Основные трудности первоклассников в период адаптации к школе и их преодоление
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 12:40, курсовая работа
Описание работы
Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующа, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретически основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе…………………………………………………………………………5 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет…………………5 1.2. Сущность и виды адаптации…………………………………………………… 1.3. Преодоление психологических трудных жизненных ситуаций младшими школьниками……………………………………………………………………………….. Выводы по I главе…………………………………………………………………… Глава II. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе…………... 2.1. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе ……………………………….. 2.2.Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе ……………………………………………………………………………………… 2.3. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе.. Выводы по II главе………………………………………………………………… Заключение……………………………………………………………………...35 Список использованной литературы……
Эта диагностика позволила
определить испытывает ли ребенок учебные
затруднения, которые связаны с его успешностью
в учебной деятельности. Из диаграммы
мы видим, что урок (90%), школа (70%), класс
(60%), домашнее задание (50%)- окрашены в черный
цвет. Это говорит о том, что именно с этим
связаны затруднения ученика в первые
дни обучения.
Приложение 8.
Методика «Что мне
нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой
)
Эта методика позволяет выявить
отношения детей к школе и мотивационную
готовность детей к обучению в школе. Анализ
рисунков показал, что 40 % детей изобразили
ситуации не учебного характера (ученики
на перемене, ученики с портфелями). Этим
детям свойственно положительное отношение
к школе, но большей направленностью на
внешние школьные атрибуты. 30% учеников
изобразили игровые ситуации (качели,
игрушки). Это дети с положительным отношением
к школе, но у них преобладает игровая
мотивация. У 15% школьников отсутствует
школьная мотивация, в своих рисунках
они изобразили машины, узоры. 15% детей
с высокой школьной мотивацией и учебной
активностью. На рисунках учеников изображены
учитель с указкой, доска с написанными
заданиями. Это говорит о наличии у ребенка
познавательных учебных мотивов.
Приложение 9.
Анкета для родителей
учащихся 1-х классов
Уважаемые мамы, папы, бабушки
и дедушки! В этом году Вы вместе со своими
малышами переступили порог школы и влились
в нашу дружную семью.
Просим Вас ответить на вопросы:
1. С каким настроением
Ваш сын (дочь) идет в школу?
2. Любит ли он (она) ходить
в школу?
3. С какими трудностями
встретились Вы и Ваш ребенок?
4. Привык ли Ваш ребенок
к новой обстановке?
5. Испытывает ли он
трудности в общении с одноклассниками?
6. Есть ли у него
друзья в классе? Знаете ли
Вы о них?
7. Устает ли Ваш ребенок?
Если да, то почему?
8. Помогаете ли Вы ему
выполнять домашние задания? Все
ли они, на Ваш взгляд, посильны
для ребенка?
9. Сколько времени уходит
у Вашего сына (дочери) на подготовку
домашних заданий?
10. Ваши предложения, пожелания,
советы.
Приложение 10.
1. Методика «Градусник»
Перед процедурой диагностирования
учитель проводит предварительную беседу
с учащимися, в ходе которой он предъявляет
предмет, который есть в каждом доме. Это
- градусник. Педагог объясняет ребятам,
что при высокой температуре человеку
плохо и тревожно. Такая температура бывает
38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске).
Нормальная температура человека - 36, 6°.
У него нет тревоги, все хорошо, у него
все получается, он здоров. Температура
бывает 35°. При такой температуре человек
испытывает слабость, усталость, отсутствие
интересов и желания что-либо делать. После
объяснения педагог предлагает учащимся
поиграть в игру. Он будет называть учебные
предметы, а ребятам предлагается пофантазировать
и назвать или написать ту температуру,
которая них условно появляется при назывании
этого предмета. Пример: русский язык —
39° математика - 36,6° и т.д. Это позволяет
определить степень тревожности первоклассников,
которая связана с учебной деятельностью.
Данная диагностика показала, что наибольшую
степень тревожности у первоклассников
вызывают такие предметы, как окружающий
мир, рисование, чтение. Это связано с психологическими
и физическими особенностями детей.
2. Методика «Солнце,
тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает
лист бумаги, на котором нарисованы солнце,
тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся
предлагается определить их самочувствие
в классе, дома, с друзьями с помощью погодных
явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы
и подчеркнуть то состояние, которое соответствует
их настроению. В классе мне - С друзьями
мне - Дома мне - Диагностическая методика
«Солнце, туча, дождик» позволила определить,
как себя ощущает ребенок в различных
ситуациях. Настроение в школе дети обозначили
солнцем, это связано с появлением новых
друзей и новой социальной роли.
3. Методика «Что мне
нравится в школе» (рисунок)
Несоответствие рисунков
теме указывает на:
а) мотивационную незрелость
ребенка, отсутствие у него школьной мотивации
и преобладание других, чаще всего игровых
мотивов. (В этом случае дети рисуют машины,
игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое
поведение свойственно детям с завышенным
уровнем притязаний и трудностями приспособления
к школьным требованиям. (Ребенок упорно
отказывается рисовать на школьную тему
и рисует то, что он лучше всего умеет и
любит рисовать);
в) непонимание и неверное
истолкование задачи. Чаще всего
это свойственно детям с задержкой
психического развития (дети ничего
не рисуют или копируют у
других детей сюжеты, не имеющие
отношения к данной теме). Такие
ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков
заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют
о высокой школьной мотивации, учебной
активности и наличии у школьника познавательных
мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного
характера с внешними школьными атрибутами
свойственны детям с положительным отношением
к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе
свойственны детям с положительным отношением
к школе, но преобладанием игровой мотивации
(10 баллов).
