Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности художественного – эстетического развития дошкольника 5-6 лет.
Задачи:
1. рассмотреть особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте;
2. определить условия для создания художественно – эстетического развития;
3. рассмотреть положения художественно эстетического воспитания дошкольников;
4. разработать педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические особенности художественно – эстетического развития и воспитания дошкольников.
1.1. Особенности развития эстетических способностей детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………….5
1.2. Условия для создания художественно – эстетического развития………...9
1.3. Анализ программ ДОУ, направленных на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста…………………………………………14
Глава 2. Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи».
2.1. Положения художественно - эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………20
2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление
с искусством живописи»………………………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список литературы ……………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Оглавлениекурсовая по дошкольной педагогике.docx

— 72.99 Кб (Скачать файл)

        В программе представлены все виды художественной деятельности детей: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), декоративно-прикладная деятельность, музыкально-исполнительская деятельность (пение, музыка и движение, музицирование), музыкально-образовательная деятельность (музыкальная азбука), театрально-художественная деятельность, знакомство с искусством (музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура, театр, экранные искусства), литература.

        Программа предполагает использовать в работе занятия, беседы, беседы-концерты, развлечения, игры, праздники интегративного характера. Особое внимание авторы программы рекомендуют уделять комплексным занятиям, в процессе которых решаются задачи посредством нескольких (З-х-4-х) видов художественной деятельности.

         При организации работы необходимо учитывать, что решение воспитательно-образовательных задач предполагает использование и 1-ой, и 2-й половины дня, а также проведение занятий, бесед, игр и других форм, как фронтальных, так и подгрупповых, и индивидуальных. Важно, чтобы учебная нагрузка по художественно-эстетической деятельности не превышала 1 часа в день.

         Все формы организации по художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. К данной программе предусматривается приложение с перспективным планом, конспектами занятий, занимательными играми и упражнениями и другим методическим и дидактическим обеспечением.

        Цель программы — воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества.

         Задачи программы:

  1. Воспитание эстетического восприятия.
  2. Приобщение к миру искусства.
  3. Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.
  4. Развитие детского творчества в изобразительной и музыкальной деятельности.

        Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к изобразительному искусству, к музыке, на умение слушать, увидеть, почувствовать и сопереживать различное эмоциональное состояние, переданное в произведении искусства, чтобы искусство возвышало, воздействовало на творчество, побуждало к детским открытиям, к усвоению социального опыта.

       Методика строится на эмоциональном воздействии изобразительного искусства и музыки: на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, с народными промыслами Московской области, русской музыкальной культурой.

        Развитие цветовосприятия и звуковосприятия рассматривается не только как средство художественного и музыкального выражения, но и как средство эстетического воспитания, воспитания нравственного отношения к окружающему миру людей, явлений, восприятию красоты чувства, поступка. Методика работы строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности у ребенка формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижалась напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности.

        Программа предусматривает использование синтеза искусств и деятельностей.

        Программа «Москвичок» нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности.

В основе программы лежит чувственное  познание мира ребенком, поскольку у дошкольника чувственно-образное мышление.

            Программа предполагает системы разнообразных занимательных творческих игр-экспериментов с материалами, инструментами, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей.   Основной принцип программы — от близкого к далекому. Программа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников разделена на следующие темы:

  • эстетическое восприятие природного мира;
  • художественное восприятие произведений искусства;
  • художественно-изобразительная деятельность;
  • музыка и музыкальная деятельность;
  • театр и театрализованная деятельность.

         Таким образам, все программы делятся на комплексные и специализированные (парциальные).

         Комплексные, или общеразвивающие, программы должны быть направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

          Специализированные, или их еще можно назвать локальные или парциальные программы, включают одно или несколько направлений развития ребенка.  

 

                   Глава 2. Основные положения и создание проекта

   «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших         дошкольников через  ознакомление   с искусством живописи».

 

2.1. Положения  художественно эстетического воспитания  дошкольников

 

Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и  умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно  богатой и всесторонне развитой личности. Именно дошкольный возраст  является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Возраст с  рождения до семи лет – период приобщения ребёнка к изучению окружающего  мира и период его начальной социализации. В дошкольном возрасте формируется  самостоятельность мышления, развиваются  любознательность и познавательный интерес детей. Таким образом, большую  актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими  чувства прекрасного[5, с. 112].

Сущность художественно эстетического воспитания дошкольников включает в себя несколько основных положений. Во-первых, художественное воспитание дошкольников – это процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного. Во-вторых – формирование у ребёнка способности воспринимать и ощущать красоту не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Важная задача художественно эстетического воспитания – формирование художественного вкуса. И уже на основе него развивается способность к самостоятельному творчеству в детском саду. Ведь главное в художественно эстетическом и музыкальном воспитании дошкольников – развитие таких качеств и способностей, которые позволят личности стать творцом эстетических ценностей, получая удовольствие от них и красоты окружающей действительности.

Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно  эстетическое отношение детей к  искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый  вклад во всестороннее развитие ребёнка. Художественно эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.

К особенностям развития изобразительной  деятельности и художественного  труда в этом возрасте относятся:

- приобщение к сфере культуры  своего народа и выражение  своих чувств и переживаний  по поводу того или иного  произведения народного и классического  искусства, тех или иных явлений  и событий;

- совершенствование художественного  выражения на плоскости и в  объёме путём сознательного отбора  доступных им средств и способов.

Знакомство с расположением  цветов в спектре (красный, синий, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Передача в рисунке с помощью  цвета определённого настроения.  Научить смешивать основные цвета (желтый, красный, синий) для получения дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового, зелёного). Совершенствование качества движений при закрашивании (быстроту, размах, плавность, ритмичность, и т.д.). Воспитывать интерес к колориту и изображению элементов узора при рисовании по мотивам народного декоративно – прикладного искусства  (прямых, изогнутых, волнистых,  цветов, листьев, ягод и др.

На занятиях по лепке при знакомстве с произведениями народного искусства  воспитывать желание создавать  красивые изделия по мотивам керамической посуды Гжели, Конаково, декоративных пластин русских изразцов , дымковской, каргопольской, филимоновской, и др. игрушек. Продолжать работу по изучению пластических свойств глины; закрепляя  известные приёмы: вытягивание отдельных  частей изображения из общего комка, лепка фигурок по частям и путём  примазывания отдельных частей, отглаживание поверхности. Знакомство с новым  приёмом лепки посуды ленточным  способом.

На занятиях по художественному  труду происходит совершенствование   техники оригами для получения новой формы (коробочки, домики и тд.);

-знакомство детей с работами народных мастеров:

-тамбурная вышивка,

-кованые ограды,

-просечное железо и т.п.),  

-с поделками в техники папье – маше,

-с произведениями в современных художников декоративно – прикладного искусства, выполненных в техники коллажа,

-с соломенными куклами – «стригушками».

Музыкально – пластическое развитие.

- Расширять сферу овладения  детьми различными жанрами фольклора  и его национальными разновидностями.

- Углублять развитие музыкальности  и пластичности как художественно  – культурных спобностей.

- Углублять развитие музыкально  – сенсорных способностей: звукотембровой, ритмической, звуковысотной, вокально-декламационной, элементарно-инструментальной.

Одним их основных приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений должно быть  художественно-эстетическое направление развития воспитанников[7, с. 84].

Основными направлениями деятельности  воспитательного учреждения в рамках приоритетного направления:

·  Приобщение детей дошкольного возраста к культурным и историческим ценностям, через высокие образцы литературы, музыки, изобразительного искусства и создание творческой, эмоционально-насыщенной образовательной среды для детей и родителей, способствующей развитию и социализации детей.

·  Разработка проектов эстетической направленности объединяющих педагогов, детей, родителей и учреждения культуры, в целях приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию.

·  Отбор, систематизация и использование в практической работе с дошкольниками высоких образцов классической литературы, музыки и живописи.

Педагогами  детского сада необходимо разработать: сценарии музыкально-литературных вечеров с участием родителей «Осенняя пора…», «Пушкин и музыка»; сценарии экскурсий «Немецкая слобода – родина А.С. Пушкина»; проводить фольклорные праздники «Гостеприимство русского дома», «Русская ярмарка».

Работа  по художественно-эстетическому приоритетному  направлению требует объединения  усилий педагогов по музыкальному воспитанию, изодеятельности и развитию речи. На данном этапе значительных успехов  достиг раздел «Детское ансамблевое  музицирование» по программе Т.Э. Тютюнниковой.

Творческая  работа по изодеятельности может дать хорошие результаты. Выбор интересных значимых для ребёнка тем, новые формы организации занятий, освоение разнообразных материалов способствуют обогащению детей опытом эмоционального восприятия художественного содержания произведений, проявлению творчества в изобразительной деятельности. Работы детей ежегодно должны экспонироваться на окружных выставках детского творчества[10, с. 87].

Воспитателями всех возрастных групп так же необходимо разработать систему занятий по аппликации и конструированию, направленная на ознакомление детей с архитектурой и дизайном.

 

          2.2. Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия  у старших дошкольников через  ознакомление    
с искусством живописи».

        

         Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Но человек  может остаться равнодушным к  искусству, если с детства его  не приобщали  к прекрасному.

Духовное  развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка  дошкольного возраста – способность  эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как  радостное, прекрасное, полное красок целое.

Исходя  из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в  мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую  среду и социокультурное окружение  в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического  отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Проблема  художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение  в современных исследованиях. В  работах  Н.М.Зубаревой, Т.Г.Казаковой,  Р.М.Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического  развития детей, позволяющие более  детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной  Т.С.Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение  различных видов искусств  в  учебно-воспитательный процесс ДОУ[13, с. 71].

Информация о работе Основные положения и создание проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с и