Основные этапы развития педагогической науки и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:16, лекция

Описание работы

Педагогика - (греч. paidagogike teachne - «детоводческое» мастерство, от pais, родительный падеж от paidos - дитя, ребенок, и ago - веду), отрасль науки, раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Как и всякая другая наука, педагогика представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний. Но знаний о чем? Отметим, что начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовывалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни.

Файлы: 1 файл

тема 1.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

2) воспитание могучий, но не всесильный  способ формирования личности. Педагогическое  воздействие ограничено сложной  и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет  и тень, добро и зло.

3) воспитание должно обеспечить  постепенное восхождение ученика  к миру идей. Реализовать подобное  воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, то  есть человек, стоящий на пороге  мира идей. Сделать это можно  было при наличии тесной духовной связи между наставником учеником (что впоследствии стали именовать «платонической любовью»).

4) разностороннее воспитание должно  быть для всех, кто его мог  получить, будь то мудрецы или  воины.

Трактат Платона «Государство» развивает афинскую педагогическую традицию -  «для тела гимнастику, для души музыку».

1. Дети с 3 до  6 лет под руководством назначенных государством воспитательниц занимаются на площадках играми.

2. С 7 до 12 лет посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счеты, музыке и пению.

3. С 12 до 16 лет – школу физического воспитания – палестру с обычными гимнастическими упражнениями.

4. После палестры юноши до 18 лет  изучают арифметику, геометрию и  астрономию, преимущественно с практическими  целями (для подготовки воинов).

5. С 18 до 20 лет – эфебия, т.е. военно-гимнастическя подготовка.

6. С 20 лет юноши, не проявившие  склонности к умственным занятиям, делаются воинами.

7. Меньшая часть юношей, проявившая  способности к отвлеченному мышлению, проходят до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям.

8. Немногие, проявившие исключительные  дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.

Также в трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физическому труду. Дети рабов к образованию не допускаются. 

Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям («Платон мне друг, но истина дороже»).

Около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.

Вклад Аристотеля в мировую педагогическую мысль.

1. Аристотель сделал первую в  истории педагогической мысли  попытку установить возрастную периодизацию и делил жизнь подрастающего человека на три периода:

а) до 7 лет;

б) от 7 до 14 лет (наступление половой зрелости);

в) от наступления зрелости до 21 года.

По его мнению, это периодизация соответствует природе.

2. Аристотель дал ряд рекомендаций  по семейному воспитанию.

а) до 7 лет дети воспитываются в семье.

б) с 7 лет мальчики должны посещать государственные школы. Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно, прежде всего, отдавать в руки учителей гимнастики.

3. Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное  воспитание взаимосвязаны. Во время  начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку.

4. Аристотель оказал громадное  влияние на философскую и педагогическую  мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили  учебными пособиями в течение  многих столетий.

Воспитание и школа в Древнем Риме

В древнем Риме школы делились по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени – грамматические школы.

 Рис. 1.




 

 

 

 

 




 


 

 

 

 

 

Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.) адвокат и оратор. Квинтилиан черпал свои идеи из Греко-римского культурного наследия: сочинений Гомера, Гесиона, Эсхила, Софокла, Еврипида, Цицирона и др. Главный труд Квинтилиана «Ораторское образование», которое состоит из 12 книг. Наиболее известны из них две «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении».

Основные педагогические идеи Квинтилиана:

  1. воспитание должно формировать свободного человека;
  2. образования, которое было полезно обществу;
  3. цель воспитания он видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей;
  4. организованное школьное обучение предпочтительней домашнего;
  5. ратовал за общедоступность образования.
  6. вершиной образования - овладение искусством оратора;

Система образования по Квинтилиану.

1. Первая ступень - домашнее обучение. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать малыша от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской грамматикой и частично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать у ребенка интерес к знаниям «похвалой» и «забавами», чтобы «он не возненавидел ученье».

2. В программу первоначального школьного обучения входил ряд предметов. На первом месте стояли грамматика и стиль, мораль, начала математики, музыка. Обширная программа по названным и другим предметам предлагалось в грамматической и риторической школах.

3. Грамматическая школа предусматривала  изучение нескольких учебных дисциплин одновременно, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими. Главным предметом считалась грамматика.

4. В риторической школе основным  предметом была риторика, под  которой понималось «искусство  красноречия». Обучение следовало  вести индуктивным путем – от простого к сложному, на основе работы памяти.

Изменение социально-культурной ситуации на Западе, связанной с утверждением феодального строя, а также распространением христианства повлияло и на смену педагогической парадигмы.

