Основные трудности первоклассников в период адаптации к школе и их преодоление
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 12:40, курсовая работа
Описание работы
Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующа, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретически основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе…………………………………………………………………………5 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет…………………5 1.2. Сущность и виды адаптации…………………………………………………… 1.3. Преодоление психологических трудных жизненных ситуаций младшими школьниками……………………………………………………………………………….. Выводы по I главе…………………………………………………………………… Глава II. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе…………... 2.1. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе ……………………………….. 2.2.Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе ……………………………………………………………………………………… 2.3. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе.. Выводы по II главе………………………………………………………………… Заключение……………………………………………………………………...35 Список использованной литературы……
[Овчарова Р.В. Практическая
психология в начальной школе.]
Родители должны ответить на
вопросы, касающиеся поведения ребенка
в школе. Варианты ответов – да, не совсем,
нет.
Вопросы:
Охотно ли ваш ребенок идет
в школу?
Вполне ли он приспособлен к
новому распорядку дня, принимает ли его
как должное?
Можно ли сказать, что переживания
вашего ребенка по поводу успехов и неудач
в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью
отсутствуют?
Делится ли ребенок с вами школьными
впечатлениями?
Положительны ли школьные впечатления
вашего ребенка?
Можно ли сказать, что ребенок
спокойно справляется с трудностями при
выполнении домашнего задания?
Отношения с товарищами по классу
уже сложились и они вполне дружелюбны?
Жалуется ли ребенок достаточно
часто на беспричинные боли, головокружения,
тошноту?
Изменился ли по сравнению с
прошлым годом характер сна ребенка?
Обработка результатов:
За каждый утвердительный ответ
на все вопросы, кроме 3,9,10,11 присваивается
2 балла, промежуточный - 1 балл, отрицательный
– 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3,9,10,11
оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2
балла. Подсчитывается общая сумма показателей.
0 – 10 баллов – выраженная
дезадаптация
11 – 15 баллов – средняя
степень адаптации
16 – 22 балла – высокий
уровень школьной адаптации
Приложение 3
Программа организации
процесса адаптации первоклассников к
школьному обучению «Здравствуй школа!»
Цель программы: создать психолого-педагогические
условия, обеспечивающие благоприятное
течение адаптации первоклассников к
школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное
течение адаптации первоклассников к
обучению в школе.
Основные показатели благоприятной
адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического
и социального здоровья детей;
- установление контакта с учащимися,
с учителем;
- формирование адекватного
поведения;
- овладение навыками учебной
деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ
ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Оптимальный годовой календарный
учебный график, позволяющий равномерно
чередовать учебную деятельность и отдых
первоклассников.
Согласно сложившейся в школах
страны структуре учебного года наблюдается
неравномерность распределения учебного
и каникулярного времени, что противоречит
физическому принципу чередования труда
и отдыха как необходимого условия для
предупреждения переутомления школьников
и сохранения стабильного уровня их работоспособности
в течение года.
1.Обучение весь год
в 1-ю смену с 8.00 часов.
2.Пятидневный режим обучения
с соблюдением требований к
максимальному объёму учебной
нагрузки.
3.«Ступенчатый режим»
постепенного наращивания учебного
процесса: в сентябре-октябре проводится
ежедневно только по три урока
по 35 минут каждый, со второй четверти
- 4 урока по 35 минут, с третьей
четверти по 40 минут.
4.Облегчённый день в
середине учебной недели.
Каждый первоклассник обеспечивается
удобным рабочим местом за партой или
столом в соответствии с ростом и состоянием
слуха и зрения. Для детей с нарушениями
слуха и зрения парты, независимо от их
роста, ставятся первыми, причем для детей
с пониженной остротой зрения они размещаются
в первом ряду от окна.
Столы в классных комнатах располагаются
так, чтобы можно было организовать фронтальную,
групповую и парную работу обучающихся
на уроке. По возможности учебники и дидактические
пособия для первоклассников хранятся
в школе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
1. Медико-педагогическая диагностика
состояния здоровья первоклассников:
- медицинский осмотр детей,
поступающих в школу, врачами-специалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом,
хирургом, неврологом);
- мониторинг состояния здоровья,
заболеваемости первоклассников с целью
выявления наиболее часто болеющих детей;
определение причин заболеваемости с
целью проведения более эффективной коррекционной
и профилактических работ;
- диагностика устной и письменной
речи (мониторинг речевого развития).
2. Профилактическая работа по
предупреждению заболеваний:
- проведение плановых и внеплановых
прививок медработником (в т.ч. вакцинация
против гриппа, клещевого энцефалита);
- витаминизация;
- профилактика простудных заболеваний;
- создание в школе условий для
соблюдения санитарно-гигиенических навыков:
мытьё рук, переодеваниё сменной обуви
и т.д.;
- соблюдение санитарно-гигиенического
и противоэпидемического режима
3. Максимальное обеспечение
двигательной активности детей:
- физкультминутки проводятся
на каждом уроке продолжительностью по
1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на
10-й и 20-й минутах урока).
В комплекс физминуток включаются
различные упражнения с целью профилактики
нарушения зрения, простудных заболеваний,
заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- подвижные игры на переменах.
4. Организация рационального
питания первоклассников предусматривает:
- выполнение требований СанПиНа
к организации питания в общеобразовательных
учреждениях;
- соблюдение основных принципов
рационального питания:
- соответствие энергетической
ценности рациона возрастным физиологическим
потребностям детей (учёт необходимой
потребности в энергии детей 7 лет при
одноразовом горячем питании примерно
480 ккал);
- сбалансированность рациона
питания детей по содержанию белков, жиров
и углеводов для максимального их усвоения
в соотношении 1:1:4;
- восполнение дефицита витаминов
в питании школьников за счет корректировки
рецептур и использования обогащенных
продуктов;
- максимальное разнообразие
рациона путём использования достаточного
ассортимента продуктов и различных способов
кулинарной обработки;
- соблюдение оптимального режима
питания.
