Основные проблемы организации дистанционной формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В настоящее время считается, что дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..........3
Глава 1. Основы теории дистанционного обучения ………………………...5
1.1. Сущность и содержание понятия дистанционное обучение…………...5
1.2. Принципы дистанционного обучения………………………………….10
Глава 2. Технологии дистанционного обучения…………………………...14
Глава 3. Основные проблемы организации дистанционной формы
обучения ……………………………………………………………………..22
Заключение …………………………………………………………….........27
Список использованной литературы…………….........................................30

Файлы: 1 файл

Дистанционное обучение учащихся.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 
 

Введение…………………………………………………………………..........3

Глава 1. Основы теории дистанционного обучения ………………………...5

1.1. Сущность и содержание понятия дистанционное обучение…………...5

1.2. Принципы дистанционного обучения………………………………….10

Глава 2. Технологии дистанционного обучения…………………………...14

Глава 3. Основные проблемы организации дистанционной формы

обучения ……………………………………………………………………..22

Заключение …………………………………………………………….........27                                                                                                

Список использованной литературы…………….........................................30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Основным  фактором, определяющим сегодня развитие образования, стала информатизация общества, которая не только остро  поставила задачу обучения информационным технологиям, но и потребовала широкого внедрения этих технологий в процесс обучения.

      Зародившееся  как простой перенос учебных  материалов и педагогических подходов из традиционного процесса обучения на новые информационные технологии, дистанционное обучение становится все более самостоятельной областью образования, для которого формируются не только методические и дидактические подходы, но и методология обучения.

      Активная  роль в пропаганде, проведении научных  исследований и внедрении в практику российских образовательных учреждений основных положений дистанционного обучения, разработке понятийно-терминологического аппарата принадлежит отечественным ученым. Это: А.А.Андреев, Ю.Н.Афанасьев, Д.А.Богданова, А.А.Калмыков, В.М.Матюхин, Е.С.Полат, В.А.Самойлов, А.А.Поляков, А.И.Ходаков, А.В.Хуторской и другие.

      Дистанционное обучение отличается от традиционных методов обучения, прежде всего, особенностями методики и технологией организации учебного процесса и образовательных отношений. В процессе дистанционного обучения существенно меняются функции его участников. Возрастает уровень требований к методической и технологической подготовке преподавателей. Дистанционное обучение предъявляет повышенные требования к слушателям, их интеллектуальному потенциалу, навыкам работы с информационными ресурсами. При дистанционном обучении на первый план выходит самостоятельная работа, поддерживаемая консультациями преподавателей.

      Актуальность  темы. В настоящее время считается, что дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности.

      Развитие дистанционного обучения в России происходит на фоне серьезных изменений на мировом рынке образовательных услуг. Основным вектором этих изменений является глобализация. Сейчас можно с уверенностью говорить о постепенном стирании границ между системами образования, которые сформировались в различных странах. Миграционные процессы, приобретая общемировой характер, вынуждают вузы следовать принципу «наш диплом - для гражданина мира». В этом контексте дистанционное обучение, еще недавно принимавшееся как вспомогательный компонент, все больше обосабливается в самостоятельную, четко выстроенную систему обучения, затрагивающую практически все страны и образовательные учреждения. Сейчас ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы дистанционного обучения, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства и местонахождения.

      Цель  курсовой работы - исследовать основные теоретические и практические аспекты дистанционного обучения учащихся.

      Задачи  курсовой работы:

  1. исследовать основы теории дистанционного обучения;
  2. рассмотреть технологии дистанционного обучения;
  3. ознакомиться с проблемами организации дистанционной формы обучения.
 
 

Глава 1. Основы теории дистанционного обучения

1.1. Сущность и содержание понятия дистанционное обучение 

      Ключевыми категориями в дидактике, как  известно, являются обучение и образование. Дистанционное обучение и дистанционное  образование - относительно новое явление в педагогике и поэтому важно, в первую очередь,  рассмотреть их дефиниции.