Отметим, что педагогические идеи в средние века разрабатывались философами-богословами. Школа была сосредоточена в руках церкви, ее целью была подготовка духовенства. Содержание образования составляли молитвы, письмо, чтение, счет. Для наиболее способных учеников монастырских и соборных школ со временем прибавлялась грамматика, риторика, диалектика, а позже - арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.

С возвышением в XI-XIII вв. рыцарства стал оформляться комплекс рыцарского воспитания. Рыцарское воспитание противопоставляло «благородных» «простолюдинам». Воспитание рыцаря включало разностороннюю физическую и военную подготовку, усвоение определенного этического набора, в котором доблестями считались личная храбрость, стремление к славе, великодушие, поклонение даме сердца.

Система организации обучения была индивидуально-групповая; основными методами обучения были подражание и упражнение; методами стимулирования учения были телесные наказания.

Переломным рубежом в развитии западноевропейских стран стали XII - XIII века. Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, появление централизованных государств - все это способствовало бурному развитию образования и просвещения. Школьное дело постепенно выделяется в самостоятельную отрасль. Появляются новые типы учебных заведений, призванных удовлетворить потребность в образовании торгово-ремесленных слоев городского населения -цеховые и гильдейские школы.

Отметим, что в период средневековья широкое распространение получают высшие учебные заведения

Прообразом вузов были философские школы периода античности, а в средние века вместе с развитием городов стали широко известны профессиональные школы: юридические - в Бейруте (8 в.), Константинополе (8 в.), Болонье (10 в.), медицинские - в Салерно (10 в.), Монпелье (10 в.) и другие.

В XII-XIII вв. возникает сеть средневековых университетов: Болоньский (1148) университет-первый в Европе, Парижский (1215) - более распространенное название Сорбона, Оксфордский (1168) и Кембриджский (начало 13 века) университеты, Пражский (Карлов) университет (1348), Краковский (Ягелонский) университет (1364) и другие, которые находились под влиянием церкви. В этот же период на территории Грузии возникает три светских Академии.

В эпоху Возрождения (XIY - XYI вв.) педагогическая мысль прослеживается в работах виднейших деятелей этой эпохи: итальянского гуманиста Витторино де Фальтре (1378-1446), испанского философа Хуана Луиса Вивеса (1492-1540), нидерландского мыслителя Эразма Роттердамского (1469-1536), французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности из оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Подчеркнем особо, что педагогика эпохи Возрождения - гуманистическая педагогика. Ослабление влияния церкви выразилось в развитии государственной школы, в изменении характера образования. На первый план выдвигается изучение классической античной культуры, и хотя религия не исчезает из школы совсем, но ее монополия на школу серьезно ослабевает.

Содержание образования в этот период составляли «семь свободных искусств» (от nai.septem artes liberates), состоявших из двух циклов: «тривиума» - трехпутье (грамматика, риторика, Диалектика) и «квадриума» - четырехпутье (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Кроме этого, в курсы грамматики и риторики были включены сведения по литературе, истории, географии, а позже введен курс «эрудиции», который объединил общеобразовательные знания. При всей прогрессивности образования эпохи Возрождения религия была главным предметом, а за ней по значимости следовал латинский язык.

Методика обучения несколько изменилась, чему способствовала реализация принципов прочности усвоения знаний, наглядности, систематического повторения пройденного материала. Положительным фактом было и использование таких форм обучения, как диспут, дискуссия и другие, где учащийся получил возможность высказаться.

Еще в XII-XIII вв. сформировалось сословие профессиональных учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье. Обучение у наиболее знаменитых преподавателей сделалось целью странствий бродячих школяров, а нередко и сами бродячие школяры становились странствующими учителями,  обучая тому, что постигли у своих наставников.

Дальнейшее развитие теории и практики воспитания и обучения отражено в работах социалистов - утопистов Т. Мора (1478-1535), Г. Кампанеллы (1568-1639) и других.

К концу XYI - началу XYII веков утвердились принципы всеобщности и наглядности обучения. Стало очевидным, что назрела необходимость обобщения  накопившегося опыта обучения и воспитания.

II. Век XYII -время интенсивного развития опытного знания, появления многих новых наук. Именно в этот период зарождается научная педагогика.

Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561 - 1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал и педагогику, под которой понимал «исскуство обучения чтению».

Среди педагогов начала нового времени особое место занимает чех Ян Амос Коменский (1592 - 1670). Философ-гуманист, общественный деятель, ученый занял видное место в борьбе против отживших и отживавших средневековых норм в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я. А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.

Коменский создал выдающиеся произведение «Великая дидактика» (1632 г.), которое положило начало науке о процессе обучения, эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Коменского во всем мире. Главные идеи дидактики Коменского носят сенсуалистический характер: познание реального мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Он утверждал, что «нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания:

  1. познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);
  2. управление собой (нравственное воспитание);
  3. стремление к богу (религиозное воспитание).

Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки и практики