Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:16, лекция
Педагогика - (греч. paidagogike teachne - «детоводческое» мастерство, от pais, родительный падеж от paidos - дитя, ребенок, и ago - веду), отрасль науки, раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Как и всякая другая наука, педагогика представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний. Но знаний о чем? Отметим, что начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовывалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни.
Со второй половины XIX в. Казахстан стал местом ссылки для политических неблагонадежных людей. В числе ссыльных были Т.Г. Шевченко, Ф.М.Достаевский, В.Н.Майков, Е.П.Михаэлис, которые оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева.
Богатое духовное наследие Чокана Валиханова (1835-1865), ученого-просветителя, насыщено психолого-педагогическими высказываниями.
Педагог-просветитель Ыбрай Алтынсарин (1841-1889) – автор книг «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Он первым среди казахов обратил внимание на методические и дидактические аспекты усвоения русского языка казахскими детьми. Исходя из истории казахского народа, Алтынсарин высказывает ряд идей в области нравственного, патриотического, умственного, трудового, гигиенического воспитания детей кочевников, мысли о педагогическом такте, о роли примера взрослых в воспитании, о самовоспитании и т.д.
Своеобразную энциклопедию жизни казахского народа представляет творчество Абая Кунанбаева (1845-1904). Поэт-просветитель указывает пути эстетического воспитания личности. Абай стремился внести в эстетическое воспитание молодежи содержательность и простоту. В огромном наследии бая важное место занимают «Слова назидания» - плод его многолетних раздумий – представляющие собой философско-моралистические, психолого-педагогические высказывания поэта.
В начале XX в., в период проникновения в степной край новой волны социально-демокартических идей, педагогическая мысль региона начинает развиваться более интенсивно. На общественную арену выходит новое поколение просветителей, которое достойно развивает материалистические взгляды своих предшественников, внося новые идеи и воззрения в область обучения и воспитания. По тем или иным вопросам казахской педагогики в те годы выступают писатели и поэты С. Торайгыров (1893-1920), С.Кубеев (1878 - 1956), М.Сералин, М. Копеев и др. (см. раздел хрестоматии).
Одним из главных мероприятий в деле развития педагогической мысли в первые годы советской власти явилось налаживание издательского дела. В 1919 г. Буеевкий подотдел издает педагогический журнал «Мугалим» («Учитель»). В 20-е годы в Оренбурге и Ташкенте на казахском языке выходят книги на педагогические темы: Н.Кульжанов «Дошкольное воспитание», В.Н.Архангельский «Психологические исследования в школе» и др. В те годы развитием науки, культуры и просвещения ведал Академический центр Казнаркомпроса, преобразованный впоследствии в научно-методический совет. С 1925 года начал издаваться педагогический журнал «Жана мектеп» («Новая школа»). С середины 30-х годов вокруг кафедры педагогики КазПИ им. Абая и НИИ школ Казнаркомпроса объединяются группы казахских и русских ученых, которые взялись за научную разработку вопросов педагогики и психологии. С 1948 года Казахскому педагогическому институту им. Абая высшей аттестационной комиссией при Министерстве высшего образования СССР было дано право принимать к защите диссертации по педагогическим наукам. Этот вуз республики длительное время являлся единственным научным центром, где формировались ученые силы республик Средней Азии и Казахстана в области педагогики и психологии [3, с.13].
В 60-70-е гг. крупные историко-педагогические, дидактические, методические проблемы развития разрабатывались в исследованиях Т.Тажибаева, А.Сембаева, С.Кирабаева, А.К.Кунантаевой, Р.Г.Лемберг, К.Б.Жарикбаева и др.
Определенный вклад в развитие и становление педагогической мысли республики внесли видные государственные деятели (С.Асфендияров, С.Д.Жандосов, Т.Жургенов, Т.Рыскулов, И.Омаров и др.), классики казахской советской литературы (М.Ауэзов, С.Сейфуллин, И.Джансугуров, Б.Майлин, С.Муканов, Г.Мусрепов, Г.Мустафин и др.), представители художественной интеллигенции (А.Жубанов), деятели науки (С.Аманжолов, Е.Бекмаханов, М.Габдуллин, Х.Жубанов, А.Маргулан, К.Сатпаев и др.). Большинство из них приняли активное участие в создании оригинальных учебников и подготовке педагогических кадров, как для школ, так и для вузов.
10 июля 1928 года правительством Республики было принято решение об учреждении в Алма-Ате Казахского государственного университета с тремя факультетами педагогическим, сельскохозяйственным и медицинским. Директором Казахского государственного университета (КазГУ) был назначен профессор истории С.Д. Асфендияров. В университете, открытом в октябре 1928 г. был лишь один педагогический факультет. Из-за отсутствия кадров и необходимого контингента студентов, в 1930 году КазГУ был реорганизован в Казахский педагогический институт [3, с.15]. В 1929 годы был организован ветеринарно-зоотехнический институт; в 1930 - сельскохозяйственный; в 1931 -медицинский. Все они работали в Алма-Ате. В 1932 году открыты институты - педагогический в Уральске и геологоразведочный в Семипалатинске. В 1934 году создан Казахский государственный университет.
В 50-е годы сеть вузов увеличилась: открыты медицинские институты в Караганде (1950), Семипалатинске (1953), Актюбинске (1957), зооветеринарный институт в Семипалатинске (1951), горный институт в Караганде (1953). В период с 1960 по 1965 было создано еще 12 новых вузов. В 1972 году открыт Карагандинский государственный университет - второй университет в Казахстане. В 1986-1987 годах в Казахстане было 55 вузов, а число студентов составило 274 тысячи человек.
В начале 90-х годов действовали 63 вуза, в них обучалось свыше 280 тыс. студентов, занято около 20 тыс. профессоров и преподавателей, в том числе свыше 700 - докторов и свыше 9 тысяч кандидатов наук.
На сегодняшний день функционирует 160 гражданских вузов. Из них ведущими вузами страны являются Казахский национальный университет им. аль-Фараби и Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева.
Одними из первых казахстанских вузов, начавших изучать опыт и отрабатывать технологию кредитной системы обучения и ее методическое обеспечение, являются Казахский национальный университет им аль-Фараби, Казахский экономический университет им Т.Рыскулова, Казахская головная архитектурно-строительная академия, Таразский государственный университет им М.Х.Дулати, Карагандинский государственный университет им Е.А.Букетова и др. Учеными КазНУ им аль-Фараби был предложен перевод термина «Кредитная система обучения» на казахский язык. КазНУ им аль-Фараби первым в Республики объявил об открытии бакалавриата в 1994 г и магистратуры в 1996 г.
На современном этапе система образования в Республике Казахстан развивается с учетом целей и задач, определенных в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы», в данной программе цель заявлена в следующем виде: «Модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества.
На сегодняшний день республике функционирует 141 вуз, в том числе 63 - негосударственных.
Общий контингент студентов составляет
более 768 тыс. человек. Численность
профессорско-
В 2008-2009 годах 5 национальных университетов планируют проведение аккредитации 10 образовательных программ в ведущих аккредитационных агентствах Европы и США. В 2010 году эти вузы планируют проведение институциональной аккредитации.
Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки и практики