Основные проблемы организации дистанционной формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В настоящее время считается, что дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..........3
Глава 1. Основы теории дистанционного обучения ………………………...5
1.1. Сущность и содержание понятия дистанционное обучение…………...5
1.2. Принципы дистанционного обучения………………………………….10
Глава 2. Технологии дистанционного обучения…………………………...14
Глава 3. Основные проблемы организации дистанционной формы
обучения ……………………………………………………………………..22
Заключение …………………………………………………………….........27
Список использованной литературы…………….........................................30

Файлы: 1 файл

Дистанционное обучение учащихся.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

      В настоящее время в Центре дистанционного образования «Эйдос»9 разработаны педагогические технологии на основе принципов, предполагающих личностную креативную деятельность дистантных учащихся. Опираясь на теорию дидактической эвристики, а также на опыт организации проектов, курсов и семинаров творческой ориентации, специалистам Центра дистанционного образования «Эйдос» удалось установить следующие принципы организации дистанционного обучения креативного типа.

  1. Основой дистанционного обучения креативного типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися. Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса. Например, если в качестве ожидаемого образовательного продукта по курсу «Естествознание» или «Мироведение» выступает трактат об исследовании учеником конкретного явления, то дистанционный учебный процесс предполагает специальные занятия, посвященные видам и способам исследований, формам представления и экспертизы полученных результатов, методам дистанционных коллективных обсуждений итоговых работ учеников.
  2. Следующий принцип устанавливает соответствие внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям. Система контроля внешних образовательных результатов, которые создаются учащимися, позволяет осуществлять непрерывную диагностику их личностного образовательного приращения. Оценка результатов обучения происходит путём сопоставления как минимум двух образовательных продуктов ученика, выполненных им, например, в начале и в конце изучения темы.
  3. Принцип индивидуальной образовательной траектории учащихся в общеобразовательном пространстве. Возрастание объёма научно-образовательных Интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет роль содержания образования. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источниках - учебниках и пособиях, основное назначение которых - трансляция ученикам отобранного содержания. Прогрессирующее увеличение объёма и доступности образовательной информации, которая имеется в Web-среде, на CD-ROM и DVD-носителях, в электронных книгах и виртуальных библиотеках, уже не требует от ученика её усвоения. Более значимым оказывается выбор или построение того личностно-ориентированного содержания образования, которое отвечает программе занятий каждого ученика. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду.
  4. Эвристическая составляющая дистанционного учебного процесса реализуется на основе принципа интерактивности занятий, осуществляемых при помощи электронных телекоммуникаций. Например, использование Chat-формы проведения дистанционных занятий позволяет способному ученику (и учителю) находиться одновременно в нескольких виртуальных классах и вести обучение более интенсивно, чем это возможно в очном обучении. Совершенно особым образом может быть в этом случае организована групповая работа дистантных учеников, занимающихся в отдельных комнатах Chat'a. Креативный характер дистанционного обучения реализуется с помощью других форм и методов дистанционного творчества: методов участия в E-mail, Chat и видеоконференциях, дистанционного варианта «мозгового штурма»,
  5. Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой дистанционными учащимися образовательной продукции. Возможность демонстрации учениками продуктов своей образовательной деятельности увеличивает число потенциальных Web-зрителей, что создаёт широкие возможности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся. Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собственную позицию в данной образовательной области, становится автором научного, художественного или иного произведения. Современные текстовые, графические и HTML-редакторы позволяют учащимся работать с самыми разнообразными выразительными средствами - гипертекстом, графикой, звуком, видео для того, чтобы представить свою работу в репрезентативном виде.
  6. Принцип соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиям. Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет свою специфику, накладывающую ограничения к образовательному процессу. И наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий. Например, индивидуальные дистанционные занятия и организация дистанционного обучения в группе нуждаются в различных телекоммуникационных формах.
  7. Принцип приоритета деятельностных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информационными. Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оцениваться будет сам процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуальная траектория «прохождения» изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных. Проверке подлежат не столько информационные, сколько деятельностные результаты обучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Технологии дистанционного обучения 

      Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в  себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя  в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.

      Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:

  1. технологии представления образовательной информации;
  2. технологии передачи образовательной информации;
  3. технологии хранения и обработки образовательной информации.

      В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.

      В основе процесса обучения всегда лежит передача информации от преподавателя к студенту. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин «информационные технологии» применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:

  1. образовательная информация;
  2. образовательные технологии;
  3. информационные технологии.

      Рассмотрим  каждое из этих понятий.

      Образовательная информация - это знания, которые  необходимо передать обучаемому для  того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность10.

      В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам студент и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования. Прежде всего, это относится к вновь создаваемым электронным учебникам, а также к информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей образования. Представляемая в них информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.

      Образовательная информация не должна накапливаться только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ студентов к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.

      Образовательные технологии - это комплекс дидактических  методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления11.

      Особенностью  образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «ученик - компьютер - преподаватель» большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях дистанционного обучения становится визуализация мысли, информации, знаний.

      К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования  в дистанционном обучении, относятся:

  1. видео-лекции;
  2. мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
  3. электронные мультимедийные учебники;
  4. компьютерные обучающие и тестирующие системы;
  5. имитационные модели и компьютерные тренажеры;
  6. консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
  7. видеоконференции.

      Видеолекция - это лекция преподавателя записанная на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Видео-лекции могут быть доставлены в учебные центры на видеокассетах или компакт-дисках.

      Видео-лекция может транслироваться через телекоммуникации в учебные центры непосредственно из вуза. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных, читаемых в аудитории. Недостатком этой технологии является ее дороговизна. Кроме того, вуз, осуществляющий учебный процесс, и периферийные учебные центры могут быть территориально сильно разнесены по часовым поясам. Поэтому такие лекции целесообразно использовать при отсутствии учебно-методического материала по новым курсам или в том случае, когда какие-либо разделы курса, изложенные в методических пособиях, безнадежно устарели, либо отдельные особо трудные разделы курса требуют методической переработки преподавателем.

      Мультимедиа лекции (интерактивные компьютерные обучающие программы) студенты используют для самостоятельной работы над лекционным материалом. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.

      Электронный мультимедийный учебник - это не только комплексная, но и целостная дидактическая, методическая и интерактивная программная система, которая позволяет изложить сложные моменты учебного материала с использованием богатого арсенала различных форм представления информации, а также давать представление о методах научного исследования с помощью имитации последнего средствами мультимедиа12. При этом повышается доступность обучения за счет более понятного, яркого и наглядного представления материала. Процесс обучения проходит более успешно, так как он основан на непосредственном наблюдении объектов и явлений. Дидактические аспекты, касающиеся наиболее общих закономерностей обучения, и методические аспекты, определяемые спецификой преподавания тех или иных конкретных дисциплин или групп дисциплин, тесно взаимосвязаны между собой и с вопросами программной реализации электронного учебника.

      Электронный мультимедийный учебник или курс обычно содержит три составляющих13:

  1. презентационная часть, в которой излагается основная информационная часть курса;
  2. упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания;
  3. тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента.

      Электронный мультимедийный учебник должен соединять в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

      Электронный мультимедийный учебник - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное  моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. 

      Электронный мультимедийный учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь!), задание ориентиров для самообразования.

      Информационные  технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.

      В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько  ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.

      При выборе технологий необходимо учитывать  наибольшее соответствие некоторых  технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.

      Основная  роль, выполняемая телекоммуникационными  технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного  диалога между преподавателем и  обучаемым невозможно. Обучение (в  отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Информация о работе Основные проблемы организации дистанционной формы обучения