Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:00, реферат
В настоящее время, благодаря информатизации и распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику такое новаторство как, медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.
Введение …………………………………..………………………………..…..….....3
Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние…..……....………………...………….….….5
Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания …………….………………………..……...….10
Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая
модернизации воспитания. ……………………………………………..………….15
Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера
в высшей профессиональной школе …………………………………..………….24
Выводы …………………………………………….…………………….………….31
Список литературы ………………………….…….……………………………….33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»
Аспирантура (заочное отделение)
Направление: экология (03.02.08). Курс 2
РЕФЕРАТ
Осетров Кирилл Александрович
ТЕМА: ОСНОВЫ МЕДИАВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Исламова З.И.
Уфа – 2013
Содержание
Введение …………………………………..………………………………..…
Глава I. Теоретико-методологический
подход к воспитанию: история становления,
современное состояние…..……....………………...………
Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания …………….………………………..……...….10
Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая
модернизации воспитания. ……………………………………………..………….15
Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера
в высшей профессиональной школе …………………………………..………….24
Выводы …………………………………………….…………………….………
Список литературы ………………………….…….……………………………….33
Введение
В настоящее время, благодаря информатизации и распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику такое новаторство как, медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.
Новые условия предполагают преодоление старых стереотипов, форм и методов воспитания, и это закономерно. Однако преодоление не значит уничтожение. Необходимо творческое переосмысление российского опыта, служащего продуктивной основой воспитания и сегодня. К сожалению, в настоящее время в культурных ценностях прогрессирует тенденция активного использования западных ориентиров. Вместе с тем известно, что исторические национальные ценности, формируясь на протяжении нескольких веков, не подлежат экспорту, будучи первоосновой воспитания. Искусство ощущает на себе кризисные явления даже в большей степени, чем экономика или политика, однако его союз с отечественной педагогической мыслью способен корректировать эти негативные факторы. Вышесказанное делает более масштабными проблемы воспитания в открытом социуме, и на основе интеграции педагогики и искусства можно наметить реальные пути действия.
Во все времена воспитание волновало умы прогрессивных мыслителей, многие из которых отмечали возможности искусства в этом процессе. Разработанные ранее пути формирования личности средствами искусства не подвергаются сомнению и в наши дни, однако современное переосмысление интеграции педагогики и искусства открывает качественно новые научные и образные решения.
В данном реферате изложены интеграционные процессы, которые позволяют, сохраняя традиционное понимание интеграции педагогики и искусства, раскрыть новые концептуальные грани проблемы, при этом опираясь на понимание искусства как высококлассного мастерства, творческой деятельности и сознания в широком социальном значении термина. В этой связи воспитание представляется как процесс ценностной коммуникации, культурной идентификации, творческой самореализации, социально-профессиональной активности и ответственности.
Сама интеграционная идея рассматривается в качественно новом единстве педагогики и искусства, которое придает воспитанию инновационный характер, инициирующий возникновение высокодинамичных воспитательных процессов. Процессы, приведённые в соответствие с новыми социальной действительностью и воспитательной ситуацией, позволяют осуществлять воспитание современными средствами с учетом заинтересованности молодежи.
Всё сказанное
в целом подтверждает необходимость
теоретико-методологического
Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние.
Интеграция
педагогики и искусства как гуманитарное
теоретическое понятие
Ретроспективный анализ подводит к выводу о приоритетных позициях и взглядах на идеальную личность в культурах и религиях, а также демонстрирует сходства и различия в направлении развития духовной, культуросообразной личности. Происходящие процессы соотносимы с результатами деятельности различных социальных институтов. При этом выдвигается предположение об историко-культурной преемственности социальных институтов в воспитательной функциональной ответственности перед обществом с опорой на возможности искусства. Такое предположение сделано на основе исторического экскурса о возникновении и развитии университетов как социальных институтов универсальных знаний, частично заменивших влияние на общество религиозных конфессий. Университет рассматривается как социальный институт, задающий и несущий ответственность за культурную парадигму обществу.
Историко-культурный анализ представлений о взаимосвязи воспитания и искусства отражен в абстрактной модели (рис. 1), где воспитание представлено как процесс абсолютного движения, непрерывного становления сознания и подсознания. Здесь идеал личности задается динамичными параметрами восхождения, в котором нет предела для совершенствования, поскольку высота идеала определяется самой личностью и устанавливается культурной средой, в которую помещены субъекты воспитания, главным из которых является сама личность.
