Основные трудности первоклассников в период адаптации к школе и их преодоление
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 12:40, курсовая работа
Описание работы
Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнующа, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретически основы процесса адаптации первоклассников к обучению в школе…………………………………………………………………………5 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет…………………5 1.2. Сущность и виды адаптации…………………………………………………… 1.3. Преодоление психологических трудных жизненных ситуаций младшими школьниками……………………………………………………………………………….. Выводы по I главе…………………………………………………………………… Глава II. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе…………... 2.1. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе ……………………………….. 2.2.Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе ……………………………………………………………………………………… 2.3. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе.. Выводы по II главе………………………………………………………………… Заключение……………………………………………………………………...35 Список использованной литературы……
Наилучший эффект достигается,
по-видимому, взаимопроникновением смежных
ступеней социального существования детей.
Переход из детского сада в школу должен
быть облегчен как за счет создания элементов
школы в последней группе детского сада,
так и за счет сохранения элементов детского
сада в 1-м классе школы [7].
Если ровное, доброжелательное
поведение - это необходимое требование
профессиональной этики во всех классах
школы, то в 1-м классе оно приобретает
ни с чем несравнимое значение, так как
психика первоклассников особенно ранима.
Его роль во много раз возрастает по отношению
к детям из неблагоприятных микросоциальных
условий (низкий образовательный уровень
родителей, злоупотребление алкоголем,
конфликты в семье), приводящих к социально-педагогической
запущенности детей, задержке интеллектуального
развития, формированию нежелательных
личностных качеств и затрудняющих приспособление
к школе.
В тех классах, где учитель по
своим педагогическим установкам ближе
всего к воспитателю детского сада, обычно
самая высокая групповая сплоченность
и самая благоприятная картина межличностных
отношений среди учеников.
Среди факторов, влияющих на
адаптацию детей к обучению в школе, следует
отметить состояние здоровья.
У детей с хронической интоксикацией
уровень работоспособности значительно
ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные
сдвиги со стороны центральной нервной
и сердечно-сосудистой системы, а также
мышечной работоспособности более существенны.
Тщательный медицинский осмотр
детей за год до поступления в школу позволяет
выделить группу риска неготовности к
школьному обучению по состоянию здоровья.
Она включает детей:
1) с отставанием в биологическом
развитии;
2) с функциональными отклонениями
(невротические реакции, логоневрозы,
гипертрофия миндалин), часто болеющих,
длительно болеющих;
3) с хроническими заболеваниями.
Углубленный медицинский осмотр
позволяет не только своевременно выявить
таких детей, но и провести соответствующее
лечение и оздоровительные мероприятия.
Таким образом, удается улучшить состояние
здоровья детей, поступающих в школу и,
следовательно, облегчить им приспособление
к ней.
К показателям, наиболее полно
характеризующим поведение первоклассников
на общеобразовательных уроках, относится:
уровень беспокойности (неусидчивости),
быстрота нарастания утомления, реакция
на низкие оценки, тревожность в стрессовых
ситуациях (на контрольных работах, при
необходимости быстро выполнить задание),
уровень концентрации внимания, агрессивность,
уровень подготовленности к занятиям
(наличие учебников, тетрадей, карандашей).
На первом месте показатель
быстроты нарастания - утомление. Невысока
способность первоклассников поддерживать
на уроке высокую концентрацию внимания
длительное время. Тревожность в стрессовых
ситуациях - очень распространенное явление.
Если с ним не бороться, то в дальнейшем
оно может привести к негативным явлениям,
вплоть до полного отказа от усвоения
нового материала. Несколько реже проявляется
качество беспокойности (неусидчивости).
Не так часто, но все же встречаются первоклассники
с повышенной агрессией. Все замечания
(как учителя, так и товарищей) они встречают
"в штыки". Обычно это дети с повышенной
возбудимостью, нередко с отклонениями
в состоянии здоровья. Им необходим специальный
комплекс профилактических мероприятий.
Незначительный процент первоклассников
страдает отсутствием правильно подготовиться
к занятиям. Это связано, прежде всего,
с отсутствием умения концентрировать
внимание на своей деятельности. Отрицательная
реакция на низкие оценки у первоклассников
- явление не типичное, хотя бы потому,
что оценки им не выставляются и значимость
оценки для них на этом этапе школьной
жизни невелика. Для них характерны несколько
иные ценности - общение, познание нового,
игра и развлечение.
Таким образом, можно выделить
основные факторы, оказывающие влияние
на адаптацию первоклассников к школе:
недостаточный уровень функциональной
готовности детского организма к школьному
обучению, низкий уровень биологического
развития, содержание обучения и методика
преподавания, предварительное пребывание
детей в детском саду, состояние здоровья.
2.2. Методы и организация
исследования уровня адаптации первоклассников
к школе
Цель: выявление уровня адаптации
первоклассников к школе.
Задачи:
1. Подобрать методики
выявления уровня адаптации первоклассников
к школе.
