Основные этапы развития педагогической науки и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:16, лекция

Описание работы

Педагогика - (греч. paidagogike teachne - «детоводческое» мастерство, от pais, родительный падеж от paidos - дитя, ребенок, и ago - веду), отрасль науки, раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Как и всякая другая наука, педагогика представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний. Но знаний о чем? Отметим, что начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовывалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни.

Файлы: 1 файл

тема 1.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1: Основные этапы развития педагогической науки и практики

 

 Педагогика - (греч. paidagogike teachne - «детоводческое» мастерство, от pais, родительный падеж от paidos - дитя, ребенок, и ago - веду), отрасль науки, раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.

Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Как и всякая другая наука, педагогика представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний. Но знаний о чем? Отметим, что начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовывалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни.

I. Начало истории школы, и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э. В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1 -го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др. Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт – школа [2, с.17].

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов.

Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник развития школы. Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности - учителя. Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения.  Вместе с тем, в конечном счете, возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества [2, с.19].

Таким образом, средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство.

Возникшие в 3-м тысячелетии до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. Почти в каждом городе были учебные заведения, которые появились в  связи с потребностями в грамотных людях - писцах. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски эдуббы). Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Зарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников [2, с.21].

Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становятся своеобразными культурно-просветительскими центрами.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы.

В шумерском «Сказании о сотворении мира» и «Законах Хаммурапи» подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел» (вот почему слова «знание», «учение» и «узел» изображались одним и тем же иероглифом). Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой обучения.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Таким образом, школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.

Население Индии было поделено на четыре основные касты:

а) брахманы (жрецы) - пользовались наибольшими социальными привилегиями;

б) кшатрии - профессиональные воины, в мирное время содержались за счет государства;

в) вайшьи - земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы, относились к свободной трудовой части населения.

г) шудры - низшая каста - наемные работники, слуги, рабы, не имели никаких прав, а лишь одни обязанности

Взгляд на идеальное воспитание:

1) претендовать на него могли лишь высшие касты;

2) человек рожден для насыщенной  счастливой жизни.

3) воспитание – а) умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение); б) духовность - способность к самопознанию; в) физическое совершенство - закаливание, владение собственным телом; г) любовь к природе и прекрасном; д) самообладание и сдержанность [2, с.32].

Таким образом, наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху.

Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в III-м тысячелетии до н.э. и назывались сян и сюй.

Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Сюэ (учить, учиться) – слово, которое позже использовалось для обозначения учебного заведения. В сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью [2 , с.36].

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование.

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций (551 —479 до и э) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Главные черты образования в Китае (2 в до н. э. - 2 в. н. э.):

1) конфуцианство являлось официальной  идеологией, образования и воспитания;

2) образованность получила сравнительно  широкое распространение, вырос  престиж обученного человека, сложился  своеобразный культ образованности;

3) школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики;

4) возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере.

В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики поскольку возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования.

Таким образом, педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в древней Греции.

Древняя Греция – страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афины. В каждом из этих городов сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница в этих двух системах была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев[1, с. 5] .

Жестокая эксплуатация рабов заставляло спартиатов быть в состоянии военной готовности к подавлению восстаний, поэтому  воспитание осуществляло государство, преследуя задачу – готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.

Обучение и воспитание в Спарте.

С 7 лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в особого рода государственные воспитательные учреждения, называемые аггелами, где воспитывались и обучались до 18 лет. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. Юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться, пользоваться приемами рукопашного боя, петь воинственные песни. К физическому воспитанию присоединились музыка, пение и религиозные танцы. Музыка и пение носили боевой, воинственный характер. Особой задачей было воспитание у молодых людей презрения, безжалостности к рабам. С этой целью они принимали участие в так называемых «криптиях» т. е. ночных облавах на рабов.

Юноши 18-20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Это было вызвано тем, что мужчины, подавляя восстание рабов или уходя на войну, оставляли города и жилища, а вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов [1, с. 14].

Афинское воспитание было организованно по иному. Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и поэтому  стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал относился только к социальной верхушке – рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов.

Афинское воспитание:

1. дети до 7 лет воспитывались дома, мальчики с этого возраста начинали посещать школу, девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству;

2.  дети с 7 до 13-14 лет обучались  в школах грамматиста и кифариста (или одновременно или последовательно – сначала в школе грамматиста, а затем кифариста):

а) школа грамматиста - обучали читать, писать и считать, применялся буквослагательный метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям, затем складывали по ним слоги, затем слоги – в слова, считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски; 

б) школа кифариста -  литературное образование и эстетическое воспитание: обучение музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Иллады и «Одиссеи»);

3. в 13-14 лет мальчики переходили в учебные заведения, называвшиеся палестрой (школа борьбы) - занимались системой физических упражнений, которая получила название пятиборья: бег, прыгание, борьба, метание диска, метание копья, плаванье; с ними велись беседы по политическим и наравственным вопросам; физическим воспитанием и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане;

4. в 14 – 18 лет наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже гимназия), где изучали философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой;

5. юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание, они учились  строить укрепления, управлять военными машинами, нести службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в  общественных празднествах и театральных представлениях.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) главным его дидактическим достижением можно назвать «майевтику» («повивальное искусство») - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Педагогические суждения Сократа:

1) главной среди жизненных целей  человека должно быть нравственное самосовершенствование;

2) цель воспитания - не изучение природы вещей, а познание самого себя

3)  главная задача наставника пробудить мощные душевные силы ученика.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода.

Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427 - 347 до н. э.). Педагогическая проблематика присутствует в его «Диалогах», в трактатах «Государство» и «Законы». Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет.

Воспитание по Платону

1) воспитание как важнейший фундамент  всей жизни человека надо начинать  с раннего возраста, так как  «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности если это касается чего-то юного и нежного».

Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки и практики