Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных этапов, выявлении закономерностей и тенденций развития образования взрослых в России.
Задачи работы заключаются в следующем:
• осуществить ретроспективный обзор зарождения и развития образования взрослых в России;
• охарактеризовать современное состояние образования взрослых в России;
• выявить основные проблемы образования взрослых и попробовать найти пути их решения;
• выявить основные тенденции развития образования взрослых на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ 3
1.1. Предыстория развития образования взрослых в России 3
1.2 Демократизация и гуманизация образования взрослых во второй половине XIX века 3
2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 3
2.1 Развитие образования взрослых в 1917-1920 г.г. 3
2.2 Основные этапы развития образования взрослых в советский период 3
3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ 3
3.1 Статистический анализ в системе образования взрослых в конце XX века 3
4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 3
4.1. Характерные черты образования взрослых сегодня 3
4.2 Структура и проблемы образования взрослых в России на современном этапе 3
4.3. Основные тенденции развития образования взрослых в России 21 века 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
2.2 Основные этапы развития образования взрослых в советский период
1 этап 20-30-е годы
Основной задачей советского правительства в это время была борьба с неграмотностью взрослого населения. В целях ликвидации неграмотности было создано массовое общество «Долой неграмотность» (ОДН).
В ликвидации неграмотности большую роль сыграли всевозможные школы для взрослых, в том числе специально созданы кружки ликбеза, а также народные дома и университеты, кружки самообразования.
Расширяется сеть вечерних и заочных школ, развиваются новые формы базового, постбазового, дополнительного образования для взрослых, среди которых школы крестьянской молодежи (ШКМ), школы рабочей молодежи (ШРМ), школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).
Новой, быстро и эффективно внедряющейся в практику формой стал рабочий факультет (рабфак). Эта образовательная форма предназначалась для подготовки и привлечения к учебе в вузах взрослых, в первую очередь рабочих и крестьян, не получивших соответствующей образовательной подготовки. Сначала рабфаки создавались в структуре технических вузов. Первым в стране самостоятельным рабфаком стал Пречистенский, созданный в конце 1919 г. из бывших Пречистенских рабочих курсов.
Одной из форм
общественно-политической и общеобразовательной
подготовки взрослых к
Наряду с трансформацией старых народных университетов в учреждения базового образования взрослых, создавались новые рабочие и крестьянские народные университеты. Однако позднее в связи преобладающим мнением о ненужности дополнительного образования взрослых, многие народные университеты было превращено в училища, техникумы и другие базовые учебные заведения.
К середине 30-х годов намечается поворот к расширению специализации, ориентации на более глубокие специальные знания, широкий кругозор и формирование организаторских способностей специалистов. Организуется заочное и вечернее обучение в вузах и техникумах без отрыва работников от производства. На крупных предприятиях создаются учебные комбинаты, включающие втуз, техникум, школу и курсы повышения квалификации для обучения практиков, для подготовки руководящих кадров – промышленные академии.
2 этап 40-60-е годы
В 40-60-е годы основной упор делается на массовую подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства и культуры в вечерних и заочных формах традиционных учреждений базового среднего и высшего специального образования.
В годы Отечественной войны создается сеть вечерних школ взрослых, которые весной 1944 г. были переименованы в школы рабочей молодежи, а с 1 ноября 1944 г. стали действовать и школы сельской молодежи.
В 1958 г. школы рабочей и сельской молодежи преобразуются в вечерние (сменные) общеобразовательные школы взрослых, которые признавались одним из основных типов учебных заведений, дающих полное среднее образование и в случае необходимости обеспечивающих повышение профессиональной подготовки обучающихся. В вечерних (сменных) школах проводится и производственное обучение в так называемых "классах мастеров".
С конца 50-х годов большое внимание уделяется высшему заочному и вечернему образованию для взрослых, занятых в производстве. С середины и вплоть до конца 50-х годов страна занимает лидирующее положение в вузовском образовании в мире.
С 60-х годов происходит
повсеместное поступательное утверждение
курса на приоритетную реализацию развивающей
функции образования взрослых в
условиях развертывающейся научно-технической
революции и научно-
3 этап 70-90-е годы
К середине 70-х годов базовое образование взрослых включало в себя следующие элементы:
На рубеже 70-х годов в стране развернулась современная сеть учреждений последипломного образования взрослых, включающая:
В 1975/76 учебном году из 46 млн. взрослых, охваченных различными формами обучения, 10 млн. получали базовое образование, из них 6,2 млн. учились в вечерних и заочных средних школах, численность которых, как тогда ожидали, будет сокращаться по мере перехода к всеобщему среднему образованию.
