Основы коррекционной и специальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 20:27, реферат

Описание работы

«Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какой-либо дефектности вообще и уж тем более не в силу моральной дефектности в частности, а, наоборот, по причин е сложности и богатства своей натуры: сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а с другой стороны – умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении».
В.Н. Сорока-Росинский

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Сущность коррекционно-педагогической деятельности………………….5
2. Норма и отклонение в развитии…..………………………………………...8
3. Индивидуальный подход в воспитании и обучении……….……………….10
4.Основные виды нарушений развития у ребенка.……………………………11
Список литературы...............................................................................................19

Файлы: 1 файл

коррекционная педаг. реферат.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

· Группа физических отклонений, прежде всего, связана со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем и др.). Отклонения в норме могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами. Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг (связан с затруднением деятельности), ограниченная возможность (ограничения в деятельности), инвалидность (недееспособность).

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

· Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одаренность детей.

· Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю или полную среднюю школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование. Однако есть дети, не получившие общего среднего образования.

· Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся (безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость и др.), располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.

Поэтому терапевтический аспект деятельности педагога направлен не столько на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения, сколько на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил.

В рамках коррекционно-развивающей деятельности известны следующие параметры нормы:

· социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

· индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития личности ребенка;

· предметная норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием (отражается в стандартах образования) и др.

Важно помнить, что конкретный ребенок – это уникальный неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушений развития личности конкретного ребенка.

 

3. Индивидуальный подход  в воспитании и обучении

 

Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания». Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид» есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

- знание и понимание детей;

- любовь к детям;

- основательный теоретический баланс;

- способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен, но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

 

4.Основные виды нарушений  развития у детей

 

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:

1) ошибками воспитания  или

2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной  системы.

Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Поэтому очень важно уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.

 

Гиперактивность у детей и способы педагогической коррекции

В современном мире большие масштабы приобрела проблема дошкольного синдрома дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. Именно это заболевание является частой причиной нарушений поведения и трудностей в обучении детей.

Проявления СДВ с гиперактивностью могут быть:

- нарушение внимания;

- признаки импульсивности и  гиперактивности;

- симптомы статико-моторной недостаточности;

- социальная дезадаптация.

Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро схватывают информацию, обладают неординарными способностями. Интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, - часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков. Память у таких детей может быть в норме, но из-за неустойчивости внимания наблюдаются пробелы в усвоенном материале. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные сигналы, не проявляет упорства ни во время НОД, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимый мультфильм.

Основные проявления СДВГ наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, безситуативна и обычно не управляема ни взрослым, ни сверстниками.

Целенаправленное моторное поведение менее активно, импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий, в несдержанности в словах, поступках и действиях, в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, не стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. У детей с СДВГ мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их. Сложно складываются отношения со взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они  постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Эти дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребёнку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы. Такие дети ведут себя фамильярно, плохо засыпают, едят медленно, всё роняя и разливая.

Важно! Что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отделяет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость. Эмоциональное развитие ребёнка отстаёт от нормальных показателей данной возрастной группы. Настроение быстро меняется, иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева.

Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным. Родителям, педагогам и психологам в воспитании детей с гиперактивностью и повышенной тревожностью следует руководствоваться следующими правилами:

  • Включение ребёнка в любую новую игру должно проходить поэтапно; лучше проводить игру на уже известном материале. Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребёнок играл неоднократно;
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
  • Не сравнивайте ребёнка с окружающими;
  • Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, как он есть;
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения по релаксации;
  • Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени;
  • Будьте во всём примером ребёнку;
  • Не предъявляйте к  ребёнку завышенных требований;
  • Будьте последовательны в воспитании ребёнка, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях;
  • Не унижайте ребёнка, наказывая его;
  • Обращаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него взрослых людей;

Информация о работе Основы коррекционной и специальной педагогики