Основы медиавоспитания в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

В настоящее время, благодаря информатизации и распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику такое новаторство как, медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.

Содержание работы

Введение …………………………………..………………………………..…..….....3
Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние…..……....………………...………….….….5
Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания …………….………………………..……...….10
Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая
модернизации воспитания. ……………………………………………..………….15
Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера
в высшей профессиональной школе …………………………………..………….24
Выводы …………………………………………….…………………….………….31
Список литературы ………………………….…….……………………………….33

Файлы: 1 файл

Реферат Педагогика Осетров К.А..doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

 

 

                                                                                   

Аспирантура (заочное отделение)

Направление: экология (03.02.08). Курс 2

                                            

 

 

РЕФЕРАТ

 

Осетров Кирилл Александрович

 

ТЕМА: ОСНОВЫ МЕДИАВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Проверил: К.п.н., профессор

Исламова З.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2013

Содержание

 

Введение …………………………………..………………………………..…..….....3

Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние…..……....………………...………….….….5

Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания …………….………………………..……...….10

Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая

модернизации  воспитания. ……………………………………………..………….15

Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера

 в высшей  профессиональной школе …………………………………..………….24

Выводы …………………………………………….…………………….………….31

Список литературы ………………………….…….……………………………….33

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время, благодаря информатизации и  распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в  сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.

Поэтому укреплять  сознание молодежи надо не только используя  проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику такое новаторство как, медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.

Новые условия  предполагают преодоление старых стереотипов, форм и методов воспитания, и это  закономерно. Однако преодоление не значит уничтожение. Необходимо творческое переосмысление российского опыта, служащего продуктивной основой воспитания и сегодня. К сожалению, в настоящее время в культурных ценностях прогрессирует тенденция активного использования западных ориентиров. Вместе с тем известно, что исторические национальные ценности, формируясь на протяжении нескольких веков, не подлежат экспорту, будучи первоосновой воспитания. Искусство ощущает на себе кризисные явления даже в большей степени, чем экономика или политика, однако его союз с отечественной педагогической мыслью способен корректировать эти негативные факторы. Вышесказанное делает более масштабными проблемы воспитания в открытом социуме, и на основе интеграции педагогики и искусства можно наметить реальные пути действия.

Во все времена  воспитание волновало умы прогрессивных  мыслителей, многие из которых отмечали возможности искусства в этом процессе. Разработанные ранее пути формирования личности средствами искусства не подвергаются сомнению и в наши дни, однако современное переосмысление интеграции педагогики и искусства открывает качественно новые научные и образные решения.

В данном реферате изложены интеграционные процессы, которые позволяют, сохраняя традиционное понимание интеграции педагогики и искусства, раскрыть новые концептуальные грани проблемы, при этом опираясь на понимание искусства как высококлассного мастерства, творческой деятельности и сознания в широком социальном значении термина. В этой связи воспитание представляется как процесс ценностной коммуникации, культурной идентификации, творческой самореализации, социально-профессиональной активности и ответственности.

Сама интеграционная идея рассматривается в качественно  новом единстве педагогики и искусства, которое придает воспитанию инновационный  характер, инициирующий возникновение  высокодинамичных воспитательных процессов. Процессы, приведённые в соответствие с новыми социальной действительностью и воспитательной ситуацией, позволяют осуществлять воспитание современными средствами с учетом заинтересованности молодежи.

Всё сказанное  в целом подтверждает необходимость  теоретико-методологического обоснования перехода к методам и технологиям креативного воспитания на основе интеграции педагогики и искусства как наукоёмкого, продуктивного и организационно-управляемого процесса. Это соотносится с развитием творческого сознания на основе личностно-ориентированной теории культурологического типа, с медиавоспитанием как инновационной составляющей воспитательного процесса, что и является авторским вариантом осовременивания воспитания в высшей профессиональной школе.

 

Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние.