Стиль общения учителя с первоклассниками
учитывает особенности поведения детей,
связанные с их умением общаться со взрослыми
и сверстниками. Для первоклассника существенно
важно доброе, позитивное отношение к
нему учителя, которое не должно зависеть
от реальных успехов ребенка.
Первоклассники занимаются
в режиме безотметочного обучения, что
способствует снижению уровня невротизации,
позволяет избежать стрессовых ситуаций.
5. Особенности организации
урока в 1-м классе
Домашние задания в первом классе
не задаются (Письмо МО РФ «Об организации
обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)
6. Контроль и оценка
результатов обучения
В течение первого полугодия
первого года обучения контрольные работы
не проводятся.
Итоговые контрольные работы
проводятся в конце учебного года не позднее
20-25 апреля. Обучающиеся 1 класса на второй
год не оставляются.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Внеучебная деятельность первоклассников
организуется в соответствии с интересами
и желаниями детей и их родителей.
Общешкольные и классные мероприятия
во внеурочное время проводятся с целью
приобщения первоклассников к школьным
традициям.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- изучение условий жизни ребёнка
в семье, собеседование с родителями накануне
учебного года;
- ежедневные контакты с родителями
во время прихода и ухода ребёнка из школы;
оборудование «Уголка для родителей»
в школе; коллективные и индивидуальные
консультации для родителей; родительские
собрания;
- совместная деятельность педагогов
и родителей по организации жизни первоклассников
в школе.
На течение адаптации первоклассников
оказывают влияние различные факторы.
К числу наиболее благоприятных факторов
относят следующие:
- адекватную самооценку своего
положения ребенком;
- правильные методы воспитания
в семье;
- отсутствие в семье конфликтных
ситуаций;
- благоприятный статус в группе
сверстников и т.д.
К числу неблагоприятных факторов,
влияющих на адаптацию к школе, относят
следующие:
- неправильные методы воспитания
в семье;
- функциональную неготовность
к обучению в школе;
- неудовлетворенность в общении
со взрослыми;
- неадекватное осознание своего
положения в группе сверстников и т.д.
Приложение 4.
Уровень
адаптации первоклассников к школе (%)
по методике Н.Г. Лускановой
Уровни адаптации
Количество учащихся
% соотношение
Высокий
2
20
Средний
4
40
Низкий
4
40
Приложение 5.
Рис. 1. Уровень
адаптации первоклассников к школе
Приложение 6.
Схема характеристики
классного коллектива
1. Состав класса по
возрасту:
2. Состав класса по
полу: девочки _____________, мальчики_____
3. Неполные семьи (количество
человек)
4. Учащиеся с ослабленным
здоровьем (количество человек)
5. Характеристика деятельности
класса:
а) Какие виды деятельности
предпочитают в классе: познание, труд,
общение (подчеркните или допишите)
б) Могут ли учащиеся
самостоятельно ставить цели своей деятельности
в) Мотивы участия школьников
в деятельности класса (подчеркните, допишите):
подражание другим, потребность в эмоционально
близких контактах, потребность в самоутверждении,
самореализации, стремление выделится,
получение поощрения
6. Характеристика
взаимоотношений:
а) Количество микрогрупп:
из 2 человек……, из 3 человек……. и т.д.
б) Количество микрогрупп
в классе, включающих только девочек-……;
только мальчиков…..; и тех и других-……
в) Какие основания для объединения
в дружеские микрогруппы ………………………….
г) Характер отношений между
группами ………………………………………
д) Краткая характеристика
наиболее авторитетных групп(характер
взаимоотношений в группе, преобладание
ценностей нормы поведения)……………………………………
е) Краткая характеристика
лидеров класса, входят ли они в официальный
актив…………………………………………………………………………………
ж) Количество и краткая
характеристика "отверженных" (в
классе) ………………………………………………………………………………
з) Есть ли в классе постоянно
действующие: учебные группы, кружки, трудовые
бригады, другие группы (какие) ……………………………………………………………………….
и)Какие нормы, ценности главенствуют
в классе …………………………………………….
к)Каковы традиции класса ……………………………………………………..
л) Какие конфликты наиболее
часто встречаются в классе, их причины,
способы разрешений………………………………………………………………
м)Какой тон ,настрой преобладает
в классе …………………………………….
7.Место класса в школе
………………………………………………………….
а) Осознает ли класс себя
единым целым ………………………………………
б) В каких официальных общешкольных
и внешкольных объединениях учавствуют
учаащиеся класса (кружки,секции,студии)
........................
в) Какие дела предпочитает
класс: общешкольные или классные
г ) Каков характер взаимоотношений
класса с параллельными классами, с младшими,со
старшими ...............
Приложение 7.
Методика «Краски»
Учащиеся класса получают набор
красок или фломастеров. А также листы
рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано
10 кружков. Учащимся педагог называет
десять предметов, связанных со школой.
Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно,
определив в какой цвет окрасить тот или
иной предмет. Предметы, которым необходимо
дать ту или иную окраску, это звонок, книга,
учитель, портфель, класс, физкультура,
школа, урок, домашнее задание, тетрадь.
Если ребенок окрашивает предмет в темный
или вовсе в черный цвет, это говорит о
том, что он испытывает учебное затруднение,
которое связано с его успешностью в учебной
деятельности.