.2 Познавательная деятельность, медицинское обеспечение, музыкотерапия, питание и режим дня в нашем ДОУ…………………………………………..11

  2.3 Организация развивающей  среды в нашем ДОУ………………………...11

Глава 3. Опытно-практическая работа по основной теме исследования…..15

Заключение ……………………………………………………………………..27

Список использованной литературы………………………………..………..28

Приложения……………………………………………………………………..30

 

 

Введение 

 

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями  природной и социальной среды, а  также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому  самой актуальной проблемой на сегодняшний  день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь  еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".

Здоровье рассматривается  как полное физическое, психическое  и социальное благополучие, как гармоничное  состояние организма, которое позволяет  человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной  деятельности.

Для достижения гармонии с  природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем  здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний  день является формирование у детей  дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его  с помощью приобщения к здоровому  образу жизни.

В настоящее время во многих детских садах проводятся занятия  по воспитанию здорового образа жизни  в ходе кружковой работы, при оказании дополнительных образовательных услуг. Для более полной, эффективной  и системной работы и были разработаны  предлагаемые занятия, которые помогут  в работе каждого педагога в дошкольном образовательном учреждении нашего г. Александрова и Владимирской области.

Цель исследования: рассмотреть теоретические подходы к основной теме исследования.

Объект исследования: процесс развития ребёнка в условиях ДОУ.

Предмет исследования: средства и приёмы, содержания занятий по теме (по охране и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ).

Задачи исследования:

  1. Определить цели деятельности педагога в условиях ДОУ.
  2. Провести анализ психолого-педагогической методической литературы по организации физкультурно-оздоровительной деятельности воспитателя в ДОУ.
  3. Разработать методические рекомендации развивающей среды в ДОУ.
  4. Подготовить описание занятий с детьми по теме исследования.

Нами использованы следующие  теоретические методы исследования:

  1. Анализ литературы по теме исследования.
  2. Сравнение теоретических подходов к основной проблеме исследования.
  3. Классификация.
  4. Моделирование педагогической деятельности в условиях ДОУ по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретическое обоснование темы исследования

 

Что такое здоровье? «Что имеем не храним, потерявши - плачем». Эта народная пословица, имеющая  широкое значение, подмечает и  наше отношение к здоровью. Пока оно есть, мы попросту о нем не задумываемся, а когда его нет, тратим много времени, сил и средств  на его восстановление, которое, увы, не всегда достигается.

Но прежде всего, ответим на вопрос: что такое здоровье? Это слово настолько привычно, что мы, часто употребляя его, не вкладываем в него соответствующего смысла. Мы привыкли каждый день говорить друг другу: здравствуйте! И мы даже не отдаем себе отчета, что лучшим приветствием человеку является пожелание здоровья. Мы иногда машинально подписываем поздравительные открытки, которые заканчиваются словами: крепкого здоровья, счастья, успехов. А почему? Ведь и больной человек может быть счастлив и успешно работать. Но мы как-то подсознательно понимаем, что без крепкого здоровья и счастье не то и успехи не те. Тем не менее, эта заключительная фраза поздравительного письма стала уже дежурной и мы не всегда вдумываемся в ее смысл.

Мы провозглашаем здравицы и говорим о чем-либо - здорово! Угощая гостей, мы приговариваем: на здоровье, и даже некоторые эстрадные номера начинаются словами: «Здоровеньки булы!» 

Одним словом, в понятие  здоровья мы вкладываем что-то очень  хорошее, необходимое человеку и  в его работе, и в отдыхе, и  в развлечениях.

Но наука всегда требует  точности, и, прежде всего, она требует  дать четкое определение понятию, которым  предстоит оперировать.

