Основные средства обучения и их назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:34, доклад

Описание работы

Входящие в УМК основные средства обучения составляют тот минимум средств, который необходим для осуществления учебно-воспитательного процесса на современном уровне и достижения целей, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».

Файлы: 1 файл

средства обучения.docx

— 25.26 Кб (Скачать файл)

Основные средства обучения и их назначение

Входящие в УМК основные средства обучения составляют тот минимум  средств, который необходим для  осуществления учебно-воспитательного  процесса на современном уровне и  достижения целей, стоящих перед  учебным предметом «иностранный язык».

Рассмотрим каждое из основных средств, входящих в УМК для начального этапа обучения английскому языку.

Программа - документ, которым должен руководствоваться учитель в работе в конкретном классе. Учителю следует внимательно изучить введение, поскольку именно в нем определяется основное направление в обучении иностранному языку: далее формулируются цели и конкретные задачи по формированию основных видов речевой деятельности, даются общие методические рекомендации по организации уцебно-воспитательного процесса, указывается также содержание обучения.

Таким образом, назначение программы  заключается в том, чтобы создать  методическую ориентацию учителя в  обучении этому предмету в школе.

Если меняется общее направление  в обучении языку и, в частности, например, предлагается обучать не на устной основе, а развивать все  виды речевой деятельности параллельно, или начинать обучение с развития рецептивных видов РД: аудирования и чтения, то это должно найти отражение и в работе учителя начального этапа, даже если сохраняются какое-то время старые УМК.

Книга для учителя - второе важное средство обучения. Именно книга для учителя раскрывает суть работы по УМК в целом: где, когда, какой из компонентов, для решения какой конкретной задачи подключается в той или иной точке учебно-воспитательного процесса.

Приступая к работе в данном классе, учитель обязан не только прочитать  вводную часть, но внимательно изучить  и усвоить основные положения, на которых он будет строить обучение в классе. Это значит, что он, в  первую очередь, выясняет принципы, на которых построен УМК для данного  года обучения, соотносит их с общими методическими рекомендациями программы, уточняет цели и задачи, как они  сформулированы в УMК, и также соотносит с требованиями программы по каждому виду РД. Далее учитель выясняет состав УМК для данного класса и проверяет, все ли у него есть, чтобы срочно приобрести или подготовить своими силами или силами учащихся недостающее (например, нет кассет, перепиши на ферромагнитную ленту в ИУУ и т. д.).

3атем учителю следует просмотреть  содержание всей книге (поурочные  разработки по четвертям, приложение  и т. д.) и внимательно изучить  планирование. Что касается распределение  материала по урокам, то желательно, чтобы учитель его придерживался  и без нужды не нарушал.В случае же необходимосте можно использовать резервные уроки, предусмотренные авторами. B отношении приемов работы по овладению учебным мате риалом учителю предоставляется возможность творчески подходить к рекомендациям авторов книги, но не нарушая системы, на которой строится УМК.

Наблюдения показывают, что в  практике обучения английскому языку  на начальном этапе у учителей различное отношение к книге  для учителя. Одни полностью ее игнорируют и строят обучение ио своему усмотрению, используя учебник и другие, чаще всего вспомогательные (в нашем понимании) средства обучения. Если исключается из УМК такой важный компонент, как книга для учителя, то обучение строится иначе, чем предписано программой и предусматривается действующей системой УМК. Другие, хотя и используют книгу для учителя, привносят свои приемы без учета принципов, на которых построен УМК. Этим они приносят вред системе, что отрицательно сказывается на общих результатах обучения. Третьи полностью выполняют предписания, данные в книге для учителя, но без учета конкретных условий обучения, не вдумываясь в суть самих рекомендаций, есть то, что предлагается, выполняют формально. И наконец четвертые используют творчески рекомендации книги для учителя, соотнося их с условиями обучения и возможностями класса, со своими индивидуальными особенностями. Привнося свои особенности в практику обучения английскому языку, они точно соотносят их с системой и основными принципами, на которых она построена.

