Основные направления и тенденции развития образования взрослых в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных этапов, выявлении закономерностей и тенденций развития образования взрослых в России.
Задачи работы заключаются в следующем:
• осуществить ретроспективный обзор зарождения и развития образования взрослых в России;
• охарактеризовать современное состояние образования взрослых в России;
• выявить основные проблемы образования взрослых и попробовать найти пути их решения;
• выявить основные тенденции развития образования взрослых на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ 3
1.1. Предыстория развития образования взрослых в России 3
1.2 Демократизация и гуманизация образования взрослых во второй половине XIX века 3
2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 3
2.1 Развитие образования взрослых в 1917-1920 г.г. 3
2.2 Основные этапы развития образования взрослых в советский период 3
3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ 3
3.1 Статистический анализ в системе образования взрослых в конце XX века 3
4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 3
4.1. Характерные черты образования взрослых сегодня 3
4.2 Структура и проблемы образования взрослых в России на современном этапе 3
4.3. Основные тенденции развития образования взрослых в России 21 века 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

курсовая работа по пед.антр.,3 курс.docx

— 70.02 Кб (Скачать файл)

Если рассматривать действующую  систему образования взрослых в  России, то следует заметить, что она состоит из нескольких взаимодополняющих элементов, а именно:

1. среднее профессиональное образование;

2. высшее образование  - бакалавриат;

3. высшее образование  - подготовка специалиста, магистратура;

4. высшее образование  - подготовка кадров высшей квалификации;

5. неформальное образование  взрослых.

    • курсы
    • семинары
    • обучение на дому

Изменения, происходящие в системе образования взрослых, свидетельствуют о том, что она адаптируется к изменившимся условиям. Часто эти изменения носят скорее отрицательный характер, нежели положительный. Сейчас основными проблемами в сфере образования взрослых можно считать:

    • значительное  уменьшение  количества обучающихся; 
    • заметное свертывание некоторых направлений постбазового образования; 
    • сокращение сроков обучения; 
    • коммерциализация  многих  форм  образования взрослых; 

 

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что сегодня образование взрослых как социальный институт ослабляет свои  исторические связи с демократическими гуманистическими  принципами  и традициями, заложенными прогрессивной общественностью страны еще в начале исторического пути, а нередко вступает в противоречие с ними, поэтому государство и общество должны осознавать, что 

 

 

 

4.3. Основные тенденции  развития образования взрослых  в России 21 века

 

Россия, уже давно вступила в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.

Сейчас главное условие  инновационного устойчивого развития – способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера и культуры. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества, выдвигающие информацию и знание на передний план социального и  экономического развития, вот что является залогом успеха российского образования. 

Подходя к задачам развития образования, именно с этих позиций в первую очередь необходимо выделить и проанализировать    основные тенденции развития образования взрослых в России.

Проанализировав  современное  состояние образования взрослых в России можно прогнозировать следующие  тенденции его развития:

 

  1. Равитие знания как основного источника стоимости в информационном обществе.

По мере общественного  развития отчетливо проявляется  то, что в качестве источника прибыли  все чаще выступают знания, инновации  и способы их      практического применения. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков,       утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся       фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной       экономике.

Информация и теоретическое знание являются       стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования,       во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.     

Становление информационного  общества   выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования,  зависят сейчас перспективы социально-экономического развития России, поэтому необходимо, чтобы образование все меньше отождествлялось с формальным вузовским обучением.  

В связи с этим на федеральном  и  региональном  уровнях  необходим увеличение государственных инвестиций в такие формы образования взрос-лых, как переподготовка  и  повышение  квалификации  кадров, подготовка кадров по новым дефицитным профессиям,  переобучение  безработных,      образовательные  формы  социальной  адаптации  и социальной  защиты        различных социальных групп населения, которые в условиях рыночной         экономики  теряют  работу  или  становятся функционально  неграмотными.

 

 

 

  1. Индивидуализация образования.

Новая концепция предусматривает       индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать       возможности каждого конкретного человека и способствовать его       самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки       разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными особенностями как обучающих, так и обучающихся.   Важным фактором в этом направлении развития образования является    формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных и перспективных средств  информационных технологий.

 

  1. Осуществление политики непрерывности образования

Непрерывность образования – основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности страны.

В условиях динамичных изменений  современной жизни и стремительного обновления знаний создание гибкой и  динамичной системы всеобщего непрерывного образования – императив роста  человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности  любой страны.