2. Проанализировать результаты
проведенных методик.
В процессе изучения процесса
адаптации были использованы следующие
методики:
1. Схема - характеристика класса
(приложение № 6)
2. Анкетирование родителей(приложение
№ 9)
3. Методика «Краски» (приложение
№ 7)
4. Проективный рисунок
«Что мне нравится в школе» (по Н.Г.
Лускановой) (приложение № 8)
Представленные в работе методики
не являются единственными, остальные
методики представлении в приложении
№ 10.
Диагностическая и коррекционно-развивающая
направленность процесса обучения предполагает
глубокое изучение индивидуальных особенностей
детей, а также всесторонний качественный
учет результатов их учебной деятельности,
реального продвижения в развитии и усвоении
знаний. Только на основе такого знания
возможны понимание характера и причин
учебных трудностей, реальная помощь в
их преодолении.
Переход от дошкольного детства
к систематическому школьному обучению
практически ни у одного ребенка не совершается
плавно.
Таким образом, анализируя реагирование
детей на школьную нагрузку, можно пользоваться
таким арсеналом методов как: анализ характера
и результатов учебной деятельности детей,
беседы с ними, и их родителями, анкетирование
родителей, повседневное наблюдение за
детьми в различных ситуациях их школьной
жизни – на уроках, на переменах, на прогулках
и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми
и сверстниками.
Особое внимание в наблюдениях
за детьми уделяется тем сторонам поведения
и деятельности, которые в наибольшей
степени отражают характер их адаптации
к школьной среде.
Фиксируемые в ходе наблюдений
признаки неблагополучия, которые отличают
отдельных школьников от других детей
класса, рассматриваются педагогом с позиции
адаптационных нарушений.
С целью систематизации материалов
наблюдений учитель в конце каждой четверти
в первом классе, по полугодиям составляет
обобщенную характеристику класса. С такой
же периодичностью учитель обращается
к родителям за информацией о характере
адаптации детей к школе. Вполне уместно
в этом случае воспользоваться методом
анкетирования (приложение 1, 2).
Анализ данных, содержащихся
в схеме-характеристике класса, результатов
анкетирования родителей позволяет оценить
характер школьной адаптации у каждого
из учеников, взять на заметку тех, кто
получил наиболее низкие обобщенные оценки.
К таким детям внимание педагога должно
многократно увеличиться.
Чтобы подтянуть все неготовые
функции организма ребенка до необходимого
уровня, предстоит обеспечить их активное
упражнение в доступной, посильной, интересной
для детей деятельности – в той деятельности,
которой они были почему-либо обделены
в дошкольный период. Эту цель и преследуют
коррекционные задания, построенные на
неучебном материале.
Методика «Краски»
Цель: определение эмоционального
отношения к школьному обучению.
Оборудование: набор красок
или цветных карандашей (чем больше цветов,
тем лучше); альбомные листы, на каждом
из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый
кружок вписаны слова, связанные со школой:
звонок, книга, учитель, портфель, класс,
физкультура, одноклассники, урок, домашнее
задание, тетрадь.
Инструкция: раздаются учащимся
листы с просьбой их внимательно прочитать
слова, написанные в кружках. Читайте по
порядку слова, написанные в кружках, и
каждый кружок покрасьте в какой-либо
цвет. Необязательно красить кружки разными
цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет,
который хочется.
Анализ результатов: если ребенок
окрашивает большинство кружков в темные
(фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный)
цвета, — это говорит о том, что он испытывает
негативные эмоции по отношению к школьному
обучению в целом.
Методика «Краски» позволила
получить следующие результаты:
Даша К.
Выявлено негативное отношение
к таким понятиям, как «физкультура», «тетрадь».
В целом положительное отношение к обучению.
Ксюша А.
В тёмные цвета окрасила слова
«учитель», «класс», «физкультура». Боится
учителя, тяжело привыкает к новой обстановке.
В целом положительно воспринимает процесс
обучения.
Наташа М.
Большинство кружков окрашены
в тёмные тона («звонок», «класс», «урок»,
«тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»).
Слово «учитель» закрашено красным цветом,
что говорит об агрессии. В целом ребёнок
испытывает негативные эмоции по отношению
к школьному обучению.
Ляля В.
В тёмные цвета окрасила слова
«звонок», «домашнее задание», «тетрадь»,
«урок», «книга». Слово «класс» закрашено
красным цветом, что говорит об агрессии.
Ребёнок испытывает негативные эмоции
по отношению к школьному обучению в целом.
Стас К.
Выявлено негативное отношение
к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь».
В целом положительное отношение к обучению.
Максим Ф.
Большинство кружков окрашены
в тёмные тона («звонок», «класс», «тетрадь»,
«домашнее задание»). В целом ребёнок испытывает
негативные эмоции по отношению к школьному
обучению.
Ваня З.