Таким образом, по нашему представлению, лишь четвертая группа учителей правильно  подходит к использованию книги  для учителя. B этом случае учитель выступает как творческая личность, как соавтор УМК, и этим способствует совершенствованию УМК, а значит, и обучения английскому языку на начальном этапе. Изучение и обобщение передового опыта является тому доказательством.

Учебник - основное средство для обучения учащихся английскому языку. Он содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности: Обучение на начальном этапе стростроятся на устном опережении, то есть необходимый для обучения пению языковой материал первоначально усваивается в устной форме.

Поскольку учебник - основное средство в руках ученика и он с ним работает и в классе, и дома, то ему необходимо знать уже с первого урока, как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого предлагается учителю на первом уроке провести так называемое «путешествие по учебнику», а в дальнейшем, по мере надобности, возвращаться к нему.

Книга для чтения. На втором году обучения подключается еще одно средство - книга для чтения (или тексты для чтения внутри учебника), которая находится в распоряжении учащегося и помогает ему в овладении чтением на английском языке. Для формирования этого сложного умения домашнее чтение является обязательным. Чтение дополнительных текстов на различную тематику дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели. Его место на начальном этапе строго регламентировано. Назначение книги для чтения чрезвычайно велико: она формирует интерес к чтению на иностранном языке; на ней идет обучение приемам работы над иноязычным текстом; при этом должны максимально использоваться те умения, которыми дети овладели уже на родном языке.

Очень важны регулярность чтения - со стороны учащегося и контроль - со стороны учителя. Авторы комплектов придают этому большое значение и дают рекомендации по организации  и проведению дополнительного чтения.

Так же как и учебник, книга для  чтения имеет некоторый методический аппарат, помогающий детям пользоваться ею. Поэтому, приступая к работе с  этим новым основным средством, учителю  следует уделить время на ознакомление учащихся с книгой, научить пользоваться заданиями и словами, предваряющими  текст и следующими за ним, постраничными  сносками, а также словарем, помещенным в конце книги.

Звукозапись. При обучении английскому языку на начальном этапе звукозапись играет, безусловно, очень важную роль. Она дает возможность детям слышать подлинную речь на английском языке. А так как у детей младшего школьного возраста хорошо развита способность к имитации, то звукозапись и дает им образец для подражания. Это благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух.

У каждого ученика дома должен быть набор кассет. Поэтому ученики  имеют возможность слушать и  слышать английскую речь в записи носителей языка и выполнять  дома конкретные задания по устной речи, иногда с опорой на наглядность. Это создает условия для работы каждого учащегося индивидуально  в соответствии со своими возможностями. Один это сделает быстрее, другой - медленнее. Одному надо послушать  и повторить 1-2 раза, другому 3-5 раз.

На кассетах записаны несложные  тексты для развития умений в аудировании. Причем для работы с одним и тем же текстом в классе и дома предлагаются разные задания.

Первый месяц работы по английскому  языку следует посвятить обучению учащихся правильно пользоваться звукозаписям. Если учителю удается научить  ребенка правильно выполнять  все задания на кассете в самом  начале, то кассета становится для  него очень важным помощником в овладении  учащимися английским языком.

Практика показывает, что это  важное средство иногда недооценивается  учителями. Одни просто его не используют, ограничиваются воспроизведением материала  только со своего голоса, «жалея тратить  время» на подключение магнитофона. Другие пользуются звукозаписью формально: дети прослушивают запись, но вся работа ведется с голоса учителя, в том числе и повторная имитация. Третьи понимают всю важность звукозаписи и с первых же дней, даже иногда и во внеурочное время, приучают детей правильно работать с кассетой в школе и дома, обязательно контролируют домашние звуковые задания и тем самым с первых шагов открывают детям возможность самостоятельно работать с этим пособием. Труд таких учителей в скором времени вознаграждается, во-первых, правильным произношением учапихся, чтением вслух и аудированием и, во-вторых, что не менее важно, воспитанием у учаиихся интереса к этому средству получения знаний и актуализации имеющихся навыков и умений для самостоятельного их расширения. У таких учителей появляются отдельные учащиеся, забегаюиние вперед. Они не ограничиваются выполнением обязательного задания, а для себя прослушивают что-то другое: песенку, стишок и т. д. Звуковое пособие, следовательно, является обязательным средством в обучении английскому языку.

