Основные признаки общественного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности

Содержание работы

Основные признаки общественного управления……………………………………...2
Функции управления образовательным учреждением………………………………..3
Понятие, сущность и цели организации и управления производством……………...6
Сформулируйте наиболее актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения………………..26
Согласны ли вы с инвариантом С. Френе? « Выставление оценок успеваемости и классификации учеников в принципе ошибочны»………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Основные признаки общественного управления……………………………………...2
  2. Функции управления образовательным учреждением………………………………..3
  3. Понятие, сущность и цели организации и управления производством……………...6
  4. Сформулируйте наиболее актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения………………..26
  5. Согласны ли вы с инвариантом С. Френе? « Выставление оценок успеваемости и классификации учеников в принципе ошибочны»………………………………….28
  6. Список литературы…………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные признаки общественного управления

 Общественный характер  управления системой образования  проявляется в том, что наряду  с органами государственной власти  создаются общественные органы, в которые входят представители  учительского и ученического  коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает  реальные предпосылки для создания  атмосферы научного поиска и  положительного психологического  климата в коллективе школы. Реальным  воплощением общественного характера  управления образованием является  деятельность коллективного органа  управления — совета школы. Функции  и содержание работы совета  определяются "Временным положением  о государственных общеобразовательных  учебных заведениях в Российской  Федерации"1.

 Высшим руководящим  органом школы является конференция, которая проводится не реже  одного раза в год. Конференция  имеет широкие полномочия: на  общешкольной конференции избирается  совет школы, его председатель, определяется  срок их деятельности. Каждое  учебное заведение принимает  на конференции Устав учебного  заведения, учитывающий реальное  состояние, цели, задачи, перспективы  своего развития. Таким образом, Устав одной общеобразовательной  школы в своих деталях может  отличаться от Устава другой  школы, но общая направленность  Устава задается "Временным положением  о государственных общеобразовательных  учебных заведениях". Как коллегиальный  орган совет школы утверждает  основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного  процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать  временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям  работы учебного заведения и  устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами  конференции с правом решающего  голоса на собраниях своих  коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие  работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители  общественности.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).

 Деятельность совета  школы осуществляется по следующим  основным направлениям:

 организует выполнение  решений конференций;

 наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает  социальную защиту учащихся при  рассмотрении в государственных  и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих  учащихся;

 устанавливает возраст  учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической  формы;

 рассматривает отчеты  расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет  направление использования бюджетных  и внебюджетных средств учебного  заведения;

 заслушивает отчеты  о работе директора школы, его  заместителей, отдельных педагогов;

 совместно с администрацией  учебного заведения и его общественными  организациями создает условия  для педагогического образования родителей.

 Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей  общественности или родителей, работает  в тесном контакте с администрацией  школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения  до сведения родителей или  лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.

 Одним из важнейших  показателей усиления общественного  характера управления образованием  является разгосударствление системы  образования и диверсификация  образовательных учреждений.

 Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.

 Диверсификация (в пер. с лат. — разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий,

лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, — как государственных, так и негосударственных.

 В заключение укажем  некоторые особенности управления  негосударственным образовательным  учреждением. Руководство негосударственным  образовательным учреждением осуществляет  непосредственно его учредитель  или по его поручению попечительский  совет, формируемый по усмотрению  учредителя. Негосударственное образовательное  учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия  попечительского совета, структура  управления, порядок назначения  и, выборов руководителя образовательного  учреждения.

 

Функции управления образовательным учреждением

Основные управленческие функции - это относительно обособленные направления управленческой деятельности .

Функциональные звенья управления рассматриваются как особые, относительно самостоятельные виды деятельности, последовательно взаимосвязанные друг с другом этапы, полный состав которых образует единый управленческий цикл. Завершение одного цикла является началом нового. Таким образом, обеспечивается движение к более высоким качественным состояниям управляемой системы.

Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование .

А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением :

1. Функции управления  поддержания стабильного функционирования образовательным учреждением;

2. Функции управления  развитием школы и инновационными процессами;

3. Функции управления  функционированием и саморазвитием  внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением.

Обобщая взгляды этих ученых, раскроем следующие функции управления образовательным учреждением: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.

Анализ - относительно обособленный этап (стадия) познавательной управленческой деятельности, суть которого - творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.

На основе анализа индивидуальных, групповых и общественных образовательных запросов населения выделяются важнейшие социальные потребности: социально-экономические, экологические, валеологические, культурные, научные, территориальные, педагогические, бытовые и др., детерминирующие цели и содержание образования, определяется рынок заказчиков и потребителей. К последним относятся органы государственной власти и управления, предприятия и учреждения, общественные организации, активные группы населения, семья, отдельные лица.

Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А.  Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы  Эта функция - одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов. В теории и практике внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским и Т.И. Шамовой определены основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания: параметрический, тематический, итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют следующие направления: качество преподавания; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; качество знаний, умений, навыков учащихся; уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе; эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы, педагогического совета и др.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

Целеполагание и планирование как функция управления школой. Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы.

Сластенин В.А. отмечает, что "цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении "дерева" целей управления необходимо общую, или как говорят "генеральную", цель представить в виде ряда конкретных частных целей, то есть декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей".

Такое понимание целеполагания позволяет перейти к комплексному планированию. "Спланировать будущую деятельность, - как пишет Лазарев В.С., - значит определить цели, состав и структуру действий, необходимых для их достижения".

В практике работы образовательных учреждений разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий. К ним предъявляются следующие требования: целенаправленностть, перспективность, комплексность, объективность.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы. Основным недостатком школьного планирования до сего времени остается отсутствие в планах многих образовательных учреждений реально достижимых в планируемый период и научно обоснованных целей и конкретных задач, отсутствие ориентации управленческой деятельности на конечные результаты.

Функция организации в управлении образовательным учреждением.

Организация - это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель. Главным для организационной деятельности является вопрос о том, как реально, с помощью каких действий воплощаются в жизнь цели организации. Именно поэтому организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления.

Информация о работе Основные признаки общественного управления