Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных этапов, выявлении закономерностей и тенденций развития образования взрослых в России.
Задачи работы заключаются в следующем:
• осуществить ретроспективный обзор зарождения и развития образования взрослых в России;
• охарактеризовать современное состояние образования взрослых в России;
• выявить основные проблемы образования взрослых и попробовать найти пути их решения;
• выявить основные тенденции развития образования взрослых на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ 3
1.1. Предыстория развития образования взрослых в России 3
1.2 Демократизация и гуманизация образования взрослых во второй половине XIX века 3
2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 3
2.1 Развитие образования взрослых в 1917-1920 г.г. 3
2.2 Основные этапы развития образования взрослых в советский период 3
3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ 3
3.1 Статистический анализ в системе образования взрослых в конце XX века 3
4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 3
4.1. Характерные черты образования взрослых сегодня 3
4.2 Структура и проблемы образования взрослых в России на современном этапе 3
4.3. Основные тенденции развития образования взрослых в России 21 века 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Кафедра психологии и педагогической антропологии
Курсовая работа
на тему:
«Основные этапы и тенденции развития образования взрослых в России»
Выполнила студентка:
Прудникова Ю., гр. 0524
(2ВПО очно-заочная форма обучения)
Научный руководитель:
д.п.н проф. Змеёв С.И.
Москва 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ
1.1. Предыстория развития
образования взрослых в России
1.2 Демократизация
и гуманизация образования
2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 16
2.1 Развитие образования взрослых в 1917-1920 г.г. 16
2.2 Основные этапы развития образования взрослых в советский период 18
3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ 22
3.1 Статистический анализ в системе образования взрослых в конце XX века 22
4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЗРОСЛЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
4.1. Характерные черты
образования взрослых сегодня 2
4.2 Структура и проблемы образования взрослых в России на современном этапе 26
4.3. Основные тенденции развития образования взрослых в России 21 века 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Чтобы понять современную ситуацию образования взрослых в России и тенденции его развития на рубеже веков, необходим ретроспективный исторический анализ зарождения и развития этого чрезвычайно сложного полифункционального социального явления.
Исторический подход к изучению данного явления обусловлен, прежде всего, тем, что, подробно не проанализировав явления, характерные для ранних этапов образования, в данном случае образования взрослых, невозможно понять настоящий ход событий и разглядеть будущий.
Современный системный подход, основанный на диалектическом методе познания, основывается на принципе историзма, сформулированном еще Г.Ф.Гегелем. Согласно этому принципу любой предмет научного изучения должен рассматриваться с различных точек зрения, охватывая при этом анализ как внешних, так и внутренних факторов его становления, во взаимосвязи с особенностями конкретного исторического периода.
Это предполагает рассмотрение фактов, свидетельствующих об истоках зарождения и развития образования взрослых как социального явления, вызванного к жизни потребностями общества и человека в связи с учетом социально-экономических потребностей и социокультурной ситуации того времени, а также философских и социальных воззрений.
Анализ исторического развития образования взрослых в России необходим на современном этапе и по другой причине: для восстановления объективного освещения историко-педагогического процесса и социокультурной преемственности между прошлыми поколениями деятелей образования взрослых и современными, между зарождавшейся теорией образования взрослых в дореволюционный период и ее развитием в советский период.
На основе представленных выше положений, можно сказать, что актуальность выбранной в данной курсовой работе тематики обусловлена следующими причинами:
1. Современный системный
подход к проблеме образования
взрослых основан на принципе
историзма, а это означает, что
для более глубокого и точно
анализа данного явления на
современном этапе необходимо
обратиться к его истокам и
исследовать факторы его
2. Анализ исторического развития образования взрослых обусловлен также потребностью объективного освещения историко-педагогического процесса и социокультурной преемственности между прошлыми поколениями деятелей образования взрослых и современными, между зарождавшейся теорией образования взрослых в дореволюционный период и ее развитием в советский период.
Объектом исследования в рамках данной курсовой работы является образование взрослых в России.
Предметом исследования в рамках данной курсовой работы является образование взрослых как социальное явление органически взаимосвязанное с историей российского общества и культуры, а также его современное состояние и тенденции развития.
Исследование выбранной в курсовой работе тематики позволит:
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных этапов, выявлении закономерностей и тенденций развития образования взрослых в России.
Задачи работы заключаются в следующем:
Для исследования выбранной тематики курсовой работы был осуществлен системный анализ зарождения и развития образования взрослых, чрезвычайно сложного полифункционального социального явления, который включал в себя исторический анализ понятия и анализ тенденций его современного развития.
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ
1.1. Предыстория развития образования взрослых в России
Еще в XVIII веке в эпоху российского просвещения, когда в стране возникали первые светские культурно-образовательные структуры, происходило становление гуманистической литературы, зарождалась прогрессивная философская общественная мысль, возникали первые очаги отечественного образования взрослых.
Только в XVIII веке начинает зарождаться понятие личности как таковой, в его, что называется, гражданском смысле. До XVIII века в стране его не существовало. Человеческое бытие и личность в частности объяснялись и привязывались скорее к церковным догмам. Даже литература существовала в то время только на церковно-славянском языке.
