Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.
Задачи:
1. рассмотреть особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте;
2. определить условия для создания художественно – эстетического развития;
3. рассмотреть положения художественно эстетического воспитания дошкольников;
4. разработать педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические особенности художественно – эстетического развития и воспитания дошкольников.
1.1. Особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………….5
1.2. Условия для создания художественно – эстетического развития………...9
1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи».
2.1. Положения художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20
2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»………………………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список литературы ……………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Оглавлениекурсовая по дошкольной педагогике.docx

— 72.99 Кб (Скачать файл)

        

           В 5-6- лет  происходит приобщение к сфере культуры своего народа и выражение своих чувств и переживаний по поводу того или иного произведения народного и классического искусства, и поэтому необходимо направлять восприятие детей на красоту пластики народной игрушки и яркость расписных узоров. Поощрять их рассматривание, выделение характерных элементов и их описание. Вызывать восхищение при знакомстве с образами животных, птиц, созданных народными мастерами (богородская, каргопольская, калининская, дымковская и другие игрушки). На этом возрастном этапе происходит знакомство детей с волшебным миром сказочных образов детской книги. Создание условий для передачи с помощью доступных средств выразительности (формы, цвета, композиции, лепной пластики) эмоционального отношения к изображаемому. Развивая эмоциональное восприятие цвета у детей, мы подводим к пониманию того, что цвета могут передавать определённое настроение. Вызывать ассоциативные образы (добрый, злой, грустный, весёлый и др.), связанные с разными цветами.

Дальнейшее овладение доступными средствами художественной выразительности  изображения на плоскости (цветом, линией, пятном, округлой, четырёхугольной, треугольной, овальной формами и их сочетанием) и в объёме (пластическими способами  изображения предметов, cостоящих из нескольких частей; путём комбинирования различных способов работы с бумагой; сминание, разрывание, сгибание, вырезывания, склеивания и др.). На этом этапе происходит знакомство детей с элементарными  приёмами техники оригами, изготовлением  оригинальных поделок (шапочек, лодочек, птиц) на основе показа различных вариантов  рациональных способов складывания  бумаги. Знакомство с работами загорских  кустарей – создателей игрушек из папье – маше. Добиваться понимания  элементарных правил техники аппликации из различных материалов в произведениях  народного творчества и поощрять своего отношения к ним[1, с. 54].  

 Усвоение элементарного правила  эстетики творчества с природными  материалами. Знакомство с народной  игрушкой (куклы – лесовики), выполненные  из дерева, мха, шишек, травы.  Подвести к пониманию элементарного   правила, лежащего в основе эстетики народного творчества с природными материалами (природные материалы сочетаются только с природными материалами). 

 Музыкально – пластическое  развитие.

- Формировать потребность активного  участия в музыкальной и пластической  совместной художественной деятельности.

- Развивать музыкальную и пластическую  память, расширяя круг лучших  образов детского народного классического  и современного репертуара.

- Формировать умение ритмично  интонировать певческую, инструментальную  и певческо-инструментальную части  целостного художественного действия.

- Продолжать накапливать умения  и навыки в области пластического  жеста, пластической пространственной  формы, пластического ритма и  целостного пластического движения.  

 Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, необходимо создание театральных, игровых уголков, центров искусства. Для занятий музыкой должен быть музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. Возможно создание изостудии, в которой дети могут заниматься продуктивными видами деятельности, готовить выставки, проводить интересные творческие мероприятия. Так же необходимо эффективное использование раздевалки в групповых комнатах и коридорах: в них можно разместить выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в детском саду предметно-развивающая  среда способствует познавательному  развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Для успешного  освоения программ по художественно-эстетическому  воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.

Система педагогического взаимодействия педагогов  и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

- специально  организованное обучение;

- совместная  деятельность педагогов и детей;

- самостоятельная  деятельность детей.

Взаимодействие  педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода  и включает разнообразные формы  и методы работы:

- групповые  и подгрупповые занятия,

- праздники, 

- развлечения,

- тематические  музыкальные вечера,

- театральные  пятницы,

- недели  творчества,

- дидактические  игры,

- выставки  рисунков и поделок,

- занятия  в библиотеке,

- создание  книг – самоделок.

Знания, полученные на занятиях эстетического  цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием  музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством[2, с. 54].

В детском  саду так же можно организовать сеть дополнительных образовательных услуг: кружки эстетической направленности - по изобразительной деятельности, по изонити, театральный, по народным художественным ремеслам, хореографический кружок. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей. 

В дошкольном учреждении необходимо создать учебно-методический комплект:

- программы  художественно-эстетического воспитания  и методические рекомендации;

- перспективные  планы по приоритетному направлению  работы, кружковой и студийной  работы, организации культурно-досуговой  деятельности детей по всем  группам;

- конспекты  занятий, сценарии досугов и  праздников;

- дидактические  музыкальные игры и по изодеятельности;

- библиотека  познавательной литературы по  знакомству детей с миром искусства.

Весь  материал систематизировать и представить в картотеке. 
Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Она может осуществляется в нескольких направлениях - повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов ДОУ должен быть посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги должны проводить консультации по организации работы в данном направлении, практиковать открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводить театральные пятницы, недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организовывать выставки детского творчества.

Для осуществления  полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря  на то, что ребенок проводит в  детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние  на развитие личности дошкольника. Поэтому  сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

- вовлечение  семьи в образовательный и  воспитательный процесс, организованный  дошкольным учреждением. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

- повышение  психолого-педагогической культуры  родителей осуществляется через  родительские собрания и конференции,  консультации, семинары-практикумы. Педагоги  оформляют папки – ширмы. Оценка  эффективности работы по художественно-эстетическому  воспитанию детей осуществляется  с помощью педагогической диагностики,  проводимой по всем разделам. Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты[4, с. 67].

 

1.3 Анализ программ ДОУ, направленных на художественное-

                   эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

                   

                     Комплексная программа «РАЗВИТИЕ»

         (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)

Программа «Развитие» разработана  коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера.

В основу программы «Развитие», как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения, Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе — это концепция  Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является по строение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.) В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.) В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированную модель воспитания которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей  дошкольного возраста.

Программа «Развитие» разработана  для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для из возраста видами деятельности — игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий — по природе, математике и ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей мой группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.

В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка и пространстве, математика, однако появляются и новые виды — грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету),но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями — с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы)ребята узнают о простейших логических операциях.

Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные - режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение. Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.

В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре.

К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы.

Программа рекомендована  Министерством образования РФ.

                

                   Программа художественно-эстетического воспитания

                                          детей   дошкольного возраста.

                                  Парциальная программа «Москвичок».

                                       (Л.В. Куцакова. СИ. Мерзлякова)

        Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с учетом всех возрастных ступеней (от трех до семи лет).

Информация о работе Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и