Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.
Задачи:
1. рассмотреть особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте;
2. определить условия для создания художественно – эстетического развития;
3. рассмотреть положения художественно эстетического воспитания дошкольников;
4. разработать педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические особенности художественно – эстетического развития и воспитания дошкольников.
1.1. Особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………….5
1.2. Условия для создания художественно – эстетического развития………...9
1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи».
2.1. Положения художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20
2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»………………………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список литературы ……………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Оглавлениекурсовая по дошкольной педагогике.docx

— 72.99 Кб (Скачать файл)

Противоречие  состоит в том, что условия  жизни современного общества изменяются,  меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы  к решению проблемы художественно-эстетического  воспитания  дошкольников средствами искусства, в том числе средствами  искусства  живописи.

Цель  проекта: выбор эффективных методов  и приемов  ознакомления старших  дошкольников с искусством живописи  для развития  художественно-эстетического  восприятия.

Гипотеза:  развитие художественно-эстетического  восприятия у старших дошкольников будет проходить успешно, если будут  созданы определенные  условия:

-  организована  предметно-развивающая среда;

- будет  проводиться целенаправленное знакомство  старших дошкольников с  живописью;

-  организовано  комплексное взаимодействие окружающих  взрослых.

Задачи  проекта:

  1. Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
  2. Разработать перспективное планирование непосредственно образовательной  деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с  живописью.
  3. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  4. Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей, развития художественно-эстетического восприятия.
  5. Ожидаемые результаты:
  6. Изменение показателей художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.
  7. Координация усилий воспитателей, родителей, социума.
  8. Четкое планирование работы педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников  с живописью.

Данный  проект осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста, срок реализации – учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Таблица 1. Этапы реализации проекта

Этап

Содержание деятельности

Результат

Знакомство с программами  и  технологиями  по художественно-эстетическому  развитию  дошкольников 

Изучение концептуальных положений, целей, задач и принципов программ, их структуры 

Анализ с точки зрения   развития у дошкольников художественно-эстетического  восприятия

Подбор диагностического инструментария (критериев, показателей) для отслеживания уровней развития детей.

Организация и проведение диагностики

Получение информации

Формирующий этап

Организация предметно-развивающей  среды.

Деятельность в соответствии с  перспективным планированием.

Оптимизация художественно-эстетического  развития дошкольников

Анализ результатов и подведение итогов

Диагностика по выбранному диагностическому инструментарию

Получение информации о достижении положительной  динамики


 

Исходя  из задач, поставленных перед коллективом  дошкольного образовательного учреждения, были  созданы условия для развития художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 



 

  


 


 


 

  


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Условия  для развития художественно-эстетического  восприятия у старших дошкольников

Комплексная работа по теме проекта включает в  себя следующие  направления  (рис.2.)

 


 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

Рис. 2. Направления по теме проекта

Перспективное планирование непосредственно - образовательной деятельности со старшими дошкольниками по ознакомлению с живописью представлена в приложении 1.

Игры  и разминки для старших дошкольников на образное ощущение колорита. Для восприятия произведений изобразительного искусства ребенку необходимо освоить цветовое богатство красок. Только после того, как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.

Холодная  гамма цветов – это голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый  и их градации. Господство холодных тонов в картине создает холодный колорит, связанный с тематическим и образным своеобразием данного  художественного произведения. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль и т.д.

Теплая  гамма тонов – это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации. Господство тонов  теплой гаммы  в произведениях  живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет и т.д., то есть с теми жизненными явлениями  и состояниями, которые в восприятии человека ассоциируются с ощущениями гармонии и благополучия.

Активное  освоение холодной и теплой  гаммы  цветов поможет детям органично  воспринять характер и настроение произведений живописи.

Игра  «Угадай, кто я»

Воспитатель показывает тот или иной флажок, и дети называют предметы того же цвета.

Игра  «Я ошибся»

Воспитатель показывает флажок и называет понятие, не соответствующее эмоционально и  логически данному цвету. Дети должны исправить ошибку, объяснив, в чем  она заключается. Например: черный флажок воспитатель определяет как огонь, дети исправляют: огонь – несет в себе тепло, значит, флажок должен быть теплого цвета: красным или желтым.