Мы можем обратиться к  энциклопедиям, пролистать труды классиков  медицины, сочинения философов и  найти самые различные определения  этого понятия. Поэтому возьмем  за основу то, в чем выразился  опыт многих поколений людей, нашли  отражение мысли многих сотен  ученых, многих тысяч врачей. Раскроем Устав «Всемирной организации здравоохранения» и прочитаем: «Здоровье есть состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Сегодня нет необходимости  убеждать кого либо в актуальности проблемы здоровья детей. К началу ХХI века в России сложилась по истине драматическая ситуация. С 1990 г происходит беспрецедентное уменьшение народонаселения России. Смертность превышает рождаемость в 1,5 – 2,5 раза. Только 8% новорожденных имеют высокую жизнеспособность, 31% подростков страдают психическими расстройствами.

Не случайно поддержка  и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения  сегодня является стратегическим направлением государственной политики, является одним из ключевых направлений в  национальной образовательной инициативе предложенной президентом России.

Общество и государство  предъявляют системе образования  социальный заказ на здоровую личность.

По данным отечественных  и зарубежных исследователей здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% -от наследственности, на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в  стране.

Любой тип образовательного учреждения должен стать образовательно-оздоровительным, работать по принципу «Образование не должно даваться ценой здоровья».

Охрана жизни и здоровья детей – ведущий аспект управленческой деятельности в ДОУ, который отражается во всех внутренних локальных актах, регламентирующих деятельность учреждения. На Совете педагогов утверждена программа  «Развития ДОУ» на 2009 – 2012г, Программа  «Здоровья».

  Забота о физическом  здоровье ребенка и его психическом  благополучии - первостепенная задача  и педагогов детского сада  и родителей, создающих такую среду, которая обеспечивает безопасность его жизнедеятельности и способствует двигательной активности.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие  во всем мире наметилась тенденция  к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные  отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах  питания, некачественная вода, накапливающиеся  раздражения в обществе, связанные  с неудовлетворительным экономическим  положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

 

1.1 Цели и задачи  создания здоровьесберегающей среды в ДОУ

Цель занятий - формирование убеждений и привычек здорового  образа жизни в условиях дошкольного  образовательного учреждения.

Данная цель реализуется  посредством следующих задач :

- Дать детям общее представление  о здоровье, как о ценности, расширить  представления детей о состоянии  собственного тела, узнать свой  организм, научить беречь свое  здоровье и заботится о нем  .

-  Помочь детям в  формировании привычек здорового  образа жизни, привитию стойких  культурно - гигиенических навыков. 

- Расширят знания дошкольников  о питании, его значимости, о  взаимосвязи здоровья и питания. 

- Формировать положительные  качества личности ребенка, нравственного  и культурного поведения - мотивов  укрепления здоровья.

 

1.2 Рекомендации по проведению работы с детьми

Занятия длительностью 25 - 30 минут проводятся в течение всего  учебного года, 2 раза в месяц. В процессе воспитания здорового образа жизни  у детей, наряду, с занятиями, в  ходе которых также решаются задачи по закреплению словаря, в обязательном порядке необходима предварительная работа, которая ведется в свободное от занятий время с опережением данных занятий на одну неделю.

Как во время проведения занятий, так и в ходе предварительной  работы используется наглядность для  более эффективного восприятия ребенком поданного материала.

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей  дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке  должен также заботится и о  здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия.

 

1.3 Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования

Развитие детей тесно  связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1.Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной  позиции детей в процессе получения  знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство  семьи, педагогического коллектива  и самих детей в укреплении  их здоровья, развитии творческого  потенциала. 

 

 

 

Глава 2. Здоровьесберегающий педагогический процесс

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду  - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в  режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение  физического, психического и социального  благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие  условия организации педагогического  процесса.

Таким образом, актуальным для  нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным  стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально  здоровьесберегающих образовательных  методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и  оздоровления с учетом состояния  здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого  ребенка.

К основным направлениям оздоровительной  деятельности в нашем детском  саду  мы относим:

Информация о работе Организация занятий по охране и укреплению здоровья детей