Основные направления и тенденции развития образования взрослых в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении основных этапов, выявлении закономерностей и тенденций развития образования взрослых в России.
Задачи работы заключаются в следующем:
• осуществить ретроспективный обзор зарождения и развития образования взрослых в России;
• охарактеризовать современное состояние образования взрослых в России;
• выявить основные проблемы образования взрослых и попробовать найти пути их решения;
• выявить основные тенденции развития образования взрослых на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ 3
1.1. Предыстория развития образования взрослых в России 3
1.2 Демократизация и гуманизация образования взрослых во второй половине XIX века 3
2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ 3
2.1 Развитие образования взрослых в 1917-1920 г.г. 3
2.2 Основные этапы развития образования взрослых в советский период 3
3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ 3
3.1 Статистический анализ в системе образования взрослых в конце XX века 3
4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 3
4.1. Характерные черты образования взрослых сегодня 3
4.2 Структура и проблемы образования взрослых в России на современном этапе 3
4.3. Основные тенденции развития образования взрослых в России 21 века 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

курсовая работа по пед.антр.,3 курс.docx

— 70.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2 Основные этапы развития образования взрослых в советский период

 

1 этап 20-30-е годы

Основной задачей советского правительства в это время  была борьба  с неграмотностью взрослого  населения. В целях ликвидации неграмотности  было создано массовое общество «Долой неграмотность» (ОДН).

В ликвидации неграмотности  большую роль сыграли всевозможные школы для взрослых, в том числе специально созданы кружки ликбеза, а также народные дома и университеты, кружки самообразования.

Расширяется  сеть  вечерних  и  заочных  школ,  развиваются  новые  формы базового, постбазового, дополнительного образования для взрослых, среди которых школы крестьянской  молодежи (ШКМ), школы  рабочей  молодежи (ШРМ),  школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Новой, быстро и эффективно внедряющейся в практику формой стал рабочий факультет (рабфак).  Эта  образовательная  форма  предназначалась  для  подготовки  и привлечения  к  учебе  в  вузах  взрослых,  в  первую  очередь  рабочих  и  крестьян,  не получивших  соответствующей  образовательной  подготовки.  Сначала  рабфаки создавались  в  структуре  технических  вузов.  Первым  в  стране  самостоятельным рабфаком стал Пречистенский, созданный в  конце 1919 г. из бывших Пречистенских  рабочих курсов.

  Одной  из  форм  общественно-политической  и общеобразовательной  подготовки взрослых к хозяйственно-административной  работе становятся в это время  совпартшколы, начавшие создаваться  в 1920 г. 

Наряду  с  трансформацией  старых  народных  университетов  в  учреждения базового  образования  взрослых, создавались новые рабочие и крестьянские народные университеты. Однако позднее в связи преобладающим мнением о ненужности дополнительного образования взрослых, многие народные университеты было превращено  в  училища,  техникумы  и  другие  базовые  учебные заведения.

            К  середине 30-х  годов  намечается  поворот  к  расширению  специализации, ориентации  на  более  глубокие  специальные  знания,  широкий  кругозор  и формирование организаторских способностей специалистов.  Организуется заочное  и  вечернее  обучение  в  вузах  и  техникумах  без  отрыва  работников  от производства. На крупных предприятиях создаются учебные комбинаты, включающие втуз, техникум, школу и курсы повышения квалификации для обучения практиков, для подготовки  руководящих  кадров – промышленные  академии. 

 

2 этап 40-60-е годы

В 40-60-е годы основной упор делается на массовую  подготовку  специалистов  для различных  отраслей  народного  хозяйства  и  культуры  в  вечерних  и  заочных  формах традиционных  учреждений  базового  среднего  и  высшего  специального  образования.

В  годы  Отечественной  войны  создается сеть вечерних школ взрослых, которые весной 1944 г. были переименованы в школы рабочей  молодежи, а с 1 ноября 1944 г. стали  действовать и школы сельской молодежи.

В 1958 г.  школы  рабочей  и  сельской  молодежи  преобразуются  в  вечерние (сменные)  общеобразовательные  школы  взрослых,  которые  признавались  одним  из основных типов учебных  заведений, дающих полное среднее образование  и в случае необходимости  обеспечивающих  повышение  профессиональной  подготовки обучающихся.  В  вечерних (сменных)  школах  проводится  и  производственное обучение в так называемых "классах  мастеров".

