Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.
Задачи:
1. рассмотреть особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте;
2. определить условия для создания художественно – эстетического развития;
3. рассмотреть положения художественно эстетического воспитания дошкольников;
4. разработать педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические особенности художественно – эстетического развития и воспитания дошкольников.
1.1. Особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………….5
1.2. Условия для создания художественно – эстетического развития………...9
1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи».
2.1. Положения художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20
2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»………………………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список литературы ……………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Оглавлениекурсовая по дошкольной педагогике.docx

— 72.99 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  особенности художественно –  эстетического развития и воспитания дошкольников.

1.1. Особенности развития  эстетических  способностей  детей в   дошкольном  возрасте…………………………………………………………….5

1.2. Условия  для создания художественно –  эстетического развития………...9

1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14

Глава 2. Основные положения и создание проекта  «Развитие художественно-эстетического восприятия  у старших дошкольников через  ознакомление   с искусством живописи».

2.1. Положения  художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20

2.2. Педагогический  проект «Развитие художественно-эстетического восприятия  у старших дошкольников через  ознакомление    
с искусством живописи»………………………………………………………...24

Заключение  ……………………………………………………………………...35

Список литературы ……………………………………………………………...37

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

 

Актуальность темы состоит в том, что  художественно - эстетическое развитие детей  дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка,  а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей.

Эстетическое  воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает  в душе его отпечаток на всю  жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав  звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в  книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением  видеть окружающий мир. В дошкольной педагогике под эстетическом воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать. Оценивать, создавать прекрасное.  

Художественное  воспитание понятие более узкое, так как здесь используются при  решении тех же задач только средства искусства. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. 
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Цель  работы – изучить особенности  художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.

Задачи:

1. рассмотреть  особенности развития  эстетических  способностей  детей в   дошкольном  возрасте;

2. определить  условия для создания художественно – эстетического развития;

3. рассмотреть  положения художественно эстетического воспитания дошкольников;

4. разработать  педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия  у старших дошкольников через  ознакомление    
с искусством живописи».

Гипотеза  исследования состоит в том, что художественно – эстетическое развитие дошкольников зависит от концепции обучения, на которую опирается образовательная программа. 

Методы  исследования. Методикой исследования по изучению поставленной темы послужило изучение специальной литературы по выбранной теме, были изучены образовательные программы ДОУ, беседа с сотрудниками ДОУ об особенностях художественного – эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования - развитие и взаимосвязь компонентов художественной деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от включенности в различные образовательные программы.

Объект  исследования – дети дошкольного  возраста (5-6 лет).

 

 Глава  1. Теоретические особенности художественно  – эстетического      развития и воспитания дошкольников.

 

1.1. Особенности развития  эстетических  способностей  детей в                                   дошкольном  возрасте.

          Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит о педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её практического освоения.

Феномен обладания детьми способностей ко всем видам художественного творчества основан на доминирующей роли правого  полушария мозга. Дети способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать  и эмоционально сопереживать всему  увиденному и услышанному. Сенсорное  восприятие окружающего мира особенно развито у ребенка в раннем его возрасте. Необходимо не пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются  в самом раннем возрасте. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной чувствительностью  ребенка[6, с. 45].

Отставание  или отсутствие целенаправленного  развития эстетических  способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не адаптированности к условиям современной жизни.

Эстетическое  воспитание – это развитие способов присвоения норм и ценностей. Принципиальным считается тот факт, что способ присвоения влияет на характер ценности, ограниченность её присвоения ребенком и определяет его возможности в дальнейшем развитии

Стимулируя  интегральный способ общения с  миром, эстетическое воспитание  учит ребенка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими людьми.

Важным  моментом в педагогической практике является правильное, современное представление  об эстетической деятельности и основопонимание  содержания предполагаемого развития эстетических способностей детей.

Эстетическая  деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью – гармонизация себя, мира и своих отношений с  миром.

В предложенной концепции понимания эстетической деятельности говорится о форме  вообще и о деятельности формообразования: мыслительной, интуитивной, чувственной  и материальной во всех направлениях жизнедеятельности человека, а также  о формообразующих аспектах как  универсальной характеристике всех видов художественной деятельности.

Такая деятельность по формообразованию внутри художественной деятельности или вне её является эстетической деятельностью.

Эстетическая  деятельность – это развитие следующих  эстетических способностей: эстетического  созерцания, образного мышления, продуктивного воображения, игры воображения и рассудка, соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемной ситуации и т.д. [8, с. 113].

К эстетическим способностям относятся особенности  общего мышления и восприятия: воображение, творчество, образность, эмпатия.

Очень важной и можно считать основной и  универсальной эстетической способностью человека (ребенка) является чувство  формы. О такой способности говорили А.В.Бакушинский, В.А.Фаворский, Б.М.Теплов, Б.П.Юсов. Чувство формы включает в себя способность воспринимать, отстранять и означивать форму с  помощью воображения и эмпатии.

В этой связи  становится актуальным вопрос определения  объекта изучения, познания и творчества. Объектом такого пристального внимания становится форма, которая проявляется в новых её субъективных и объективных качествах с богатством выразительных средств  и новизной содержания. Форма реальная, трансформированная, видоизмененная, вымышленная, абстрактная и т.д., играет главную роль в процессе создания произведения искусства. Решая творческие задачи на предмет разнообразия, богатства и выразительности создаваемой художественной формы, необходимо уделить особое внимание изучению широкого диапазона художественных средств из накопленного опыта и практики развития мирового и отечественного искусства, используя современный мультимедийный подход к разработке художественного образа.

Художественное  развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный  уровень осознания функций искусства  и возможностей художественного  воспитания для развития личности ребенка.

Творческая  деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.

Детское творчество с раннего возраста развивает  композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.

Л.С. Выготский  определил творчество как деятельность, которая создает новое. “Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью  внешнего мира или известным построением  ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека”.

На этапе  дошкольного детства, как отмечал  Л.С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер, в  котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено  естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.

Именно  поэтому авторы различных образовательных  программ предлагают структурирование содержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и  изобразительного искусства. Такой  комплекс, по мнению педагогов и  психологов, наиболее доступен детям, открывает широкие возможности  в плане развития их художественной культуры[15, с. 96].

В  образовательных программах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначена доминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль. Так, например, в детском художественном творчестве на занятиях изобразительной деятельностью доминирующую роль играет изобразительное искусство.

Дошкольники, занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создают различные  эмоционально-художественные образы средствами и приёмами, заимствованными при  знакомстве или изучении лучших образцов художественных произведений изобразительного искусства. Поэзия, музыка как виды искусств играют роль эмоционального фона, помогающего ребенку прочувствовать душевное эмоциональное состояние, психологический настрой разрабатываемого художественного образа.

Общечеловеческую, вневременную ценность формы как  эстетического содержания искусства  подтверждает А.В.Бакушинский. В своих  рассуждениях он выделяет создаваемые  изобразительным искусством средства эстетического выражения. Эти средства - формальные элементы, сочетающиеся по законам гармонии и дисгармонии, причисляя к главным из них  форму, колорит, линию, массу и пространство, фактуру, должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны как чистый эстетический факт.

 

1.2. Условия  для создания художественно –  эстетического развития.

Информация о работе Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и