Рабочая тетрадь для самостоятельной  работы учащихся дома позволяет им овладевать графикой и орфографией  английского языка, усваивать лексический  и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому  уроку. Она помогает учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся, варьируя количество заданий в зависимости  от возможностей учащегося. Рабочая  тетрадь формирует у детей  самоконтроль, самокоррекцию и самооценку. Итак, описанные составляющие УМК обязательны для организации учебной работы по английскому языку для достижения планируемого авторами и программой результатов.

Вспомогательные средства обучения

Вспомогательные средства обучения, так же как и основные, можно  разделить на три группы: только для учителя, только для учащихся и для учителя и учащихся. Говоря о вспомогательных средствах, следует  начать с тех, которые необходимы учителю для лучшего понимания  и конкретизации рекомендаций книги  для учителя и осознания своего опыта. К ним мы относим методические пособия, входящие и не входящие в  «Библиотеку учителя иностранного языка» по всем или по отдельным  разделам методики, статьи из журнала  «Иностранные языки в школе» и  др. Большой интерес для учителя  представляет периодическая литература, освещающая вопросы обучения иностранным  языкам, такая, как «Иностранные языки  в школе». Наибольший интерес для  учителя представляет журнал «Иностранные языки в школе». B нем помещаются материалы, отражающие современное состояние науки о языке, его изучения и обучения ему, вопросы дидактики и, конечно, теории и практики обучения в школах разного типа.

Особую важность для учителя  представляю статьи первого раздела  журнала, теоретические вопросы  обучения иностранным языкам, которые  носят установочный характер. B них  выделяются ключевые проблемы, стоящие  перед школой и, в частности, перед  учителями иностранных языков; отмечаются те изменения, которые вносит жизнь  в цели, содержание и организацию  обучения.

В разделе «Практические вопросы  обучения иностранным языкам» учитель  найдет статьи, освещающие опыт школы, статьи в помощь учителю, по внеклассной  работе, технические средства обучении и др. В этом разделе учитель  найдет также ответы на вопросы, связанные  с тем или иным явлением - грамматическим, лексическим или фонетическим - преподаваемого им языка. Регулярное чтение статей этих разделов журнала будет способствовать повышению языковой культуры учителя. Такую же функцию выполняют и  статьи по психологии, психолингвистике и дидактике. Значимость подраздела «Методика», в котором излагаются новые подходы к решению методических проблем, интерпретация вопросов действующих УМК и т.д., нам думается, очевидна.

Непосредственный интерес призван  вызвать подраздел «Из опыта  школы», в котором учителя и  методисты описывают свой опыт, использование  приемов, обеспечивающих более эффективное  овладение учащимися языком. B нем помещаются важные для учителя материалы, помогающие ему в осуществлении воспитательной цели и, прежде всего, нравственного воспитания школьников.  Журнал также публикует материалы по применению ТСО, использованию кабинета; помещает информацию о странах изучаемого языка и др. средство обучение методический комплекс

Большую помощь учителю призван  оказать подраздел «Внеклассная работа», в котором помещается описание опыта проведения внеклассной работы с конкретными рекомендациями и  материалами. Много полезного и интересного для своей работы найдет учитель в разделе «Приложение», где даются дикторские тексты диафильмов и киноматериалов, песни, сценарии и т. д. Из сказанного следует, что регулярное чтение журналов является необходимым источником повышения квалификации учителя иностранного языка и формирования его методического мастерства, чего невозможно достичь, если учитель будет ограничиваться лишь использованием (даже корректным) рекомендаций книги для учителя. Широкий методический кругозор даст учителю возможность лучше обеспечить работу учащихся по овладению языком.