 

 

Такая система  должна обеспечивать три главных  условия:

  • преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
  • возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, смены индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания, как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
  • отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить профессиональное обучение.

 

 

  1. Диверсификация образования

Диверсификация связана  с организацией новых образовательных  учреждений, с приданием образовательных  функций общественным учреждениям, с введением новых направлений  обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура  учебных заведений и порядок  их финансирования.

 

  1. Интернационализация образования

Интернационализация образования направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащении.    Инструментами интернационализации выступают:

 

    • обмен студентами, преподавателями и исследователями,
    • признание дипломов и ученых степеней,
    • общие стандарты образования и др.

 

 

 

 

  1. Превращение знаний в основной общественный капитал

 

   Возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что   выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в    целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного  финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования.

 

  1. постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту.

Ключевые лекции и семинарские  занятия остаются, конечно, незаменимыми,   однако существенная часть учебного процесса может проходить во время   индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или       проблемам.

 

  1. Компьютеризация, использование  интернет - и других новых технологий.

 

 Технологические       элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в       основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая       образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала  компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно благодаря этому в действие постепенно входит так называемое обучение на расстоянии или дистанционное обучение, которое посредством использования новейших информационных технологий во многом позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

 

9. Организация  контроля за коммерциализацией  образования

Коммерциализация образования, широко распространившаяся в последнее  время, вынуждает сокращать сроки  обучения и грозит нанести ущерб развитию творческого потенциала и возможностям его реализации у взрослого человека. Поэтому необходимо осуществлять контроль за платным обучением, чтобы избежать негативных его последствий, поскольку образование взрослых нужно направлять не на достижение каких-либо коммерческих целей, а на расширение горизонта видения человеком современных отечественных и общечеловеческих проблем.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования в рамках данной курсовой работы были изучены основные этапы развития образования взрослых, а также на основе обобщенного теоретического опыта, полученного в ходе исследования, были намечены основные тенденции его возможного будущего развития.

Анализ  истории  развития  образования  взрослых  в  России  показал,  что  в  течение  многих  десятилетий  оно  складывалось  как  культурно- направленное,  интегрирующее  основы  гуманитарных, социальных, экономических, исторических, естественнонаучных, философских  знаний.

        Разумеется, сейчас  даже по истечению нескольких десятков лет трудно переоценить значение полученных на ранних этапах знаний, необходимых и примененных в частности в данном исследовании для анализа возможных направлений развития образования взрослых в России. Поэтому, руководствуясь полученными теоретическими знаниями можно определить следующие направления, по которым могло бы быть усовершенствовано образование взрослых:

 

  • Развитие знания как основного источника стоимости в информационном обществе.
  • Осуществление политики непрерывности образования
  • Диверсификация образования
  • Интернационализация образования
  • Превращение знаний в основной общественный капитал
  • постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту.
  • Компьютеризация, использование  интернет - и других новых технологий.
  •   Организация контроля над коммерциализацией образования

Образование взрослых является важной отраслью образования, способной  решать насущные задачи социально-экономического и политического развития. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что значительный рост доли взрослого  населения, участвующего в различных  формах обучения в рамках формальной системы образования и за ее пределами, подтверждает необходимость усилий по развитию образования взрослых со стороны государства. Поэтому сейчас необходимо решить главную задачу, а именно усовершенствовать  его методы, благодаря которым усилия с каждым годом приобретали бы материальную форму, становясь все более эффективными.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булич Н.Н. Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX века. Т.2. – СПБ.,1905
  2. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. - М., 1987
  3. Галичин В.А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации // Философия и общество. №1(65)/2012
  4. Горностаев  П.В.  О теории  общего  образования взрослых  до  Октября и в первые  годы  после революции:  Учебное пособие (Московский  областной педагогический институт). – М., 1974.
  5. Ключарев Г. А. Новая неграмотность и перспективы исследований образования взрослых // Обновление России: трудный поиск решений. 2000. Вып. 8.
  6. Тонконогая Е.П., Литке Ф.Н., Любимов Б.И. История развития образования взрослых в России. Т.1. – СПБ.,2000
  7. Заседание государственного совета «О развитии образования в РФ» [электронный ресурс] Электрон. данные.-Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/103975.shtml -Загл.с экрана.

Информация о работе Основные направления и тенденции развития образования взрослых в России