Воспитание понимается нами как общественное явление, проецирующее на себя исторические и культурные процессы, происходящие в обществе. Это многогранный, многоуровневый, объемный процесс, в котором участвуют различные коллективные субъекты воспитания. Культура как совокупность личных, исторических, национальных и общечеловеческих ценностей служит реальной основой воспитательных идеалов и возможностей. Именно в университете возникает своеобразная культурная среда, за счет чего происходит формирование и развитие человека и, как следствие, культуры всего общества.
Абстрактная модель воспитания представляет собой идеальный объект, который отражает идею воспитания, лежащую в основе теории медиавоспитания, свернутую в абстрактном символическом изображении идеального исторического объекта воспитания в различных периодах, с его приоритетными направлениями.
– физическое воспитание (A), – духовно-эмоциональное (B),
– интеллектуальное (C).
Рис. 1. Абстрактная модель воспитания личности
Таким образом, воспитание представлено нами как организация эмоционально-когнитивного согласования между чувствами, мыслями, действиями в процессе постижения личностью абсолютных ценностей бытия.
Согласно исследованиям Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Л.Я. Хоронько и других ученых, модель воспитания личности основывается на культурологическом основании модернизации воспитания. В модели представлена тождественность воспитания и культуры, поскольку воспитание есть ее часть, процесс развития индивидуальной культуры личности, становление индивидуальной системы ценностей, на базе которых формируются жизненные смыслы каждой личности как «человека культуры», творца себя и культуры.
Культура субъектов
воспитания рассматривается как
взаимозависимый и
В абстрактной модели акцентируется внимание на воспитании как диалоге сознания и подсознания личности, расширяющихся в реальной и медиасреде. Университетская медиасреда рассматривается как ценностно-смысловая пространственно-временная реальность, результат согласованной деятельности организационно-управляемой воспитательной системы университета, обеспечивающей творческий процесс непосредственной активности личности, которая эмоционально и интеллектуально вступает в коммуникативное взаимодействие со всеми субъектами. При этом она, будучи объединением социально значимой информации, обладает уникальной спецификой сохраняться и постоянно наполняться, обогащать культурно-воспитательную среду университета, выстроенную на преемственности традиций и создающую условия рождения личных смыслов для студентов. Университетская медиасреда становится механизмом целевого и функционального назначения. Логический конструкт данного исследования выстроен на двух уровнях, соответствующих значению термина «искусство». Первый (высший) – духовно-сознательный, где искусство в интеграции с педагогикой представлено как умение, мастерство отражения действительности в творческих образах, порождаемых сознанием личности. Второй – материально-предметный, на котором анализируется интеграция педагогики и искусства, выступающий результатом самого дела, созданным творческой личностью либо креативным сообществом. Концептуализация позволила выйти на теоретический уровень моделирования процесса воспитания с учетом закономерностей самоорганизации внутреннего мира личности, совместной деятельности (студент, преподаватель) в реальной и медиасреде.
Визуальная
схема взаимовлияния видов
Отражение действительности в творческих образах
Рис.2. Взаимовлияние
видов искусств в разные исторические
периоды
Глава II. Ценностно-смысловые
и эмоциональные основы педагогики и искусства
в контексте воспитания
Личность как субъект жизнетворчества, смыслотворчества рассматривают Е.В. Бондаревская, В.В Сериков, А.В. Хуторской, А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум и многие другие исследователи, культивирующие субъективный подход к современному воспитанию. Субъект в педагогической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности в воспитании, как источник и результат активности личности. Человек объективно выступает в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах, важнейшее из которых – быть субъектом, т.е. инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности и нравственной деятельности. Поскольку меняющийся социум ставит личность в определенные ситуации, в том числе проблемные, от их разрешения и адаптации к ним зависит эмоциональный настрой личности, что соответствует эмоциональным характеристикам, которые можно использовать как критерии решения либо адаптации. Поэтому личность рассматривается нами и как субъект ценностно-эмоциональной основы воспитания.
Педагогика
и искусство – ценностно-
Интеграционное взаимодействие педагогики и искусства – это слияние знания, сознания и подсознания, условия для которого создаются в воспитательном процессе высшей школы. Интеграция осуществляется в воспитательной системе, состоящей из взаимосвязанных воспитательных пространств, включающих три компонента: сознание личности, окружающую реальность и медиасреду (рис. 3).