С  конца 50-х  годов  большое  внимание  уделяется  высшему  заочному  и вечернему  образованию  для  взрослых,  занятых  в  производстве. С  середины  и  вплоть  до  конца 50-х  годов  страна  занимает  лидирующее положение в вузовском образовании в мире.

С 60-х годов происходит повсеместное поступательное утверждение  курса на приоритетную реализацию развивающей  функции образования взрослых в  условиях развертывающейся научно-технической  революции и научно-технического прогресса. Особую роль вновь приобретают народные университеты, число которых с каждым годом возрастало, поскольку инициативность, самостоятельность и коллегиальность в работе университета позволяли не только удовлетворять разнообразные потребности обучающихся, но завершив  один  этап  или  вид  обучения,  переходить  к новым, оставаясь в этом же университете.

 

3 этап 70-90-е годы

 К середине 70-х годов базовое образование взрослых включало в себя следующие элементы:

    • вечерние  и заочные средние общеобразовательные школы;
    • вечерние и заочные факультеты вузов и техникумов;
    • заочную аспирантуру.

 

На  рубеже 70-х  годов  в  стране  развернулась  современная  сеть учреждений  последипломного  образования  взрослых,  включающая: 

    • отраслевые  и межотраслевые  институты  повышения  квалификации  и  их  филиалы, 
    • факультеты повышения  квалификации  и  факультеты  по  подготовке  организаторов промышленного производства и строительства;
    • различные курсы повышения квалификации  инженерно-технических  и  руководящих  работников  при  вузах, предприятиях и организациях;
    • межотраслевые ИПК, дающие знания по новым или актуальным в современных условиях для ряда отраслей дисциплинам;
    • факультеты переподготовки кадров при ряде вузов.

В 1975/76 учебном  году  из 46 млн.  взрослых,  охваченных  различными формами обучения, 10 млн. получали базовое образование, из них 6,2 млн. учились в вечерних и заочных  средних школах, численность которых, как тогда ожидали, будет сокращаться по мере перехода к всеобщему среднему образованию.

В 70-е  годы  функционировала  и  широкая  сеть  структур  общественно-политического образования  взрослых, она охватывала свыше 26 млн. человек.

К концу 70-х годов из 40 тыс. народных университетов около 23 тыс. имели учебные  курсы  общественно-политических  знаний,  около 10 тыс. – психологии  и педагогики, свыше 4 тыс. – культуры, почти 3,5 тыс. – правовых знаний, почти 3,3 тыс. – экологических.

Ликвидация  данной  системы  образования  взрослых  в  конце 80-х  годов  без попытки  серьезной  реконструкции  и  воссоздания  новых  форм  социально-политического  и гражданского образования населения  создала определенный вакуум, который  в  настоящее  время  стихийно  заполняется  в  общественном  сознании всевозможными негативными  влияниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

 

3.1 Статистический  анализ в системе образования  взрослых в конце XX века

 

Если говорить о системе  образования взрослых после распада  Советского союза, на основе статистических данных можно выделить следующие положения, позволяющие понять общую структуру и состояние образования на тот период:

1. Отдельной, самостоятельной  системы образования взрослых  в России, как и в  большинстве   стран,  не  существовало,  она   организационно  не  выделена  и  как  бы "встроена" в  общую сферу просвещения. Поэтому  обучением взрослых занимаются  и специальные учреждения, и подразделения  последних, например вечерние  и заочные отделения,  факультеты  повышения  квалификации  вузов   и  средних  специальных  учебных заведений. 

2.  К  сфере  базового  образования  взрослых  относились:  вечерние  школы и вечерние ПТУ, вечерние и заочные техникумы и вузы, их подразделения; постбазовая профессиональная подготовка работников и незанятого населения; образовательные кооперативы малых предприятий (альтернативные  формы)  и  культурно-просветительные учреждения (досуговые формы).

3.  Показатель  охвата  взрослого  населения  обучением (в  процентах  по отношению ко всему взрослому населению России) был очень низок и составлял всего 1,9%, в Санкт-Петербурге – 2,7%, в Ленинградской области – 0,7%. (В абсолютных цифрах контингент взрослых, обучавшихся на территории России, составлял 2,1 млн. человек).

4. Уровень образования  взрослого населения, признаваемый ЮНЕСКО, наряду с  показателем  охвата  взрослого  населения  обучением (одним  из  важнейших), составлял в России (от 15 лет и старше – по показателям микропереписи 1994 г.) – 16 неграмотных на 1000 человек.