Интеграция  педагогики и искусства как гуманитарное теоретическое понятие формируется  благодаря взаимопроникновению  педагогической науки и искусства, анализу объективных функциональных основ искусства, представляемых в развитии идей воспитания средствами искусства в истории педагогики и общественной мысли. С учетом этого устанавливаются особенности использования средств искусства в воспитании подрастающих поколений со времен Древней Греции (Пифагор, Платон, Аристотель), эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, И. Гете, Ф. Шиллер, И. Кант) и до наших дней. Поскольку искусство имеет ценностную природу и исторически взаимосвязано с возможностями воспитания, выявляются различные функции воспитания в соответствии с каждым периодом: древние цивилизации – наслажденческая, умиротворяющая; Античность – мотивационная, концентрирующая; западноевропейское Средневековье – наставленческая, дисциплинирующая; эпоха Возрождения и Реформации – возвышающая, отвлекающая; европейское Новое время – гармонизирующая, моралистическая; период XIX – XX вв. – оздоровительная, очищающая, противоречивая. Для российской ментальности функции воспитания средствами искусства нами были определены для Древней Руси и Российской империи как традиционная, духовная; периода XIX – XX вв. – общественная, открытая, культуросообразная, идеологоподчиненная. Отмечается, что общественная русская мысль (Л.Толстой, Ф. Достоевский, И. Бецкой, К.Ушинский, П. Каптерев, В.Сухомлинский) подчеркивает невозможность воспитания без опоры на эмоциональную составляющую искусства, представляющую собой путь и средства формирования «высших нравственных идеалов», «гражданских чувств», «патриотизма», «связи между поколениями», «объединения людей» и т.д. С точки зрения преемственности позиций искусство в исследовании рассматривается как уникальная возможность воспитания личности. Язык искусства, в процессе которого происходит рождение личных чувств и эмоций, формирует понятие культурных смыслов. Таким образом, педагогику и искусство можно трактовать как интеграционное гуманитарно-воспитательное пространство.

Ретроспективный анализ подводит к выводу о приоритетных позициях и взглядах на идеальную личность в культурах и религиях, а также  демонстрирует сходства и различия в направлении развития духовной, культуросообразной личности. Происходящие процессы соотносимы с результатами деятельности различных социальных институтов. При этом выдвигается предположение об историко-культурной преемственности социальных институтов в воспитательной функциональной ответственности перед обществом с опорой на возможности искусства. Такое предположение сделано на основе исторического экскурса о возникновении и развитии университетов как социальных институтов универсальных знаний, частично заменивших влияние на общество религиозных конфессий. Университет рассматривается как социальный институт, задающий и несущий ответственность за культурную парадигму обществу.

Историко-культурный анализ представлений о взаимосвязи  воспитания и искусства отражен  в абстрактной модели (рис. 1), где воспитание представлено как процесс абсолютного движения, непрерывного становления сознания и подсознания. Здесь идеал личности задается динамичными параметрами восхождения, в котором нет предела для совершенствования, поскольку высота идеала определяется самой личностью и устанавливается культурной средой, в которую помещены субъекты воспитания, главным из которых является сама личность.

Воспитание понимается нами как общественное явление, проецирующее на себя исторические и культурные процессы, происходящие в обществе. Это многогранный, многоуровневый, объемный процесс, в котором участвуют различные коллективные субъекты воспитания. Культура как совокупность личных, исторических, национальных и общечеловеческих ценностей служит реальной основой воспитательных идеалов и возможностей. Именно в университете возникает своеобразная культурная среда, за счет чего происходит формирование и развитие человека и, как следствие, культуры всего общества.

Абстрактная модель воспитания представляет собой идеальный объект, который отражает идею воспитания, лежащую в основе теории медиавоспитания, свернутую в абстрактном символическом изображении идеального исторического объекта воспитания в различных периодах, с его приоритетными направлениями.

 – физическое воспитание (A),        – духовно-эмоциональное (B),    


– интеллектуальное (C).

Рис. 1. Абстрактная  модель воспитания личности

Таким образом, воспитание представлено нами как организация  эмоционально-когнитивного согласования между чувствами, мыслями, действиями в процессе постижения личностью абсолютных ценностей бытия.