      Исследования научно-педагогической и учебно-педагогической литературы,  а также текстов журнальных статей  показали, что  отсутствует единое толкование сущности и содержания  этих понятий. Это приводит к неоднозначному толкованию нормативно-правовых документов, неэффективной работе по проблемам дистанционного обучения в среде научно-педагогической общественности (особенно специалистам, только осваивающим эту проблему).

      В качестве иллюстрации  важности   наведения  «терминологического порядка» приведем  трактовку понятия дистанционного обучения,  приведенную в статье А.М.Ашхотова1: «Дистантное обучение - дистанционная, удаленная форма, позволяющая проходить обучение за сравнительно небольшую плату в престижных вузах....», которое полностью искажает сущность и содержание этого важного понятия.   

      Анализ  определений  дидактической категории обучение, разработанными авторами  В.И.Вдовюком, М.Г.Гаруновым, П.Г.Городовым, Н.А.Давыдовой, В.С.Максимовым, Е.С.Полатом, Н.Ф.Талызиной, В.В.Трифоновым и др. позволил  выделить ключевые слова и провести обобщения, позволившие сформулировать определенное видение проблемы. Приведем наиболее типичные и правильные определения традиционного обучения.

  1. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для  осуществления профессиональной деятельности2.
  2. Обучение - целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательной деятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией3.
  3. Обучение - двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся  и в ходе, которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека4.
  4. Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности5.
  5. Дистанционное обучение - это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций)6.

      Анализ  приведенных и других определений  показывает, что в них  можно выделить три  ключевые слова: процесс, взаимодействие (управление) и, встречающийся гораздо реже, педагогическая система. Остальные слова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения.

      С позиций системного анализа, основным недостатком  большинства определений категории обучение является то, что не указана система, в которой происходит процесс или же, что совсем не корректно, обучение определяется как система. Тем не менее, известные определения послужили основой для формирования категории дистанционное обучение.

      А.А.Андреев считает, что «дистанционное обучение - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению»7. В данном утверждении процесс обучения сводится к самообразованию и роль учителя ограничена консультациями.

      А.В.Хуторской пишет: «Дистанционное обучение - это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет»8. В приведенном определении выделяются кроме технических средств и педагогические средства дистанционного обучения.

      Таким образом, дистанционное обучение трактовалось как:

  1. новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации;
  2. совокупность информационных  технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения;
  3. новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

      Представляет  интерес определение, разработанное учеными из Ассоциации  дистанционного обучения США (USDLA), которое дословно переводится как приобретение  знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.

      Как видно, приведенные выше и другие известные формулировки носят описательный характер, отражая    какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления и из этого может сложиться впечатление, что в дистанционном обучении вообще не используются традиционные информационные технологии, (такие как печатные издания в твердых копиях); что за период учебы  вообще отсутствует контакт  преподавателя и слушателя.  Кроме того, что важно, не учтен тот факт, что к процессу дистанционного обучения вполне можно отнести и ситуацию,  когда участники образовательного  процесса территориально не разделены значительными расстояниями (проживают в одном городе,  районе), но не могут иметь возможность взаимодействовать при обучении из-за асинхронности (несовпадения во времени) графиков работы и жизнедеятельности. Кроме того, в приведенных  выше определениях комплексно  не  указывается   на то, что интерактивное взаимодействие может происходить не только между обучающимися и обучающим, но и между самими обучающимися и со средствами обучения, субъекты образовательного процесса  разделены в пространстве и во времени, и, что важно, процесс происходит в специфической дидактической системе. 

      Исходя  из сказанного выше, и, взяв за основу  приведенные выше дидактически корректные определения обучения можно сформулировать определение дистанционного обучения, как основной дидактической категории.

      Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс  интерактивного взаимодействия обучающих  и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их  расположению в пространстве и времени, который реализуется  в специфической  дидактической системе. 
 
 
 
 

1.2. Принципы дистанционного обучения 

      Результаты  дистанционного обучения, как и любого другого обучения, зависят от основополагающих педагогических принципов, положенных в его основу. Интенсивно развивающаяся система дистанционных телекоммуникаций в школах, а особенно - в вузах, имеет весьма скудное образовательное содержание с репродуктивной, как правило, методикой обучения.

Информация о работе Основные проблемы организации дистанционной формы обучения