Первые представления о личностном начале относятся к первой четверти XVIII века. Условно предысторию образования взрослых в России можно разделить на несколько этапов.
1. Петровская эпоха
Светское образование зарождается в стране в петровскую эпоху. Появляются типографии гражданской печати, светские библиотеки, развивается книжное дело, постепенно распространяются светские издания, возникает книжная торговля. Недостатком ранней петровской школы, было то, что она имела скорее, так называемую профессиональную направленность, не заботясь о развитии человека, как целостной, независимой, творческой личности. И только с середины XVIII века в деле распространения образования наступает решительный поворот. Его главной целью становится не одна лишь необходимость в работнике для "государевой службы", а сам человек, его интеллектуальное, культурное, нравственное развитие.
Острая необходимость в приобщении людей к новым практическим делам требовала оперативной конкретной профессиональной подготовки. В условиях нехватки элементарно грамотных людей в созданных "цифирных" школах вместе с подростками обучались люди далеко не детского возраста. Обучение носило практический характер, готовили профессионально-технические кадры и будущих чиновников. Возникли школы навигационные, артиллерийские, инженерные. Учение рассматривалось как особый вид государевой службы. В русской исторической литературе существует предположение, что Петр I даже духовную Академию хотел одно время обратить в своеобразный политехникум, который поставлял бы людей как для церковной службы, так и для гражданской, военной, строительной и медицинской профессий. Тем не менее, петровская школа, несмотря на свою профессиональную направленность, имела большое общекультурное значение, перестав видеть в человеке только источник «греховности», а рассматривая его как целостную личность, от которой можно ждать активных действий.
В начале 30-х годов XVIII века "цифирные" школы были заменены в какой-то мере, так называемыми гарнизонными школами для солдат при полках, но имели и общекультурное значение. В частности, они являлись основными "поставщиками" домашних учителей по математике для провинции.
И все-таки к середине XVIII века общий уровень образованности в России был еще невысок. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамотности, которые создавались, как правило, священниками.
2. Эпоха Екатерины II
С воцарением Екатерины II в деле распространения образования наступает решительный поворот. Просвещение начинает рассматриваться необходимым само по себе, а его главной целью становится не одна лишь государственная нужда в тех или иных работниках, а сам человек, его умственное и нравственное совершенствование.
Важной вехой в развитии просвещения становится возникновение общеобразовательной школы, начало которой было положено в 1755 г., когда были созданы Московский университет и две гимназии для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения, а в 1756 г. при университете – первая гражданская типография в Москве.
В 1782 г. издается указ о создании особой комиссии народных училищ, а в 1786 г. утверждается их устав, по которому в каждом губернском городе учреждались главные училища с пятилетним курсом обучения, впоследствии преобразованные в гимназии. Впервые в стране вводилась средняя общеобразовательная школа, бессословная и бесплатная, вместо прежней узкосословной и профессиональной. Целью образования становится воспитание человека и гражданина. Образование все больше рассматривается как фактор социально-экономического и духовного развития.
С изданием указа о "Вольных типографиях" (1783 г.) ширится книгопечатание, развивается книжная торговля, в 80-90-е годы XVIII века в ряде городов появляются первые публичные библиотеки.
Укрепление издательской
базы, помимо государственной,
развитие книжной торговли, рост
числа публичных библиотек способствовали
не только повышению интереса
к книге, но и объективно создавали
новые предпосылки и
3. Эпоха Александра I
В эпоху правления Александра I, несмотря на сословный принцип в системе образования, возникают его новые формы, которые могут быть доступны малообеспеченным слоям. В начале XIX века появляются начальные школы, в которых могли обучаться крепостные крестьяне; волостные училища с 30-х годов готовят сельских и волостных писарей.
Предпринимается попытка организовать, как это делалось в Европе, школы взаимного обучения, или ланкастерские. Александр I в 1816 г. обратил внимание на их простоту и дешевизну устройства. Были посланы за границу молодые люди для изучения опыта работы таких школ. В Петербурге был образован особый комитет для устройства ланкастерских школ в России и создано по решению правительства общество для их учреждения. Они открывались для бедных и в полках для солдат, но вскоре правительство запретило их, заподозрив в них источник волнений.
Особую значимость в обстановке подъема патриотического национального самосознания в обществе приобретают проблемы гуманизации и демократизации образования и культуры. Однако вскоре после окончания Отечественной войны 1812 г. происходит слияние Министерства народного просвещения и Министерства духовных дел (1817 г.), начинается наступление на гуманитарные и демократические аспекты образовательного дела, просвещения и культуры. Тем не менее, проблемы духовного и гражданского развития личности, ее социального самосознания на основе активного приобщения к культурным ценностям, нравственного и интеллектуального развития и самосовершенствования продолжают волновать и привлекать демократически настроенных сторонников просвещения.
1.2 Демократизация и гуманизация образования взрослых во второй половине XIX века
Середина XIX века становится отправной точкой становления гуманистических и демократических идей развития образования взрослых. Возросшая массовая грамотность населения заставляет искать новые способы, которые позволят расширить возможности образования разных слоев населения.
Информация о работе Основные направления и тенденции развития образования взрослых в России