Организаторская техника в структуре педагогического мастерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства учителей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать виды и содержание педагогического анализа.
3. Рассмотреть педагогический анализ урока как средство повышения педагогического мастерства учителя.
4. Охарактеризовать педагогическое мастерство.
5. Выявить роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты организационной техники педагогического мастерства……………………………………………. …………………………..6
1.1 Виды и содержание педагогического анализа………………………………6
1.2 Педагогический анализ урока………………………………………………13
Выводы по первой главе………………………………………………………...21
Глава II. Повышение педагогического мастерства учителей посредством педагогического анализа урока…………………………………………………23
2.1 Характеристика педагогического мастерства……………………………...23
2.2 Роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства ……………………………………………………………………….30
Выводы по второй главе………………………………………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Профессиональный педагогический институт

Кафедра Педагогики-психологии профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организаторская техника в структуре  педагогического мастерства

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  гр. ЗФ-328-5-1

        Дериглазова Любовь Сергеевна

                  Научный руководитель:

                  Корнеева Наталья Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск - 2013

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты организационной техники педагогического мастерства……………………………………………. …………………………..6

1.1 Виды и содержание педагогического анализа………………………………6

1.2 Педагогический  анализ урока………………………………………………13

Выводы по первой главе………………………………………………………...21

Глава II. Повышение педагогического мастерства учителей посредством педагогического анализа урока…………………………………………………23

2.1 Характеристика  педагогического мастерства……………………………...23

2.2 Роль педагогического  анализа урока в повышении  педагогического мастерства ……………………………………………………………………….30

Выводы по второй главе………………………………………………………...41

Заключение……………………………………………………………………….43

Список литературы………………………………………………………………46

Приложения……………………………………………………………………...48

 

 

Введение

 

Изменения, проходящие в  обществе, находят отражение в системе образования - возрастает значимость повышения квалификации педагогических кадров. C признанием ведущей роли педагога в достижении целей образования проводимая в нашей стране работа по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года требует определения более эффективных путей и методов совершенствования педагогического мастерства педагогов. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.

Качество и эффективность  урока зависят не столько от того, что знает учитель, но и от того, как он реализует свои знания. Мастерство учителя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки. Без этого педагогическое мастерство не приходит к учителю вообще либо приходит чрезвычайно медленно. Постоянное совершенствование своей работы, и в частности уроков, позволит молодому учителю довольно скоро стать очень хорошим специалистом. Анализ - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.

Анализ урока –  дело сложное. Разобрать урок по пунктам  трудно и требует много времени. Анализ проведенного урока – начало подготовки к следующему уроку. Поскольку совершенствованию каждого урока нет предела, хорошему учителю никогда не хватает времени на подготовку. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий, от его способностей и желания стать хорошим специалистом.

Очень полезно посещение  уроков и изучение опыта других учителей. Подражание образцам – одно из наиболее частых и вполне приемлемых начал самостоятельной деятельности почти в любой области. Промахи и недочеты всегда виднее со стороны, изучение их должно послужить тому, чтобы не допускать подобного в своей работе.

Немаловажную роль педагогический анализ играет в совершенствовании  мастерства каждого учителя. Грамотный  анализ деятельности коллектива дает возможность каждому учителю  увидеть связь между методами, которые он применял в течение  прошедшего года, и достигнутыми результатами.

Из такого анализа  каждый учитель должен узнать, что  в работе следует закрепить, а  что устранить, каким путем избежать повторения ошибок.

Педагогический анализ развивает общую культуру учителя, дает ему возможность глубоко изучить ученика, влияет на рост творческой активности учителя и, как совершенно справедливо считал В.А. Сухомлинский, коренным образом меняет его взгляд на свой труд и является важнейшим побудительным средством процесса самовоспитания и самообразования педагога. Лишь кропотливый анализ собственного и чужого опыта, изучение необходимой литературы могут привести учителя к высокому профессиональному уровню мастерства.

Важно обретение учителем уверенности в своих силах  – в своей возможности научить, объяснить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Вместе с тем уверенность должна сочетаться с внимательным анализом своих поступков, необходимой самокритичностью, готовностью правильно реагировать на критические замечания руководителей и коллег, так как их советы помогают повышать квалификацию. Более опытный педагог подтягивает менее опытных. Неопытный на чужих ошибках учится сам. На основе этого была сформулирована тема курсовой работы: «Организаторская техника в структуре педагогического мастерства».

Объектом исследования является педагогический анализ урока.

Предмет исследования - повышение педагогического мастерства посредством педагогического анализа урока.

Цель курсовой работы – выявить роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства учителей.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать  виды и содержание педагогического анализа.

3. Рассмотреть педагогический анализ урока как средство повышения педагогического мастерства учителя.