В тёмные цвета окрасил слова
«звонок», «домашнее задание», «тетрадь»,
«книга». Ребёнок испытывает негативные
эмоции по отношению к школьному обучению
в целом.
Сережа Т.
Выявлено негативное отношение
к таким понятиям, как «домашнее задание»,
«тетрадь». В целом положительное отношение
к обучению.
Рудик Р.
В тёмные тона окрасил кружки
«класс», «тетрадь», «одноклассники».
В целом обучение не вызывает сильных
негативных отношений, за исключением
некоторых понятий, которые вызывают небольшое
напряжение.
Андрей П.
Выявлено негативное отношение
к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь».
В целом положительное отношение к обучению.
Проективный рисунок «Что мне
нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой)
использовался с целью выявления отношения
детей к школе и мотивационную готовность
детей к обучению в школе.
Инструкция: «Дети, нарисуйте,
что вам больше всего нравится в школе.
Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте,
как сможете, оценки ставиться не будут».
Оборудование: стандартный
лист бумаги для рисования, карандаш и
ластик.
Анализ и оценка рисунков.
1. Несоответствие теме указывает
на:
а) отсутствие школьной мотивации
и преобладание других мотивов, чаще всего
игровых. В этом случае дети рисуют машины,
игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует
о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом
случае ребенок упорно отказывается рисовать
на школьную тему и рисует то, что он лучше
всего умеет и любит рисовать. Такое поведение
свойственно детям с завышенным уровнем
притязаний и трудностями приспособления
к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной
задачи, ее понимание. Такие дети или ничего
не рисуют, или срисовывают у других сюжеты,
не имеющие отношения к данной теме. Чаще
всего это свойственно детям с задержкой
психического развития.
2. Соответствие заданной теме
говорит о наличии положительного отношения
к школе, при этом следует учитывать сюжет
рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель
с указкой, сидящие за партами ученики,
доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует
о высокой школьной мотивации учебной
активности ребенка, наличии у него познавательных
учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера
– школьное задание, ученики на перемене,
ученики с портфелями и т. п. Свойственны
детям с положительным отношением к школе,
но с большей направленностью на внешние
школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели
на школьном дворе, игровая комната, игрушки
и другие предметы, стоящие в классе (например,
телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны
детям с положительным отношением к школе,
но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки
детских рисунков при проведении обследования
целесообразно спросить ребенка, что он
изобразил, почему нарисовал тот или иной
предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам
детей можно судить не только об уровне
их учебной мотивации, об их отношении
к школе, но и выявить те стороны школьной
жизни, которые являются для ребенка наиболее
привлекательными
Анализ результатов по методике
проективного рисунка «Что мне нравится
в школе»
Даша К.
Рисунок соответствует заданной
теме, т.к. изображена типичная учебная
ситуация – учитель с указкой у доски.
Это свидетельствует о высокой школьной
мотивации учебной активности ребенка,
наличии у него познавательных учебных
мотивов.
Ксюша А.
Рисунок соответствует заданной
теме, но изображена ситуация неучебного
характера – доска и стол учителя. Это
говорит о положительном отношении к школе,
но с большой направленностью на внешние
школьные атрибуты.
Наташа М.
На рисунке изображён календарь
природы. Поэтому рисунок соответствует
заданной теме и имеет неучебный характер,
что свидетельствует о положительном
отношении к школе, но с большой направленностью
на внешние школьные атрибуты.
Ляля В.
Изобразила компьютер, который
стоит в кабинете. Это игровая ситуация,
рисунок соответствует теме. Это говорит
о положительном отношении к школе, но
с преобладанием игровой мотивации.
Стас К.
Рисунок соответствует заданной
теме и носит игровой характер – мальчик
на турниках. Свидетельствует о положительном
отношении к школе, но с преобладанием
игровой мотивации.
Максим Ф.
На рисунке изображена доска
– рисунок соответствует заданной теме
и имеет неучебный характер, что свидетельствует
о положительном отношении к школе, но
с большой направленностью на внешние
школьные атрибуты.
Ваня З.
Изображена типичная игровая
ситуация – качели. Это говорит о положительном
отношении к школе, но с преобладанием
игровой мотивации.
Сережа Т.
Изобразил себя на турниках
– это игровая ситуация. Рисунок говорит
о положительном отношении к школе, но
с преобладанием игровой мотивации.
Рудик Р.
Рисунок соответствует заданной
теме, но изображена ситуация неучебного
характера – доска, стол, дверь. Это говорит
о положительном отношении к школе, но
с большой направленностью на внешние
школьные атрибуты.
Андрей П.
Рисунок соответствует заданной
теме, т.к. изображена типичная учебная
ситуация – учитель с указкой у доски,
сидящие за партами ученики. Это свидетельствует
о высокой школьной мотивации, учебной
активности ребенка.
Результаты диагностики уровня
адаптации первоклассников к школе представлены
в приложении (приложение № 4).