Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:16, лекция
Педагогика - (греч. paidagogike teachne - «детоводческое» мастерство, от pais, родительный падеж от paidos - дитя, ребенок, и ago - веду), отрасль науки, раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Как и всякая другая наука, педагогика представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний. Но знаний о чем? Отметим, что начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовывалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни.
Я.А.Коменским было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом, запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Я.А. Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру: от рождения до 6 лет дети воспитываются в семье - материнская школа; с 6 лет до 12 лет они обучаются в начальной школе, где изучают родной язык, арифметику, основы геометрии, географии, природоведения, священное писание, причем обучение обязательно должно вестись на родном языке, поэтому эта ступень еще называлась школой родного языка»; с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия, где наряду с традиционными семью свободными искусствами Я.А. Коменский предлагает изучать естествознание, историю, географию; с 18 до 124 лет - высшее образование, осуществляемое в академии и заканчиваемое путешествиями.
Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.
Подъем в развитии педагогической теории, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжался в последующие эпохи и ознаменовался появлением в западноевропейской и отечественной педагогике ряда крупных деятелей, создавших оригинальные теоретические концепции воспитания. Это – Дж. Локк (1632 - 1704) в Англии, Ж-Ж. Руссо (1712-1778) во Франции, Г.Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, И.Гербарт (1776 – 1841) и А.Дистервег (1790 - 1866) в германии, Симеон Полоцкий (1629 - 1680), М.В.Ломоносов (1711 - 1756), К.Д.Ушинский (1824 - 1870), Л.Н.Толстой (1828 - 1910) в России и др.
Активное развитие теории педагогики мы находим в работах Джона Локка (1632-1704) - английского философа, политика, мыслителя и педагога, автора системы воспитания джентльмена, органически сочетающей физическое воспитание и образование; Жан-Жака Руссо (1712-1778) - французского философа - просветителя и писателя, провозглашавшего природную доброту человека, сообразно которой предлагал осуществлять воспитание, полагавший, что на ребенка воздействует три фактора воспитания: природа, люди и общество, каждый из которых выполняет свою роль, обеспечивая естественное развитие ребенка; Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1812) - швейцарского педагога, основные идеи которого состоят в провозглашении принципа природа сообразного воспитания, приоритета общечеловеческих целей и задач воспитания, разработке теории элементарного образования; Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) и Фридриха Адольфа Дистереега (1790-1886) - известных германских теоретиков в области педагогики и психологии и др.
В конце XIX начале XX веков интенсивное развитие педагогических проблем было начато в США, куда постепенно смещается центр развития педагогической мысли. Виднейшие представители американской педагогики это Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949).
Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848), Александра Ивановича Герцена (1812-1870), Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), Николая Александровича Добролюбова (1836-1861), Льва Николаевича Толстого (1828-1910), Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) и др.
Известна также повышенная школа, организованная в Киево – Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. В киевском государстве в XI – XII веках появился ряд рукописных книг – сборников статей, переводных и оригинальных, среди которых имелись педагогические статьи и высказывания. Замечательным педагогическим памятником XII века является «Поучение Владимира Мономаха детям».
В XIII – XIV веках при монастырях и некоторых церквях существовали школы грамоты, появились «мастера грамоты», занимавшиеся обучением детей в качестве дополнительной или даже основной профессии, которые за плату у себя в жилье или на стороне в домах родителей обучали детей чтению, письму, молитвам, не было редкостью, когда к учителю ходили заниматься не только дети, но и юноши, а иногда и взрослые.
В XVI – XVII веках на территории Украины и Белоруссии создавались особые религиозно-национальные организации – братства, в которых дела решались по демократическому принципу, также создавались братские школы, противостоящие польским католическим школам. Первой украинской братской школой была Львовская, возникшая в 1586 году. На первых месте в братских школах стояло обучение славянскому языку. Преподавались также греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика и некоторые элементы квадриума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Школа Киевского богоявленского братства в 1615 году, превратилась в 1632 году в первое в России высшее учебное заведением – Киево-братскую коллегию, получившую затем права академии. В академии было 8 классов; они разделялись на отделения: младшие – 4 класса, средние – 2 класса и старшие – 2 класса. Продолжительность обучения доходила до 12 лет.
В конце 70-х годов XV века была выдвинута мысль о создании в Москве академии по образцу Киевской. Инициатором создания такой академии был прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педагог Симеон Полоцкий. Открытие академии состоялось в 1687 году. Основным преподавателем академии были два ученых греческих монаха – братья Ионикий и Софоний Лихуды, доктора Падуанского университета. Позже братья Лихуды в городе Новгороде открыли Славяно-греко-латинское училище по образцу Московской академии. Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство, но и учащихся для медико-хирургических школ.
В 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук. При академии были открыты университет и гимназия.
Вопросы образования и воспитания разрабатывал великий ученый М.В.Ломоносов. С именем М.В.Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка. В апреле 1755 года при ближайшем участии М.В.Ломоносова был открыт в Москве университет в составе трех факультетов: юридического, философского и медицинского. При университете были открыты две гимназии. В гимназии изучались языки русский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. М.В.Ломоносов с 1758 года возглавлял университет и гимназию при Академии наук. Им были определены общие правила работы гимназии и университета, разработан учебный план работы университета, установлены принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. М.В.Ломоносовым была написана Риторика» (1748) и «Российская грамматика» (1755).
Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К.Д.Ушинский. Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и др. Им также были созданы учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864).
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н.Толстой. В своем имении Ясная Поляна. Он открыл начальную школу для крестьянских детей, в которой реализовал свои мысли об обучении и воспитании.