В 70-е годы функционировала
и широкая сеть структур
общественно-политического
К концу 70-х годов из 40 тыс. народных университетов около 23 тыс. имели учебные курсы общественно-политических знаний, около 10 тыс. – психологии и педагогики, свыше 4 тыс. – культуры, почти 3,5 тыс. – правовых знаний, почти 3,3 тыс. – экологических.
Ликвидация данной системы образования взрослых в конце 80-х годов без попытки серьезной реконструкции и воссоздания новых форм социально-политического и гражданского образования населения создала определенный вакуум, который в настоящее время стихийно заполняется в общественном сознании всевозможными негативными влияниями.
3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
3.1 Статистический анализ в системе образования взрослых в конце XX века
Если говорить о системе образования взрослых после распада Советского союза, на основе статистических данных можно выделить следующие положения, позволяющие понять общую структуру и состояние образования на тот период:
1. Отдельной, самостоятельной
системы образования взрослых
в России, как и в большинстве
стран, не существовало, она
организационно не выделена
и как бы "встроена" в
общую сферу просвещения.
2. К сфере базового образования взрослых относились: вечерние школы и вечерние ПТУ, вечерние и заочные техникумы и вузы, их подразделения; постбазовая профессиональная подготовка работников и незанятого населения; образовательные кооперативы малых предприятий (альтернативные формы) и культурно-просветительные учреждения (досуговые формы).
3. Показатель охвата взрослого населения обучением (в процентах по отношению ко всему взрослому населению России) был очень низок и составлял всего 1,9%, в Санкт-Петербурге – 2,7%, в Ленинградской области – 0,7%. (В абсолютных цифрах контингент взрослых, обучавшихся на территории России, составлял 2,1 млн. человек).
4. Уровень образования взрослого населения, признаваемый ЮНЕСКО, наряду с показателем охвата взрослого населения обучением (одним из важнейших), составлял в России (от 15 лет и старше – по показателям микропереписи 1994 г.) – 16 неграмотных на 1000 человек.
Следует отметить, что вечерние (сменные) учреждения начального профессионального образования – (вечерние ПТУ) находились в то время на грани исчезновения. В период с 1990/91 по 1994/95 учебный год произошло абсолютное снижение всех показателей: по России в 2,5 – 4,5 раза, по Северо-Западному региону – в 8-12 раз. С 1 апреля 1992 г. было отменено республиканское финансирование всех учреждений начального профессионального образования и, естественно, в первую очередь, не считаясь ни с чем, закрыли вечерние ПТУ. К сожалению, эта тенденция находит отражение и в условиях развития современного образования взрослых.
Развитие высшей школы в 90-е годы неоднозначно: некоторые вузы в большей степени, чем другие учебные заведения, оказались способными адаптироваться к социальным переменам и довольно активно осуществляли качественные изменения во многих сферах своего функционирования.
На начало 1994/95 учебного года количество вечерних вузов от их общего числа в России составляло всего 0,3%, заочных – 1,3%. В России среди всех студентов лишь 6% – вечерники и 29% – заочники.
В связи с изменением и ухудшением социально-экономического положения в 90-е годы начинает свертываться профессиональное обучение взрослых, включающее в себя подготовку, переподготовку рабочих и повышение квалификации всех категорий специалистов и руководителей.
Новым в сфере образования
взрослых в России в 90-х годах
стало появление
В 90-е годы появились учебные
заведения для взрослых, функционирующие
на коммерческой основе, о которых
статистика дает очень скудные
сведения. Они обозначаются как
малые предприятия и
4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
4.1. Характерные черты образования взрослых сегодня
Система российского образования с начала 21 века и по сегодняшний день претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года» - все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.
Несмотря на постоянные попытки преобразований и инноваций на различных уровнях образования взрослых, российскому законодательству так и не удается решить основные его проблемы и оправдать ожидания, связанные у общества с современной системой образования.
В результате экономических
реформ, проведенных государством,
вся система российского
В целом, если рассматривать современную систему образования взрослых в России, можно сказать, что ей присущи сегодня следующие черты:
Несомненно, эти черты
современной системы
4.2 Структура и проблемы образования взрослых в России на современном этапе
Непрерывное пополнение, уточнение
знаний, приобретение и осмысление
новой информации, выработка новых
умений и навыков становятся важнейшими
предпосылками повышение
Система образования в России включает ряд ступеней, которые по своей природе дискретны, но благодаря преемственности обеспечивается ее непрерывность. Преемственность позволяет плавно переходить человеку от одного этапа развития к последующему, от одной к следующей, более высокой ступени образования. Проблема преемственности между различными ступенями системы непрерывного образования приобретает особое значение. Ее содержание, значение и роль существенно обогащаются, поскольку в данном случае, речь идет о взаимосвязи и взаимодополняемости последовательных подсистем непрерывного образования.
Информация о работе Основные направления и тенденции развития образования взрослых в России