Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 12:40, курсовая работа
Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующа, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретически основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе…………………………………………………………………………5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет…………………5
1.2. Сущность и виды адаптации……………………………………………………
1.3. Преодоление психологических трудных жизненных ситуаций младшими школьниками………………………………………………………………………………..
Выводы по I главе……………………………………………………………………
Глава II. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе…………...
2.1. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе ………………………………..
2.2.Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе ………………………………………………………………………………………
2.3. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе..
Выводы по II главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……
Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства.
Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка [4;79].
Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка. Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению [2;68].
Личностные помехи можно разделить на
две большие группы: недостатки познавательной
деятельности; недостатки в развитии личности
(мотивация учения, самоорганизация, дисгармония
Г.С.Рабунский предлагает иную классификацию отстающих учеников. Его классификация основана на учете двух переменных: уровень познавательной самостоятельности и интерес к предмету. Соответственно выделяются следующие типы учащихся: средний уровень познавательной самостоятельности и низкий интерес к обучению (учатся преимущественно на двойки и тройки); познавательная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (учатся крайне неровно, возможны оценки "отлично" и "неудовлетворительно"); познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе); познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учащихся характерна умственная пассивность и малая уверенность в себе; уровень познавательной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, учатся они крайне слабо; ученики этой группы находятся на низшем уровне обучаемости, никого не боятся, часто бравируют своим пренебрежением к учению в школе; для подтягивания этих учащихся необходимо не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на обучение.
Адаптация младшего школьника как научно-педагогического явления позволил охарактеризовать его сущность и содержание.
Понятии адаптации младших школьников как процесс удовлетворения потребностей личности в результате активного приобщения ребенка к требованиям среды, новым отношениям, видам деятельности и способность к дальнейшему развитию без ущерба здоровья.
Исследователи приводят следующую классификацию видов адаптации:
Теоретический анализ состояния проблемы адаптации детей в образовательной среде на современном этапе позволил заключить, что результатом адаптации является адаптированность и дезадаптация младшего школьника.
К основным психолого-педагогическим условиям эффективности процесса адаптации младшего школьника в образовательной среде относят: преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно-ориентированного учебно- воспитательного процесса; рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно-ориентированного учебно- воспитательного процесса; достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних особенностей развития личности младшего школьника.
Вся деятельность педагогов и родителей в период адаптации ребенка должна базироваться на следующих принципах:
1.Принцип самоактуализации. В каждом ребенке заложена потребность актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных,
2.Физиологическая - изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей;
3.Профессиональная - процесс приспособления людей к изменившимся условиям профессиональной основной деятельности;
4.Сенсорная адаптация - это приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия;
5.Социальная адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям среды;
Теоретический анализ состояния проблемы адаптации детей в образовательной среде на современном этапе позволил заключить, что результатом адаптации является адаптированность и дезадаптация младшего школьника[10;38].
К основным психолого-педагогическим условиям эффективности процесса адаптации младшего школьника в образовательной среде относят: преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно-ориентированного учебно- воспитательного процесса; рациональное сочетание форм, методов и средств традиционного и личностно-ориентированного учебно- воспитательного процесса; достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних особенностей развития личности младшего школьника.
Вся деятельность педагогов и родителей в период адаптации ребенка должна базироваться на следующих принципах:
Таким образом, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного общения и полноценного развития, надо знать ребенка, строить учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения образовательной сфере.
Особенность жизненной ситуации младшего школьника заключается в том, что ребенок поступает в школу, в результате чего меняется весь уклад его жизни. Происходит изменение режима дня. Ребенок сталкивается с однообразием и необходимостью организовывать свой досуг после школы. Возникает дополнительная усталость от напряженной умственной деятельности. Складываются новые вне-семейные отношения — с учителем, а затем и с одноклассниками. В общешкольной ситуации младшие школьники чувствуют себя беспомощными людьми.
Невзирая на то, что ребенка, как правило, готовят к учебе в школе, сама школьная ситуация является стрессовой, и для адаптации к ней ребенку необходимо некоторое время. Проявлением такой реакции на стресс может стать резкое изменение в поведении ребенка: оживленные и радостные дети становятся подавленными, а спокойные — слишком возбужденными. Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями. Без трудностей деятельности не бывает, и их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность, вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной психологии.
Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.
Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности - учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, - то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.
Специфика учения - в присвоении научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создаются только в школе, а в других видах деятельности усвоение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских понятий. В игре, например, ребенок стремится лучше выполнить какую-нибудь роль, и усвоение правил ее выполнения лишь сопутствует основному стремлению. И только в учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.
Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей.
Чтобы учебная деятельность стала формироваться, должен быть соответствующий мотив, т.е. то, что побуждает ребенка к учению. В зависимости от мотива деятельность приобретает для ребенка различный смысл. Например, цель решения задачи для школьника может побуждаться разнообразными мотивами - научиться решать такие задачи, получить хорошую оценку, отправиться после уроков гулять, избавиться от страха, что завтра спросят, и т.д. Объективно цель остается той же самой, но смысл и качество деятельности меняются в зависимости от мотива. Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона. Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным - «учением с увлечением».
А.Н. Леонтьев выделял мотивы понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные. Все они присутствуют в деятельности младшего школьника. Но надо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности. Установлено, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими. У них преобладают 3 группы мотивов:
Информация о работе Основные трудности первоклассников в период адаптации к школе и их преодоление