Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:16, лекция
Педагогика - (греч. paidagogike teachne - «детоводческое» мастерство, от pais, родительный падеж от paidos - дитя, ребенок, и ago - веду), отрасль науки, раскрывающая сущность закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и неотделима от развития общества. Как и всякая другая наука, педагогика представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний. Но знаний о чем? Отметим, что начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Эта передача носила объективный характер и реализовывалась на практике как подготовка молодежи к взрослой жизни.
2) воспитание могучий, но не всесильный
способ формирования личности. Педагогическое
воздействие ограничено
3) воспитание должно обеспечить
постепенное восхождение
4) разностороннее воспитание
Трактат Платона «Государство» развивает афинскую педагогическую традицию - «для тела гимнастику, для души музыку».
1. Дети с 3 до 6 лет под руководством назначенных государством воспитательниц занимаются на площадках играми.
2. С 7 до 12 лет посещают государственную школу, где обучаются чтению, письму, счеты, музыке и пению.
3. С 12 до 16 лет – школу физического воспитания – палестру с обычными гимнастическими упражнениями.
4. После палестры юноши до 18 лет
изучают арифметику, геометрию и
астрономию, преимущественно с
5. С 18 до 20 лет – эфебия, т.е. военно-гимнастическя подготовка.
6. С 20 лет юноши, не проявившие
склонности к умственным
7. Меньшая часть юношей, проявившая
способности к отвлеченному
8. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.
Также в трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».
Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физическому труду. Дети рабов к образованию не допускаются.
Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям («Платон мне друг, но истина дороже»).
Около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.
Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.
Вклад Аристотеля в мировую педагогическую мысль.
1. Аристотель сделал первую в истории педагогической мысли попытку установить возрастную периодизацию и делил жизнь подрастающего человека на три периода:
а) до 7 лет;
б) от 7 до 14 лет (наступление половой зрелости);
в) от наступления зрелости до 21 года.
По его мнению, это периодизация соответствует природе.
2. Аристотель дал ряд
а) до 7 лет дети воспитываются в семье.
б) с 7 лет мальчики должны посещать государственные школы. Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно, прежде всего, отдавать в руки учителей гимнастики.
3. Аристотель считал, что физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку.
4. Аристотель оказал громадное
влияние на философскую и
Воспитание и школа в Древнем Риме
В древнем Риме школы делились по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени – грамматические школы.
Рис. 1.
Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.) адвокат и оратор. Квинтилиан черпал свои идеи из Греко-римского культурного наследия: сочинений Гомера, Гесиона, Эсхила, Софокла, Еврипида, Цицирона и др. Главный труд Квинтилиана «Ораторское образование», которое состоит из 12 книг. Наиболее известны из них две «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении».
Основные педагогические идеи Квинтилиана:
Система образования по Квинтилиану.
1. Первая ступень - домашнее обучение. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать малыша от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской грамматикой и частично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать у ребенка интерес к знаниям «похвалой» и «забавами», чтобы «он не возненавидел ученье».
2. В программу первоначального школьного обучения входил ряд предметов. На первом месте стояли грамматика и стиль, мораль, начала математики, музыка. Обширная программа по названным и другим предметам предлагалось в грамматической и риторической школах.
3. Грамматическая школа
4. В риторической школе основным предметом была риторика, под которой понималось «искусство красноречия». Обучение следовало вести индуктивным путем – от простого к сложному, на основе работы памяти.
Изменение социально-культурной ситуации на Западе, связанной с утверждением феодального строя, а также распространением христианства повлияло и на смену педагогической парадигмы.
Отметим, что педагогические идеи в средние века разрабатывались философами-богословами. Школа была сосредоточена в руках церкви, ее целью была подготовка духовенства. Содержание образования составляли молитвы, письмо, чтение, счет. Для наиболее способных учеников монастырских и соборных школ со временем прибавлялась грамматика, риторика, диалектика, а позже - арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
С возвышением в XI-XIII вв. рыцарства стал оформляться комплекс рыцарского воспитания. Рыцарское воспитание противопоставляло «благородных» «простолюдинам». Воспитание рыцаря включало разностороннюю физическую и военную подготовку, усвоение определенного этического набора, в котором доблестями считались личная храбрость, стремление к славе, великодушие, поклонение даме сердца.
