Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.
Задачи:
1. рассмотреть особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте;
2. определить условия для создания художественно – эстетического развития;
3. рассмотреть положения художественно эстетического воспитания дошкольников;
4. разработать педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические особенности художественно – эстетического развития и воспитания дошкольников.
1.1. Особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………….5
1.2. Условия для создания художественно – эстетического развития………...9
1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи».
2.1. Положения художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20
2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»………………………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список литературы ……………………………………………………………...37
В 5-6- лет происходит приобщение к сфере культуры своего народа и выражение своих чувств и переживаний по поводу того или иного произведения народного и классического искусства, и поэтому необходимо направлять восприятие детей на красоту пластики народной игрушки и яркость расписных узоров. Поощрять их рассматривание, выделение характерных элементов и их описание. Вызывать восхищение при знакомстве с образами животных, птиц, созданных народными мастерами (богородская, каргопольская, калининская, дымковская и другие игрушки). На этом возрастном этапе происходит знакомство детей с волшебным миром сказочных образов детской книги. Создание условий для передачи с помощью доступных средств выразительности (формы, цвета, композиции, лепной пластики) эмоционального отношения к изображаемому. Развивая эмоциональное восприятие цвета у детей, мы подводим к пониманию того, что цвета могут передавать определённое настроение. Вызывать ассоциативные образы (добрый, злой, грустный, весёлый и др.), связанные с разными цветами.
Дальнейшее овладение
Усвоение элементарного
Музыкально – пластическое развитие.
- Формировать потребность
- Развивать музыкальную и
- Формировать умение ритмично
интонировать певческую,
- Продолжать накапливать умения
и навыки в области
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле, необходимо создание театральных, игровых уголков, центров искусства. Для занятий музыкой должен быть музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, в театральной студии представлены все виды театра. Возможно создание изостудии, в которой дети могут заниматься продуктивными видами деятельности, готовить выставки, проводить интересные творческие мероприятия. Так же необходимо эффективное использование раздевалки в групповых комнатах и коридорах: в них можно разместить выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная
деятельность педагогов и
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие
педагогов и детей
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники,
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театральные пятницы,
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок,
- занятия в библиотеке,
- создание книг – самоделок.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством[2, с. 54].
В детском саду так же можно организовать сеть дополнительных образовательных услуг: кружки эстетической направленности - по изобразительной деятельности, по изонити, театральный, по народным художественным ремеслам, хореографический кружок. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
В дошкольном учреждении необходимо создать учебно-методический комплект:
- программы
художественно-эстетического
- перспективные
планы по приоритетному
- конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
- дидактические
музыкальные игры и по
- библиотека
познавательной литературы по
знакомству детей с миром
Весь
материал систематизировать и
Реализация программы творческо-эстетического
развития дошкольников требует от воспитателей
постоянного совершенствования своего
педагогического мастерства.
Она может осуществляется в нескольких направлениях - повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов ДОУ должен быть посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги должны проводить консультации по организации работы в данном направлении, практиковать открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводить театральные пятницы, недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организовывать выставки детского творчества.
Для осуществления
полноценного развития и воспитания
ребенка – дошкольника
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
- вовлечение
семьи в образовательный и
воспитательный процесс,
- повышение
психолого-педагогической
1.3 Анализ программ ДОУ, направленных на художественное-
эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Комплексная программа «РАЗВИТИЕ»
(Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
Программа «Развитие» разработана
коллективом сотрудников
В основу программы «Развитие», как указывают авторы, заложены два теоретических положения.
Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения, Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является по строение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.) В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.) В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированную модель воспитания которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.
Дети младшей группы занимаются самыми важными для из возраста видами деятельности — игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий — по природе, математике и ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей мой группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.
В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка и пространстве, математика, однако появляются и новые виды — грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету),но и общеразвивающий: дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями — с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы)ребята узнают о простейших логических операциях.
Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные - режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение. Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.
В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре.
К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогической и методической литературы.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа художественно-эстетического воспитания
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с учетом всех возрастных ступеней (от трех до семи лет).