Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.
Задачи:
1. рассмотреть особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте;
2. определить условия для создания художественно – эстетического развития;
3. рассмотреть положения художественно эстетического воспитания дошкольников;
4. разработать педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические особенности художественно – эстетического развития и воспитания дошкольников.
1.1. Особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………….5
1.2. Условия для создания художественно – эстетического развития………...9
1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи».
2.1. Положения художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20
2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»………………………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список литературы ……………………………………………………………...37
Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.
Цель проекта: выбор эффективных методов и приемов ознакомления старших дошкольников с искусством живописи для развития художественно-эстетического восприятия.
Гипотеза: развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников будет проходить успешно, если будут созданы определенные условия:
- организована предметно-развивающая среда;
- будет
проводиться целенаправленное
- организовано
комплексное взаимодействие
Задачи проекта:
Данный проект осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста, срок реализации – учебный год
Таблица 1. Этапы реализации проекта
Этап |
Содержание деятельности |
Результат |
Знакомство с программами и технологиями по художественно-эстетическому развитию дошкольников |
Изучение концептуальных положений, целей, задач и принципов программ, их структуры |
Анализ с точки зрения развития у дошкольников художественно-эстетического восприятия |
Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей) для отслеживания уровней развития детей. |
Организация и проведение диагностики |
Получение информации |
Формирующий этап |
Организация предметно-развивающей среды. Деятельность в соответствии с перспективным планированием. |
Оптимизация художественно-эстетического развития дошкольников |
Анализ результатов и |
Диагностика по выбранному диагностическому инструментарию |
Получение информации о достижении положительной динамики |
Исходя
из задач, поставленных перед коллективом
дошкольного образовательного учреждения,
были созданы условия для развития
художественно-эстетического
Рис. 1. Условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников
Комплексная работа по теме проекта включает в себя следующие направления (рис.2.)
Рис. 2. Направления по теме проекта
Перспективное планирование непосредственно - образовательной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с живописью представлена в приложении 1.
Игры и разминки для старших дошкольников на образное ощущение колорита. Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.
Холодная
гамма цветов – это голубой, белый,
синий, фиолетовый, черный, зеленый
и их градации. Господство холодных
тонов в картине создает
Теплая гамма тонов – это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Господство тонов теплой гаммы в произведениях живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т.д., то есть с теми жизненными явлениями и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущениями гармонии и благополучия.
Активное освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет детям органично воспринять характер и настроение произведений живописи.
Игра «Угадай, кто я»
Воспитатель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета.
Игра «Я ошибся»
Воспитатель показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и логически данному цвету. Дети должны исправить ошибку, объяснив, в чем она заключается. Например: черный флажок воспитатель определяет как огонь, дети исправляют: огонь – несет в себе тепло, значит, флажок должен быть теплого цвета: красным или желтым.
Разминка
«Если бы я был художником», то
нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга,
сегодняшний день, свое настроение
… тем или иным цветом. Ребенок
должен не просто предложить цвет, но и
объяснить, почему он его выбрал. Цель:
формировать ассоциативную
Упражнения на составление цветовых композиций
Задание 1. Составить цветовую композицию понятий: зима, лето, осень, весна – на основе преобладаний в природе тех или иных цветов, характерных для данного времени года.
Задание 2.Составить цветовую композицию понятий: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар – на основе эмоциональной и психологической окрашенности данных понятий в восприятии.
Задание 3. Составить цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение, обида, дружба, ссора – на основе ассоциативного восприятия соотношения цвета и состояния души.
Работа с воспитателями.
Работа с родителями.
Диагностический инструментарий педагогического проекта.
Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы).
Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)
Цель
– выявление особенностей предпочтений
детей в видах и жанрах искусства
живописи в изобразительной
Условия диагностирования.
Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек).
Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.
Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
Как
ты думаешь, что такое красота?
Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)
Как ты думаешь, кто создает картины?
Как ты думаешь, зачем рисуют картины?
Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины?
Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)?
Способы
обработки и анализа
Протокол обследования детей _______ возраста________группы
Дата
проведения____________________
Имена детей группы |
Ответы детей на вопросы |
Поведение, интерес, эмоциональные проявления |
Примечаниея |
Саша Т. |
|||
Катя П. |
Протокол обобщения полученных данных обследования детей ________ возраста ________ группы
Показатели для фиксации |
Имена детей группы | |
Саша Т. |
Катя П. | |
Ответы на вопросы: конкретность (развернутые пояснения, комментарии выбора, название конкретных произведений, ссылка на опыт) |
1 |
2 |
Многообразие (название нескольких различных произведений) |
0 |
2 |
Обобщенность (понимание терминов, использование обобщающих слов, установление связей и отношений) |
1 |
2 |
Адекватность (точность, соответствие общепринятому пониманию) |
1 |
2 |
Проявление интереса, активность |
0 |
2 |
Эмоциональные проявления |
1 |
2 |
Самостоятельность |
1 |
1 |
Высказывание собственного отношения и мнения относительно содержания беседы |
1 |
2 |
Средний показатель баллов |
1 |
2 |
Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»
Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)
Цель
– выявление особенностей развития
художественно-эстетического
Условия диагностирования. Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.
Стимульные материалы: репродукция знакомого детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.
Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагается:
Рассказать о картине «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».