Согласно исследованиям  Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Л.Я. Хоронько и других ученых, модель воспитания личности основывается на культурологическом основании модернизации воспитания. В модели представлена тождественность воспитания и культуры, поскольку воспитание есть ее часть, процесс развития индивидуальной культуры личности, становление индивидуальной системы ценностей, на базе которых формируются жизненные смыслы каждой личности как «человека культуры», творца себя и культуры.

Культура субъектов  воспитания рассматривается как  взаимозависимый и взаимовлияющий фактор воспитательного процесса.

В абстрактной  модели акцентируется внимание на воспитании как диалоге сознания и подсознания личности, расширяющихся в реальной и медиасреде. Университетская медиасреда рассматривается как ценностно-смысловая пространственно-временная реальность, результат согласованной деятельности организационно-управляемой воспитательной системы университета, обеспечивающей творческий процесс непосредственной активности личности, которая эмоционально и интеллектуально вступает в коммуникативное взаимодействие со всеми субъектами. При этом она, будучи объединением социально значимой информации, обладает уникальной спецификой сохраняться и постоянно наполняться, обогащать культурно-воспитательную среду университета, выстроенную на преемственности традиций и создающую условия рождения личных смыслов для студентов. Университетская медиасреда становится механизмом целевого и функционального назначения. Логический конструкт данного исследования выстроен на двух уровнях, соответствующих значению термина «искусство». Первый (высший) – духовно-сознательный, где искусство в интеграции с педагогикой представлено как умение, мастерство отражения действительности в творческих образах, порождаемых сознанием личности. Второй – материально-предметный, на котором анализируется интеграция педагогики и искусства, выступающий результатом самого дела, созданным творческой личностью либо креативным сообществом. Концептуализация позволила выйти на теоретический уровень моделирования процесса воспитания с учетом закономерностей самоорганизации внутреннего мира личности, совместной деятельности (студент, преподаватель) в реальной и медиасреде.

Визуальная  схема взаимовлияния видов искусств в различные исторические периоды  на верхнем уровне показывает современную  техническую интерпретацию видов  искусства, что подтверждает необходимость  изучения именно последнего слоя, который обозначен нами как креативно-мультимедийный (рис. 2).

Отражение действительности в творческих образах

Рис.2. Взаимовлияние  видов искусств в разные исторические периоды 
Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания

Личность как  субъект жизнетворчества, смыслотворчества рассматривают Е.В. Бондаревская, В.В  Сериков, А.В. Хуторской, А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум и многие другие исследователи, культивирующие субъективный подход к современному воспитанию. Субъект в педагогической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности в воспитании, как источник и результат активности личности. Человек объективно выступает в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах, важнейшее из которых – быть субъектом, т.е. инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности и нравственной деятельности. Поскольку меняющийся социум ставит личность в определенные ситуации, в том числе проблемные, от их разрешения и адаптации к ним зависит эмоциональный настрой личности, что соответствует эмоциональным характеристикам, которые можно использовать как критерии решения либо адаптации. Поэтому личность рассматривается нами и как субъект ценностно-эмоциональной основы воспитания.

Педагогика  и искусство – ценностно-смысловые  и эмоционально-чувственные понятия  – исследуются как процессы интеграции знания, сознания, подсознания. Так, воспитание представляет собой субъектный процесс, имеющий ценностно-эмоциональные основы. И поскольку ценностно-смысловая, эмоционально-чувственная характеристика личностного знания, сознания и подсознания рассматривается нами как воспитательная категория, что следует из традиций советской и российской педагогической мысли, истинное воспитание – это всегда работа с сознанием и подсознанием. Теоретико-прикладным путем зафиксирована взаимозависимость и взаимообусловленность ценностно-смысловых и эмоционально-чувственных характеристик личности, органично вытекающих из исследований И.В. Абакумовой, В.А. Кан-Калика, И.А. Зязюна и др.

Интеграционное  взаимодействие педагогики и искусства  – это слияние знания, сознания и подсознания, условия для которого создаются в воспитательном процессе высшей школы. Интеграция осуществляется в воспитательной системе, состоящей из взаимосвязанных воспитательных пространств, включающих три компонента: сознание личности, окружающую реальность и медиасреду (рис. 3).

Информация о работе Основы медиавоспитания в вузе