4. Охарактеризовать педагогическое мастерство.

5. Выявить роль  педагогического анализа урока  в повышении педагогического  мастерства.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты организационной техники педагогического мастерства

 

1.1 Виды и содержание педагогического анализа

 

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных  действий (функций), представляющих законченный  цикл: анализ; целеполагание и планирование; организационная деятельность; контроль и регулирование.

Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций  развития, объективную оценку результатов  педагогического процесса и выработку  на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.

Функция педагогического  анализа в ее современном понимании  разработана Ю.А. Конаржевским [13]. Она  занимает особое положение в управленческой деятельности. С анализа начинается управленческий цикл и им же он заканчивается. Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.

Анализ любого вопроса  педагогического процесса представляет собой специфический вид поиска. Это поиск, разворачивающийся во времени, протекающий в строгой последовательности аналитических действий. Как и любой другой поиск, педагогический анализ предполагает движение к определенной цели. В общих чертах цель такой работы состоит в том, чтобы найти лучшее состояние для управляемого объекта и перевести его в это состояние. Вот почему целью педагогического анализа является обеспечение широты и глубины познавательной стороны управления школой как важнейшего фактора эффективности этого процесса.

Цель достигается за счет решения следующих основных задач:

     ● анализа состояния системы, ее подсистем и элементов (анализ качества преподавания знаний, уровня воспитанности и т.д. за определенные промежутки времени: день, неделю, месяц, четверть, полугодие и т.д.);

     ● определения пути развития педагогического процесса в целом, а также за отдельный период;

     ●  изучения путей достижения конкретных результатов работы школы, ее подразделений, классов, отдельных учителей и учеников в течение годичного цикла;

     ●  выявления на основе решения указанных задач основных факторов, влияющих на уровень успеваемости и воспитанности учащихся, степени этого влияния;

      ● определения причин несогласованности в деятельности подразделений школы, а также между звеньями учебно-воспитательного процесса и выработки рекомендаций по сохранению сбалансированного состояния в управляемой системе;

     ● анализа взаимодействия школы с окружающей ее внешней средой, определения мер по локализации или ликвидации негативных влияний с ее стороны на учебно-воспитательный процесс;

     ● выявления и обоснования внутренних педагогических резервов повышения качества преподавания, уровня знаний и воспитанности;

     ● анализа передового педагогического опыта, выработки рекомендаций по его освоению;

     ● постоянного анализа руководителями эффективности управления школой;

     ●  разработки конкретных рекомендаций по итогам анализа.

Указанные основные задачи и составляют содержание функции  педагогического анализа.

Без реализации данной функции нельзя конкретно, точно определить цели и задачи управленческой деятельности, обоснованно принять решения, невозможна эффективная управленческая деятельность. Педагогический анализ требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления.

В теории и практике внутришкольного  управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др. [25]) определены основные виды педагогического  анализа. Существуют различные его  классификации в зависимости  от объекта анализа (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).

По объекту педагогического анализа различаются следующие его виды:

     ● анализ работы школы в целом;

     ● анализ работы отдельных ее структурных линий (старшего, среднего, младших звеньев, параллелей и т.д.);

     ● анализ работы класса, группы, учителя и т.д.

По субъекту педагогического анализа можно выделить:

     ● административный (анализ проводимый директором, его заместителем по учебно-воспитательной работе, организатором по внеклассной и внешкольной работы);

     ● самоанализ;

      ● взаимоанализ;

     ● ученический;

     ● родительский.

По применяемой методике:

     ● экспертный,

     ● тестовый,

     ● опросный,

     ● документальный.

По цели:

     ● объективная оценка деятельности;

     ●подведение итогов работы, формулировка задач на будущее, аналитическое обеспечение планирования;

     ● ликвидация узких мест в учебно-воспитательном процессе;

     ● выявление определенных педагогических резервов;

     ● при помощи постоянного анализа данных внутришкольного контроля и оперативной информации, регулирование хода учебно-воспитательного процесса;

      ● обобщение передового педагогического опыта;

     ● определение качества знаний и уровня преподавания и воспитанности учащихся;

     ● определение эффективности управления.

Далее мы обратимся к  выделению и характеристике видов  педагогического анализа в зависимости  от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношениях. По содержанию анализ может быть: параметрический, тематический (локальный) и итоговый (комплексный).

Параметрический анализ состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут выступать отдельный урок или воспитательное дело, текущая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое состояние школы.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого  директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных  занятий. Фиксирование результатов  параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ - это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций  в педагогическом процессе. Если предметом  параметрического анализа может  выступать отдельный урок или  внеклассное занятие, то предметом тематического анализа выступает уже система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

Информация о работе Организаторская техника в структуре педагогического мастерства