4. Анкета.
Оценивать уровень школьной
мотивации можно также и с помощью специальной
анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются
от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ –
0 баллов, ней тральный – 1, положительный
– 3 балла).
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе
или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься,
ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе хочется
остаться дома?
3. Если бы учитель сказал,
что завтра в школу необязательно
приходить всем ученикам, ты бы
пошел в школу или остался
дома?
4. Тебе нравится, когда
у вас отменяют какие-нибудь
уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы
не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы
в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь
о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы
у тебя был менее строгий
учитель?
9. У тебя в классе
много друзей?
10. Тебе нравятся твои
одноклассники?
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие
25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем
школьной адаптации, 20-24 балла характерны
для средней нормы, 15-19 баллов, указывают
на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют
о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов
– о негативном отношении к школе, школьной
дезадаптации.
5. Игровая методика
«Здравствуй, я рад познакомиться»
Детям предлагалось выполнить
упражнение, в ходе которого каждый должен
был выбрать и подписать на карточке визитки
свое имя. Это упражнение затянулось очень
долго, т.к. дети начали придумывать себе
вымышленные имена, перебирая их, многие
не знали, что написать, т.к. хотели изменить
имена. Затем предлагалось сказать фразу:
«Здравствуйте, я рад с вами познакомиться»
и несколько слов о себе. Участники выполнили
это упражнение, но вели себя очень скованно.
После выполнения этого упражнения, предлагалась
следующие.
6. Игровая методика
«Выработка правил поведения на занятиях»
Участникам были предложены
правила поведения на занятиях с условием,
что они будут приниматься с помощью голосования.
Были приняты все правила, кроме правила
5 (нельзя давать оценку выступлению другого
участника, если он сам тебя об этом не
просит). В процессе данного упражнения
возник конфликт, т.к. те участники, которые
не голосовали за какое-либо правило, отказывались
его принимать и записывать. На просьбу
обосновать свой протест отвечали, что
они не будут его придерживаться. Поэтому
долгое время пришлось убеждать в том,
что эти правила приняло большинство членов
группы, значит нужно подчиниться большинству
в принятии правил работы; также объяснялось
необходимость, правильность, смысл этих
правил. После этого дети согласились
с необходимостью принятия этих правил.
Какие-либо другие правила или примечания
дети предлагать отказались. В конце был
подведен итог занятия, все участники
пообещали следовать принятым правилам.
7. Методика «Какой
Я?»
Эта методика предназначается
для определения самооценки ребенка-дошкольника.
Экспериментатор, пользуясь представленным
далее протоколом, спрашивает у ребенка,
как он сам себя воспринимает и оценивает
по 10 различным положительным качествам
личности. Оценки, предлагаемые ребенком
самому себе, проставляются экспериментатором
в соответствующих колонках протокола,
а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл,
ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов.
Ответы типа «не знаю», «иногда» оцениваются
в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется
по общей сумме баллов, набранной им по
всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
№ п/п
Оцениваемые качества личности
Оценки по вербальной шкале
да
нет
иногда
не знаю
1
Хороший
2
Добрый
3
Умный
4
Аккуратный
5
Послушный
6
Внимательный
7
Вежливый
8
Умелый (способный)
9
Трудолюбивый
10
Честный
8. Методика «Отношение
ребенка к обучению в школе»
Задача этой методики – определить
исходную мотивацию учения у детей, поступающих
в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес
к обучению.
Для ответов в данной методике
ребенку предлагается следующая серия
вопросов:
1. Хочешь ли ты пойти
в школу?
2. Зачем нужно ходить
в школу?
3. Чем ты будешь заниматься
в школе?
4. Что нужно иметь для
того, чтобы быть готовым идти
в школу?
5. Что такое уроки? Чем
на них занимаются?
6. Как нужно вести себя
на уроках в школе?
7. Что такое домашние
задания?
8. Зачем нужно выполнять
домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься
дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится
в твоей жизни, когда ты начнешь
учиться в школе?
Правильным считается такой
ответ, который достаточно полно и точно
соответствует смыслу вопроса. Для того
чтобы считаться готовым к обучению в
школе, ребенок должен дать правильные
ответы на абсолютное большинство задаваемых
ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно
полный или не со всем точный, то спрашивающий
должен задать ребенку дополнительные,
наводящие вопросы и только в том случае,
если ребенок ответит на них, делать окончательный
вывод об уровне готовности к обучению.
Прежде чем задавать тот или иной вопрос,
обязательно необходимо убедиться в том,
что ребенок правильно понял поставленный
перед ним вопрос. Максимальное количество
баллов, которое ребенок может получить
по этой методике, равно 10.
10. Методика «Школьной
зрелости» (А. Керн)
Тест состоит из трех заданий:
рисование мужской фигуры по
представлению,
подражание письменным буквам,
срисовывание группы точек.
Рисунок мужчины нужно выполнить
по представлению.
Методика «Школьной зрелости»
часто используется для ориентировочной
оценки уровня развития.
1-е задание дает возможность
выявить зависимость между изобразительной
деятельностью и развитием второй
сигнальной системы, абстрактного
мышления, ориентировочную оценку
общего умственного развития.
2-е и 3-е задания связаны
с уровнем развития у ребенка
способности к определенному
поведению (он должен проявить
волевое усилие, выполнить инструкцию
в малопривлекательной работе
в течение необходимого времени),
что является важной предпосылкой
для успешного обучения в школе.