Учителю английского языка, как  специалисту, желательно иметь разнообразные  словари, в том числе и толковые. B них он найдет объяснения слов, сочетание  их с другими словами, примеры  употребления. Это поможет в подготовке упражнений и материалов, которые  учитель готовит дополнительно  к имеющимся в УМК, исходя из особенностей своей группы, для проведения внеклассной работы по английскому языку, а также для удовлетворения любознательности отдельных учащихся, проявляющих повышенный интерес к языку.

При обучении английскому языку  и особенно~на начальном этапе учителю требуется довольно много вспомогательных материалов для организации учебно-воспитательного процесса как на уроке, так и во внеурочное время. Эти материалы могу* быть связаны с использованием ТСО, а могут и не требовать их. K вспомогательным материалам, требующим технической оснащенности, относятся кодоматериалы (кодотранспаранты), магнитофонные записи, диафильмы (неозвученные и озвученные), днапозитивы, кинофрагменты (не вошедшие в УМК). K вспомогательным средствам, не требующим аппаратуры, относятся: картинки, предметы, игрушки, таблицы, раздаточный материал в виде иллюстрированных и неиллюстрированных карточек с заданиями, учитывающим и не учитывающими индивидуальные особенности учащихся.

Начнем рассмотрение с вспогательных средств, требующих технической оснащенности, как наиболее важных и перспективных в обучении иностранному языку. B первую очередь мы отнесем к ним кодоматериалы. Кодоскоп, как нам представляется, должен найти широкое применение в обучении нашему предмету уже на начальном этапе: во-первых, он прост в обращении; во-вторых, его можно использовать как при работе над аспектами языка (лексикой, грамматикой), так и при формировании различных навыков и умений при обучении монологической и диалогической речи, аудированию, чтению и письму, а также при контроле знаний и сформированных навыков и умений; в-третьих, он обладает рядом преимуществ перед другими средствами обучения, так как он интегрирует в себе возможности различных форм изобразительной наглядности: таблиц, схем, картинок и r. д. Так, к преимуществам кодоскопа относят возможность как черно-белого, так и цветного изображения в классе без затемнения. Кодоскоп более экономичен в отношении времени по сравнению с использованием классной доски, так как все необходимые транспаранты (записи на прозрачной пленке) можно заготовить заранее. Он позволяет создавать «эффект присутствия» при активном участии учащихся в усложнении и изменении ситуации путем дорисовывания, раскрашивания и т. п. Следующее преимущество кодоскопа заключается в так называемом «эффекте наложения», когда учащиеся прослеживают динамику развития ситуации при наложении кодопозитивов; при этом темп развертывания ситуации учитель избирает сам в зависимости от особенностей своей группы. Кодоскоп дает возможность использовать материал, ориентированный на учащихся данной группы, а также на те события, которыми живет коллектив, село, город, страна. Кодоскоп предоставляет учителю неограниченные возможности для творческого использования. Кодоматериалы учитель составггяет сам. Для этого ему необходима полиэтиленовая прозрачная пленка, цветные фломастеры или цветные шариковые ручки. Естественно, что учитель при этом должен уметь красиво писать и немножко рисовать. Он может (и мы рекомендуем) привлекать для этого своих учащихся. Привлечение учащихся к подготовке кодоматериалов, помимо решения практической задачи - создавать транспаранты для демонстрации на экране, имеет и воспитательное значение. Совместная подготовка материалов к проведению учебно-воспитательного прогнесса импонирует детям этого возраста. Им, как правило, хочется помочь в чем-то учителю. Это влияет на нравственное воспитание учащихся, создает условия для добрых отношений между учителем и учащимися и в коллективе детей. Так начинает создаваться актив при кабинете английского языка.

Информация о работе Основные средства обучения и их назначение