Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных этапов, выявлении закономерностей и тенденций развития образования взрослых в России.
Задачи работы заключаются в следующем:
• осуществить ретроспективный обзор зарождения и развития образования взрослых в России;
• охарактеризовать современное состояние образования взрослых в России;
• выявить основные проблемы образования взрослых и попробовать найти пути их решения;
• выявить основные тенденции развития образования взрослых на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ 3
1.1. Предыстория развития образования взрослых в России 3
1.2 Демократизация и гуманизация образования взрослых во второй половине XIX века 3
2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 3
2.1 Развитие образования взрослых в 1917-1920 г.г. 3
2.2 Основные этапы развития образования взрослых в советский период 3
3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ 3
3.1 Статистический анализ в системе образования взрослых в конце XX века 3
4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 3
4.1. Характерные черты образования взрослых сегодня 3
4.2 Структура и проблемы образования взрослых в России на современном этапе 3
4.3. Основные тенденции развития образования взрослых в России 21 века 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
Если рассматривать
1. среднее профессиональное образование;
2. высшее образование - бакалавриат;
3. высшее образование
- подготовка специалиста,
4. высшее образование
- подготовка кадров высшей
5. неформальное образование взрослых.
Изменения, происходящие в
Исходя из этого, можно сделать вывод, что сегодня образование взрослых как социальный институт ослабляет свои исторические связи с демократическими гуманистическими принципами и традициями, заложенными прогрессивной общественностью страны еще в начале исторического пути, а нередко вступает в противоречие с ними, поэтому государство и общество должны осознавать, что
4.3. Основные тенденции развития образования взрослых в России 21 века
Россия, уже давно вступила в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.
Сейчас главное условие инновационного устойчивого развития – способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера и культуры. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества, выдвигающие информацию и знание на передний план социального и экономического развития, вот что является залогом успеха российского образования.
Подходя к задачам развития образования, именно с этих позиций в первую очередь необходимо выделить и проанализировать основные тенденции развития образования взрослых в России.
Проанализировав современное состояние образования взрослых в России можно прогнозировать следующие тенденции его развития:
По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.
Информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.
Становление информационного общества выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития России, поэтому необходимо, чтобы образование все меньше отождествлялось с формальным вузовским обучением.
В связи с этим на федеральном
и региональном уровнях необходим увеличение государственных
Новая концепция предусматривает
Непрерывность образования – основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности страны.
В условиях динамичных изменений
современной жизни и
Такая система должна обеспечивать три главных условия:
Диверсификация связана
с организацией новых образовательных
учреждений, с приданием образовательных
функций общественным учреждениям,
с введением новых направлений
обучения, новых курсов и дисциплин,
созданием междисциплинарных
Интернационализация образования направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащении. Инструментами интернационализации выступают:
Возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования.
Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.
Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно благодаря этому в действие постепенно входит так называемое обучение на расстоянии или дистанционное обучение, которое посредством использования новейших информационных технологий во многом позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
9. Организация контроля за коммерциализацией образования
Коммерциализация образования, широко распространившаяся в последнее время, вынуждает сокращать сроки обучения и грозит нанести ущерб развитию творческого потенциала и возможностям его реализации у взрослого человека. Поэтому необходимо осуществлять контроль за платным обучением, чтобы избежать негативных его последствий, поскольку образование взрослых нужно направлять не на достижение каких-либо коммерческих целей, а на расширение горизонта видения человеком современных отечественных и общечеловеческих проблем.
В ходе исследования в рамках данной курсовой работы были изучены основные этапы развития образования взрослых, а также на основе обобщенного теоретического опыта, полученного в ходе исследования, были намечены основные тенденции его возможного будущего развития.
Анализ истории развития образования взрослых в России показал, что в течение многих десятилетий оно складывалось как культурно- направленное, интегрирующее основы гуманитарных, социальных, экономических, исторических, естественнонаучных, философских знаний.
Разумеется, сейчас даже по истечению нескольких десятков лет трудно переоценить значение полученных на ранних этапах знаний, необходимых и примененных в частности в данном исследовании для анализа возможных направлений развития образования взрослых в России. Поэтому, руководствуясь полученными теоретическими знаниями можно определить следующие направления, по которым могло бы быть усовершенствовано образование взрослых:
Образование взрослых является важной отраслью образования, способной решать насущные задачи социально-экономического и политического развития. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что значительный рост доли взрослого населения, участвующего в различных формах обучения в рамках формальной системы образования и за ее пределами, подтверждает необходимость усилий по развитию образования взрослых со стороны государства. Поэтому сейчас необходимо решить главную задачу, а именно усовершенствовать его методы, благодаря которым усилия с каждым годом приобретали бы материальную форму, становясь все более эффективными.
Информация о работе Основные направления и тенденции развития образования взрослых в России