Система организации обучения была индивидуально-групповая; основными методами обучения были подражание и упражнение; методами стимулирования учения были телесные наказания.
Переломным рубежом в развитии западноевропейских стран стали XII - XIII века. Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, появление централизованных государств - все это способствовало бурному развитию образования и просвещения. Школьное дело постепенно выделяется в самостоятельную отрасль. Появляются новые типы учебных заведений, призванных удовлетворить потребность в образовании торгово-ремесленных слоев городского населения -цеховые и гильдейские школы.
Отметим, что в период средневековья широкое распространение получают высшие учебные заведения
Прообразом вузов были философские школы периода античности, а в средние века вместе с развитием городов стали широко известны профессиональные школы: юридические - в Бейруте (8 в.), Константинополе (8 в.), Болонье (10 в.), медицинские - в Салерно (10 в.), Монпелье (10 в.) и другие.
В XII-XIII вв. возникает сеть средневековых университетов: Болоньский (1148) университет-первый в Европе, Парижский (1215) - более распространенное название Сорбона, Оксфордский (1168) и Кембриджский (начало 13 века) университеты, Пражский (Карлов) университет (1348), Краковский (Ягелонский) университет (1364) и другие, которые находились под влиянием церкви. В этот же период на территории Грузии возникает три светских Академии.
В эпоху Возрождения (XIY - XYI вв.) педагогическая мысль прослеживается в работах виднейших деятелей этой эпохи: итальянского гуманиста Витторино де Фальтре (1378-1446), испанского философа Хуана Луиса Вивеса (1492-1540), нидерландского мыслителя Эразма Роттердамского (1469-1536), французского философа Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности из оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
Подчеркнем особо, что педагогика эпохи Возрождения - гуманистическая педагогика. Ослабление влияния церкви выразилось в развитии государственной школы, в изменении характера образования. На первый план выдвигается изучение классической античной культуры, и хотя религия не исчезает из школы совсем, но ее монополия на школу серьезно ослабевает.
Содержание образования в этот период составляли «семь свободных искусств» (от nai.septem artes liberates), состоявших из двух циклов: «тривиума» - трехпутье (грамматика, риторика, Диалектика) и «квадриума» - четырехпутье (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Кроме этого, в курсы грамматики и риторики были включены сведения по литературе, истории, географии, а позже введен курс «эрудиции», который объединил общеобразовательные знания. При всей прогрессивности образования эпохи Возрождения религия была главным предметом, а за ней по значимости следовал латинский язык.
Методика обучения несколько изменилась, чему способствовала реализация принципов прочности усвоения знаний, наглядности, систематического повторения пройденного материала. Положительным фактом было и использование таких форм обучения, как диспут, дискуссия и другие, где учащийся получил возможность высказаться.
Еще в XII-XIII вв. сформировалось сословие профессиональных учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье. Обучение у наиболее знаменитых преподавателей сделалось целью странствий бродячих школяров, а нередко и сами бродячие школяры становились странствующими учителями, обучая тому, что постигли у своих наставников.
Дальнейшее развитие теории и практики воспитания и обучения отражено в работах социалистов - утопистов Т. Мора (1478-1535), Г. Кампанеллы (1568-1639) и других.
К концу XYI - началу XYII веков утвердились принципы всеобщности и наглядности обучения. Стало очевидным, что назрела необходимость обобщения накопившегося опыта обучения и воспитания.
II. Век XYII -время интенсивного развития опытного знания, появления многих новых наук. Именно в этот период зарождается научная педагогика.
Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561 - 1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал и педагогику, под которой понимал «исскуство обучения чтению».
Среди педагогов начала нового времени особое место занимает чех Ян Амос Коменский (1592 - 1670). Философ-гуманист, общественный деятель, ученый занял видное место в борьбе против отживших и отживавших средневековых норм в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я. А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.
Коменский создал выдающиеся произведение «Великая дидактика» (1632 г.), которое положило начало науке о процессе обучения, эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Коменского во всем мире. Главные идеи дидактики Коменского носят сенсуалистический характер: познание реального мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Он утверждал, что «нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания:
Информация о работе Основные этапы развития педагогической науки и практики