          Следует отметить, что вечерние (сменные) учреждения начального профессионального образования – (вечерние ПТУ) находились в то время  на грани исчезновения.  В период с 1990/91 по 1994/95 учебный год произошло абсолютное снижение всех показателей: по России в 2,5 – 4,5 раза, по Северо-Западному региону – в 8-12 раз. С 1 апреля 1992 г. было отменено республиканское  финансирование  всех  учреждений  начального  профессионального образования  и,  естественно,  в  первую  очередь,  не считаясь  ни  с чем,  закрыли вечерние ПТУ. К сожалению, эта тенденция находит отражение и в условиях развития современного образования взрослых.

Развитие высшей школы  в 90-е годы неоднозначно: некоторые  вузы в большей степени,  чем  другие  учебные  заведения,  оказались  способными  адаптироваться  к социальным переменам и довольно активно осуществляли качественные изменения во  многих  сферах  своего  функционирования.

На начало 1994/95 учебного года количество вечерних вузов от их общего числа в России составляло всего 0,3%, заочных – 1,3%. В России среди  всех студентов лишь 6% – вечерники  и 29% – заочники. 

В связи с изменением и ухудшением социально-экономического положения в 90-е годы начинает свертываться профессиональное обучение взрослых, включающее в  себя  подготовку,  переподготовку  рабочих  и  повышение  квалификации  всех категорий специалистов и руководителей.

Новым в сфере образования  взрослых в России в 90-х годах  стало появление профессиональной  подготовки  незанятого  населения и безработных.

В 90-е годы появились учебные  заведения для взрослых, функционирующие  на коммерческой  основе,  о  которых  статистика  дает  очень  скудные  сведения.  Они обозначаются как  малые предприятия и кооперативы  в сфере просвещения, активно развиваются  и  участвуют  во  многих  видах  образования,  особенно  постбазового. Однако полных данных о количестве этих учреждений и их деятельности нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ВЗРОСЛЫХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

4.1. Характерные черты образования взрослых сегодня

 

Система российского образования  с начала 21 века и по сегодняшний день претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года, национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 года» - все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.

Несмотря на постоянные попытки  преобразований и инноваций на различных  уровнях образования взрослых, российскому  законодательству так и не удается  решить основные  его проблемы и  оправдать ожидания, связанные у  общества с современной системой образования.

В результате экономических  реформ, проведенных государством, вся система российского образования  находится в состоянии постоянной зависимости от государства. Социальное обеспечение учителей и преподавателей, оплата их труда, с каждым годом морально-устаревающая материально-техническая база - вот то наследство спонтанного перехода к «свободному рынку», которое сегодня приходится преодолевать нашему обществу.

В целом, если рассматривать современную систему образования взрослых в России, можно сказать, что ей присущи сегодня следующие черты:

 

    • общедоступность
    • гуманизм
    • демократизм
    • непрерывность
    • автономность
    • единство
    • открытость

 

Несомненно, эти черты  современной системы российского  образования наделяют ее рядом преимуществ, которые были недоступны для ранних систем. Тем не менее,  необходимо понимать, что России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить ее конкурентоспособность как одного из ведущих государств планеты, суверенного центра силы, поэтому данные положения являются лишь ориентиром для достижения гармонии в уже существующей системе.

 

 

4.2 Структура и проблемы образования взрослых в России на современном этапе

 

Непрерывное пополнение, уточнение  знаний, приобретение и осмысление новой информации, выработка новых  умений и навыков становятся важнейшими предпосылками повышение интеллектуального  уровня человека, уровня его жизни, насущной потребностью для любого специалиста. Идея непрерывного образования трансформировалась от потребности образования на всю  жизнь в тезис – образование  через всю жизнь.

Система образования  в России включает ряд ступеней, которые по своей природе дискретны, но благодаря преемственности обеспечивается ее непрерывность. Преемственность позволяет плавно переходить человеку от одного этапа развития к последующему, от одной к следующей, более высокой ступени образования. Проблема преемственности между различными ступенями системы непрерывного образования приобретает особое значение. Ее содержание, значение и роль существенно обогащаются, поскольку в данном случае, речь идет о взаимосвязи и взаимодополняемости последовательных подсистем непрерывного образования.

Информация о работе Основные направления и тенденции развития образования взрослых в России