Разминка  «Если бы я был художником», то нарисовал бы маму, папу, бабушку, друга, сегодняшний день, свое настроение … тем или иным цветом. Ребенок  должен не просто предложить цвет, но и  объяснить, почему он его выбрал. Цель: формировать ассоциативную связь  между явлениями действительности и эмоциональным значением того или иного цвета.

Упражнения  на составление цветовых композиций

Задание 1. Составить цветовую композицию понятий: зима, лето, осень, весна – на основе преобладаний в природе тех или  иных цветов, характерных для данного  времени года.

Задание 2.Составить цветовую композицию понятий: тепло, холод, снег, огонь, свеча, мороз, жар – на основе эмоциональной  и психологической окрашенности данных понятий в восприятии.

Задание 3. Составить цветовую композицию понятий: печаль, радость, праздничное настроение,  обида, дружба, ссора – на основе ассоциативного восприятия соотношения  цвета и состояния души.

Работа  с воспитателями.

  1. Искусство в жизни человека (деловая игра с целью систематизации знаний педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников.
  2. Практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по искусству» (обучение технологии моделирования интегрированных занятий по эстетическому воспитанию в ДОУ и их анализу)
  3. Педсовет «Взаимосвязь искусств в эстетическом воспитании»
  4. Консультация «Музейная педагогика: истоки, настоящее и перспективы».

Работа  с родителями.

  1. Анкетирование родителей. Цель: выявить представления по проблеме художественно- эстетического развития дошкольников.
  2. Дискуссия-размышление «Художественная мозаика». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.
  3. Встреча в художественной гостиной «С природой одной жизнью он дышал».Цель: закрепление у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И.Шишкина, объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству[16, с. 4].

Диагностический инструментарий  педагогического  проекта.

Диагностическая игровая ситуация «Интервью с  художником» (на основе беседы).

Содержание  беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Цель  – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства  живописи  в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно»  и др.)

                             Условия диагностирования.

Проводится  индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы  детей (6-8 человек).

Стимульные  материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений.

Мотив. Ребенку  предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью»  художественному журналу. Можно  использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагаются группы вопросов.

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях:

 Как  ты думаешь, что такое красота?  Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация  эстетически привлекательного  объекта) – прекрасен? Почему  ты так решил? Как ты думаешь,  чем люди обычно украшают разные  предметы  (в доме, одежде)? А зачем  они это делают?

  1. Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи:

Если  бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?)

Как ты думаешь, кто создает картины?

Как ты думаешь, зачем рисуют картины?

Зачем люди ходят в музеи смотреть на  картины?

Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое  пейзаж (что там обычно нарисовано)?

Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес  детей, эмоциональные проявления.

 

Протокол  обследования детей _______ возраста________группы

Дата  проведения_____________________

Имена детей группы

Ответы детей на вопросы

Поведение, интерес, эмоциональные проявления

Примечаниея

Саша Т.

     

Катя П.

     

 

 

 

 

Протокол  обобщения полученных данных обследования  детей ________ возраста ________ группы

 

Показатели для фиксации

Имена детей группы

Саша Т.

Катя П.

Ответы на вопросы: конкретность (развернутые  пояснения, комментарии выбора, название конкретных произведений, ссылка на опыт)

1

2

Многообразие (название нескольких различных  произведений)

0

2

Обобщенность (понимание терминов, использование  обобщающих слов, установление связей и отношений)

1

2

Адекватность (точность, соответствие общепринятому  пониманию)

1

2

Проявление интереса, активность

0

2

Эмоциональные проявления

1

2

Самостоятельность

1

1

Высказывание собственного отношения  и мнения относительно содержания беседы

1

2

Средний показатель баллов

1

2


 

Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»

Содержание  задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Цель  – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия диагностирования. Проводится индивидуально  или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.

Стимульные  материалы: репродукция знакомого  детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.

Мотив. Ребенку (детям) предлагается (в продолжение  предыдущей игры-задания «Интервью  с художником») «пройти» в залы «музея»  и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.

Предъявляемые задания.

Ребенку предлагается:

Рассказать  о картине  «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».

Информация о работе Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и