Таким образом, немаловажным стимулом развития педагогики являлось создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в германии. В тоже время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I академии наук. В 1779 г. утверждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840 г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики.
Большой вклад в развитие педагогики России в конце XIX начале XX веков внесли П.Ф. Лесгафт (1837-1909), П.Ф. Каптерев (1849-1922), В.П. Вахтеров (1853-1924), Н.К. Крупская (1869-1939), П.П. Блонский (1884-1941), СТ. Шацкий (1878-1939), АС. Макаренко (1888-1939)ДА Сухомлинский (1918-1970) и др.
III. История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Казахские феодальные государственные образования (Старший, Средний и Младший жузы) на протяжении ряда столетий испытывали влияние ислама. Историю развития педагогической мысли казахского народа можно разделить на три этапа, соответствующих основным этапам общественного развития:
В «Антологии педагогической мысли Казахстана» выделяется три основных периода становления педагогической мысли:
первый период – ее истоки, первоначальные этапы зарождения, ведущие отчет с VI по XV вв. (древнетюркские письменные памятники, наследие аль-Фараби, творения поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды). Сюда же относится казахская народная педагогика;
второй период – развитие педагогической мысли – связан с моментом образования казахского ханства – государства раннефеодального типа (первая половина XV в. до второй половины XIX);
третий период – развитие педагогической мысли Казахстана после свершения Октябрьского переворота в России и независимости Республики Казахстан [3, с. 4].
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразием особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. В частности, был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме, который дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну», т.е. человек должен обладать следующими качествами:
1) умением вести кочевое
2) трудолюбием,
3) стойкостью в беде,
4) смелостью в бою,
5) знанием генеалогии своего рода,
6) поэтическим дарованием,
7) находчивостью и остроумием,
8) владеть техникой верховой езды.
В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества [3, с.4].
На территории Казахстана, особенно в оседлых его районах, еще в период раннего средневековья (V – VIII вв.) стали функционировать многочисленные мектебы (начальные мусульманские школы) и медресе (религиозные учебные заведения средне-высшего типа). Крупные медресе имелись в г. Отраре, Исфиджабе, Таразе, Сайраме, Туркестане и др.
Учителями мектебов были приходские муллы, которые содержались в основном на средства населения. Учащиеся занимались осенью и зимой (4-6 месяцев в году), курс обучения – 4 года, детей обучали с 7 лет. Процесс обучения состоял в заучивании арабских букв и слов, а также в чтении и зубрежке текстов из Корана на арабском языке. В городских медресе готовили служителей ислама – мулл для преподавания в мектебах, казиев (судей), богословов, толкователей шариата и других высших духовных лиц. Медресе являлись не только очагами мусульманского учения, но и культурными центрами, здесь обучались знаменитые поэты, просветители-демократы. В медресе кроме богословских дисциплин преподавались законоведение, история, логика, этика, риторика, география, философия, математика, астрономия, медицина и др. При медресе работали крупные библиотеки. Срок обучения в медресе зависел от успехов каждого слушателя и поэтому иногда достигал 15-20 лет. Выпускникам выдавались официальные документы [3, с.9].
В IX-X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великий ученый-энциклопедист абу Наср аль-Фараби (870-950). Педагогические взгляды Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактатах – «Афоризмы государственного деятеля», «Риторика», «Большая книга о музыке» и т.д. Большое место в них отводилось дидактике и методике обучения, говорилось о доступности, прочности, системности, наглядности обучения, об активности и целеустремленности обучающегося. Анализировались некоторые педагогические понятия, приемы и методы воспитания. Учение аль-Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого – педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстане, появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе.
В XI-XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные Ю.Баласагуни, М. Кашгари, А.Ясави (см. раздел хрестоматии).
XV – XVII века в истории казахского народа были периодом особым, весьма важным в этнополитическим и социальном отношении: в 1454 году в долине реки Чу образуется первое казахское ханство. В это время на арену выходят мыслители жырау. Жырау участвовали в походах, являлись советниками ханов, предводителями войск, воспевали сражения, оплакивали смерть батыров, были старейшинами родов и племен. Из этой плеяды мыслителей XV – XVII вв. своей педагогической направленностью выделялись Асан Кайгы-жырау, Шалкииз-жырау.
Педагогическая мысль Казахстана в XVIII в., период джунгарского нашествия, представлена творчеством Актамберды-жырау (1675-1768), Бухар-жырау (1693-1787), Шал-акына (1748-1814) и др. [3, с.8].
Процесс присоединения казахских степей к России. Во второй половине XIX в. Казахстан был полностью присоединен к России. В связи с этим в казахскую степь стали просачиваться элементы русской и европейской культуры и просвещения. Так в 1786 г. в г. Омске была открыта «азиатская школа» для подготовки переводчиков, куда принимали коренное население. Первая официальная школа для казахских детей была открыта при мечети у Менового двора г. Оренбурга в 1789 г. Детям казахской феодально-родовой знати (султанов, биев и старшин) был разрешен доступ в Неплюевский (1825) и Омский кадетские корпуса (1846). Были открыты первые светские казахские школы: в ханской ставке Букеевской Орды (1841), при Оренбургской пограничной комиссии (1850) и др. [3, с. 9].
В первой половине XIX в. в степном крае происходят большие перемены в социально-экономической жизни: упраздняется ханская власть, вводится новое административное устройство, власть передается старшим султанам и волостным правителям. Источником отражения картины жизни казахского общества той эпохи является творческое наследие Дулата Бабатай-улы (1802-1847) и педагогическое идеи Махамбета Утемисова (1804-1846).
Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки и практики