Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа
Актуальность темы. В настоящее время считается, что дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности.
Введение…………………………………………………………………..........3
Глава 1. Основы теории дистанционного обучения ………………………...5
1.1. Сущность и содержание понятия дистанционное обучение…………...5
1.2. Принципы дистанционного обучения………………………………….10
Глава 2. Технологии дистанционного обучения…………………………...14
Глава 3. Основные проблемы организации дистанционной формы
обучения ……………………………………………………………………..22
Заключение …………………………………………………………….........27
Список использованной литературы…………….........................................30
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основы теории дистанционного обучения ………………………...5
1.1. Сущность и содержание понятия дистанционное обучение…………...5
1.2. Принципы дистанционного обучения………………………………….10
Глава 2. Технологии дистанционного обучения…………………………...14
Глава 3. Основные проблемы организации дистанционной формы
обучения ……………………………………………………………………..22
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы……………...............
Введение
Основным фактором, определяющим сегодня развитие образования, стала информатизация общества, которая не только остро поставила задачу обучения информационным технологиям, но и потребовала широкого внедрения этих технологий в процесс обучения.
Зародившееся как простой перенос учебных материалов и педагогических подходов из традиционного процесса обучения на новые информационные технологии, дистанционное обучение становится все более самостоятельной областью образования, для которого формируются не только методические и дидактические подходы, но и методология обучения.
Активная роль в пропаганде, проведении научных исследований и внедрении в практику российских образовательных учреждений основных положений дистанционного обучения, разработке понятийно-терминологического аппарата принадлежит отечественным ученым. Это: А.А.Андреев, Ю.Н.Афанасьев, Д.А.Богданова, А.А.Калмыков, В.М.Матюхин, Е.С.Полат, В.А.Самойлов, А.А.Поляков, А.И.Ходаков, А.В.Хуторской и другие.
Дистанционное обучение отличается от традиционных методов обучения, прежде всего, особенностями методики и технологией организации учебного процесса и образовательных отношений. В процессе дистанционного обучения существенно меняются функции его участников. Возрастает уровень требований к методической и технологической подготовке преподавателей. Дистанционное обучение предъявляет повышенные требования к слушателям, их интеллектуальному потенциалу, навыкам работы с информационными ресурсами. При дистанционном обучении на первый план выходит самостоятельная работа, поддерживаемая консультациями преподавателей.
Актуальность темы. В настоящее время считается, что дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности.
Развитие дистанционного обучения в России происходит на фоне серьезных изменений на мировом рынке образовательных услуг. Основным вектором этих изменений является глобализация. Сейчас можно с уверенностью говорить о постепенном стирании границ между системами образования, которые сформировались в различных странах. Миграционные процессы, приобретая общемировой характер, вынуждают вузы следовать принципу «наш диплом - для гражданина мира». В этом контексте дистанционное обучение, еще недавно принимавшееся как вспомогательный компонент, все больше обосабливается в самостоятельную, четко выстроенную систему обучения, затрагивающую практически все страны и образовательные учреждения. Сейчас ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы дистанционного обучения, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства и местонахождения.
Цель курсовой работы - исследовать основные теоретические и практические аспекты дистанционного обучения учащихся.
Задачи курсовой работы:
Глава 1. Основы теории дистанционного обучения
1.1. Сущность
и содержание понятия дистанционное обучение
Ключевыми категориями в дидактике, как известно, являются обучение и образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование - относительно новое явление в педагогике и поэтому важно, в первую очередь, рассмотреть их дефиниции.
Исследования научно-педагогической и учебно-педагогической литературы, а также текстов журнальных статей показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания этих понятий. Это приводит к неоднозначному толкованию нормативно-правовых документов, неэффективной работе по проблемам дистанционного обучения в среде научно-педагогической общественности (особенно специалистам, только осваивающим эту проблему).
В качестве иллюстрации важности наведения «терминологического порядка» приведем трактовку понятия дистанционного обучения, приведенную в статье А.М.Ашхотова1: «Дистантное обучение - дистанционная, удаленная форма, позволяющая проходить обучение за сравнительно небольшую плату в престижных вузах....», которое полностью искажает сущность и содержание этого важного понятия.
Анализ определений дидактической категории обучение, разработанными авторами В.И.Вдовюком, М.Г.Гаруновым, П.Г.Городовым, Н.А.Давыдовой, В.С.Максимовым, Е.С.Полатом, Н.Ф.Талызиной, В.В.Трифоновым и др. позволил выделить ключевые слова и провести обобщения, позволившие сформулировать определенное видение проблемы. Приведем наиболее типичные и правильные определения традиционного обучения.
Анализ приведенных и других определений показывает, что в них можно выделить три ключевые слова: процесс, взаимодействие (управление) и, встречающийся гораздо реже, педагогическая система. Остальные слова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения.
С позиций системного анализа, основным недостатком большинства определений категории обучение является то, что не указана система, в которой происходит процесс или же, что совсем не корректно, обучение определяется как система. Тем не менее, известные определения послужили основой для формирования категории дистанционное обучение.
А.А.Андреев считает, что «дистанционное обучение - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению»7. В данном утверждении процесс обучения сводится к самообразованию и роль учителя ограничена консультациями.
А.В.Хуторской пишет: «Дистанционное обучение - это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет»8. В приведенном определении выделяются кроме технических средств и педагогические средства дистанционного обучения.
Таким образом, дистанционное обучение трактовалось как:
Представляет интерес определение, разработанное учеными из Ассоциации дистанционного обучения США (USDLA), которое дословно переводится как приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.
Как видно, приведенные выше и другие известные формулировки носят описательный характер, отражая какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления и из этого может сложиться впечатление, что в дистанционном обучении вообще не используются традиционные информационные технологии, (такие как печатные издания в твердых копиях); что за период учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. Кроме того, что важно, не учтен тот факт, что к процессу дистанционного обучения вполне можно отнести и ситуацию, когда участники образовательного процесса территориально не разделены значительными расстояниями (проживают в одном городе, районе), но не могут иметь возможность взаимодействовать при обучении из-за асинхронности (несовпадения во времени) графиков работы и жизнедеятельности. Кроме того, в приведенных выше определениях комплексно не указывается на то, что интерактивное взаимодействие может происходить не только между обучающимися и обучающим, но и между самими обучающимися и со средствами обучения, субъекты образовательного процесса разделены в пространстве и во времени, и, что важно, процесс происходит в специфической дидактической системе.
Исходя из сказанного выше, и, взяв за основу приведенные выше дидактически корректные определения обучения можно сформулировать определение дистанционного обучения, как основной дидактической категории.
Дистанционное
обучение - это целенаправленный процесс
интерактивного взаимодействия обучающих
и обучающихся между собой и со средствами
обучения, инвариантный (индифферентный)
к их расположению в пространстве и времени,
который реализуется в специфической
дидактической системе.
1.2. Принципы
дистанционного обучения
Результаты дистанционного обучения, как и любого другого обучения, зависят от основополагающих педагогических принципов, положенных в его основу. Интенсивно развивающаяся система дистанционных телекоммуникаций в школах, а особенно - в вузах, имеет весьма скудное образовательное содержание с репродуктивной, как правило, методикой обучения.
Информация о работе Основные проблемы организации дистанционной формы обучения