Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть теоретические подходы к основной теме исследования.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретическое обоснование темы исследования…………………….4
Цели и задачи создания здоровьесберегающей среды в ДОУ……….6
Рекомендации по проведению работы с детьми…………………….6
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования…………………………………………….7
Глава 2.Здоровьесберегающий педагогический процесс…………………….8
2.1 Сохранение и укрепление здоровья детей, физическое воспитание……9
2.2 Познавательная деятельность, медицинское обеспечение, музыкотерапия, питание и режим дня в нашем ДОУ…………………………………………..11
2.3 Организация развивающей среды в нашем ДОУ………………………...11
Глава 3. Опытно-практическая работа по основной теме исследования…..15
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………..………..28
Приложения……………………………………………………………………..30
- организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
- организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
-организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей
Целью нашей работы
по здоровьесбережению всегда
было и будет оздоровление
детей, а также создание таких
условий, которые помогут
Работа по формированию
представлений и навыков
2.1 Сохранение и укрепление здоровья детей, физическое воспитание
Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики, которую проводит педагог по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.
Для создания целостной системы
здоровьесбережения детей очень
важным является организация двигательной
развивающей среды в дошкольном
учреждении. В учреждении оборудован
физкультурный зал. Уделяется большое
внимание организации физкультурно-
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
1. Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно); Зарядка в летнее время на свежем воздухе. Зарядка проводится в различной форме: традиционная , игровая, с использованием различных предметов, под музыку, под шумовые инструменты (бубен) и т.д.
- физкультурные занятия (3 раза в неделю); Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю(старш..ср. группы) 2 раза в зале 1 раз на улице; у младшей группы 2 раза в неделю. Физкультурные занятия проводятся тоже в различной форме: традиционные, комплексные, игровые, обучающие, занятия- соревнования и т.д. В зале занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на улице под шумовые инструменты( бубен).
- Бег и ходьба, подвижные
игры на прогулке( дозированные
бег и ходьба на прогулке- один
из способов тренировки и
Подвижные и спортивные игры
развивают у детей
- музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях); Динамические паузы проводятся во время занятий, требующих от детей усидчивости, умственного напряжения. Для снятия напряжения проводятся динамические паузы: к ним относятся физкультминутки, пальчиковые игры и тд.
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях;
- оздоровительная гимнастика
после дневного сна (ежедневно)
- профилактическая работа: Профилактика гриппа: (прививки; аэрация групп мелко нарезанным чесноком и луком - ежедневно на период эпидемии; аскорбиновая кислота, ревит; оксолиновая мазь, ежедневно 2 р в день перед прогулкой; ношение медальона со свежими дольками чеснока- ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- Закаливание
- воздух: температурное воздействие на организм (на кожные покровы, лёгкие и другие органы и системы).
- прогулки- стараемся гулять в любую погоду в соответствующей сезону одежде;
- дневной сон при открытой форточке в летний период
- хождение босиком по «дорожкам здоровья»;
- дозированное хождение босиком по земле в летний период;
Занятия в зале в облегченной одежде при температуре 18-20 град.С
- утренняя гимнастика в облегченной одежде;
- мытьё рук холодной водой до локтя;
- полоскание горла прохладной водой после приёма пищи;
- солнечные ванны;
- отдых в тени;
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц). Праздник приносит радость, даёт душевную и физическую разрядку . В ДОУ проводим физкультурные досуги в зале и на улице, тематические досуги, театрализованные представления, познавательные досуги, праздники совместно с родителями и т.д.
- Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
- Летняя оздоровительная площадка.
2.2 Обеспечение
активной позиции детей в
- Познавательная деятельность - включение в учебный процесс еженедельных занятий познавательного цикла, знакомящих детей со строением человека, здоровым образом жизни и безопасным поведением в быту, на природе (темы: «Опасные предметы в доме», «Съедобные- несъедобные грибы, ягоды», «Лекарственные растения», «Овощи и фрукты- источник витаминов, «Дорожные знаки», «Будь осторожен с огнём») и др.
- Медицинское обеспечение
здоровьесбережения в ДОУ
Медицинская сестра детского сада организует лечебно-оздоровительную работу, следит за рациональным питанием и вместе с физкультурным руководителем и воспитателями проводит диагностику уровня физического развития. Профилактика заболеваемости включает в себя ароматизацию помещений (чесночные букетики), чесночно-луковые закуски, салаты из свежих овощей и фруктов, использование оксалиновой мази перед прогулками в зимне-весенний период, прививки.
В детском саду стараются
выполнять принципы
Упорядочение режима
дня, проведение занятий на
свежем воздухе, регулярные
- Организация рационального питания
Работаем по 10-дневному меню, пища готовится по ТК. Меню стараемся составлять разнообразные, чтобы детки всё съедали. В зимний период в рационе питания салаты из лука , чеснока, стараемся побольше давать овощей, фруктов, проводим С- витаминизацию.
- Музыкотерапия. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. При использовании музыки следует помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.
2.3 Организация развивающей среды в нашем ДОУ
В каждой группе создан Уголок здоровья, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом «дорожки здоровья», сделанные своими руками, скакалки, мячи, обручи, ростомер, и т.д. В театральном уголке представлены куклы- игрушки из пальчикового, перчаточного театров. Имеются в группах Уголок ряжания, Уголок природы (календарь погоды, комнатные растения разных видов, оборудование для опытов, термометр). Уголок книголюба, игровая зона для девочек «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская» игровой уголок для мальчиков, Уголок дежурств, Уголок красоты. Мебель подобрана по росту детей . Развивающая среда в раздевалке (уголки для родителей: меню, режим дня, советы и информация для родителей).
На участке детсада большое внимание уделяется «зеленой зоне»- газонам, цветникам из цветущих растений, кустарникам, деревьям. Для трудовой деятельности детей имеется огород из нескольких грядок( грядки с капустой, морковью, укропом, луком , свеклой, горохом ,редиской).
На участке имеются веранды, песочницы, спортивный игровой комплекс (горка). Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Система оздоровительной работы включает в себя:
- психологическое сопровождение развития;
- разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
- систему работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
-организацию здорового питания;
- оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
- Работа с родителями:
Здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют эмоциональное состояние ребёнка. Его психическое здоровье, Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей.
В ДОУ проводится следующая работа с родителям:
- анкетирование;
-просветительская :наглядная агитация (стенды, памятки, папки-передвижки). Встречи со специалистами во время обследования детей
-интегративная: совместное
обсуждение проблем ( родительские
собрания); совместные мероприятия(
субботники, праздники, помощь
в организации окружающей
Вывод: Положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и родителей, понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми и добросовестном выполнении рекомендаций.
Общий уровень здоровья детей
определенно зависит от уровня
физического здоровья детей, который,
в свою очередь, дважды в год
изучается специалистами и
Глава 3. Опытно-практическая работа по основной теме исследования.
Занятие 1 ."Страна волшебная - здоровье".
Программное содержание:
1. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.
2. Воспитывать желание заботится о своем здоровье.
3. Развивать воображение
и умение отображать свой
Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка
Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши.
Словарная работа: уточнить и закрепить слова: здоровье, здоровяк, редко болеющий.
Предварительная работа : привитие детям гигиенических навыков, беседа с детьми о пользе зарядки, чтение художественной и познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы. Вот сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране - здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого - растяпа( обращает внимание детей на персонажей)
- Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа? (Ответы детей).
Информация о работе Организация занятий по охране и укреплению здоровья детей