Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:00, реферат
В настоящее время, благодаря информатизации и распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику такое новаторство как, медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.
Введение …………………………………..………………………………..…..….....3
Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние…..……....………………...………….….….5
Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания …………….………………………..……...….10
Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая
модернизации воспитания. ……………………………………………..………….15
Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера
в высшей профессиональной школе …………………………………..………….24
Выводы …………………………………………….…………………….………….31
Список литературы ………………………….…….……………………………….33
Рис. 3. Графическая модель взаимодействия знания, сознания и подсознания личности с искусством и педагогикой
В модели заложено доказательство построения процесса воспитания личности, зависящего от развития эмоционально-чувственного подсознания в единстве с рациональными научными знаниями. Согласно: личностно-ориентированной теории воспитания Е.В. Бондаревской, теории интеграции А.Я. Данилюка (методологические аспекты), теории духовного воспитания Т.И. Власовой, теоретическим позициям Р.М. Чумичевой, Н.К. Карповой (содержательные аспекты) - наряду с интеллектуальными знаниями следует учитывать эмоциональное, чувственное восприятие объекта.
Духовность человека как светское понятие означает сочетание прошлого опыта, установок и традиций, сопровождающих жизнь личности. Методологические позиции позволили произвести совмещение категорий ценностей, смыслов, эмоций, работа с которыми раскрыла конструктивные возможности модернизационных процессов воспитания ценностей через призму эмоций личности. Механизмы воспитания в процессе ее самоопределения в мире объективных ценностей и обретения на их основе личных смыслов действуют динамичным чувственно-эмоциональным путем, включая все уровни феноменологической проявленности: интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной.
Эмоциональное
восприятие сущностного содержания
современного искусства рассматривается
в контексте отражения
Информационная
среда недопустимо
На сегодняшний день меняются мироощущение в молодежном сознании, представления об искусстве и средствах художественной выразительности. Такие изменения закономерны, они вытекают из понимания искусства как общественного явления в духовной жизни общества и индивида (В.С. Библер, Г. Гегель, А.С. Лосев), подтверждения черпаются нами из теорий эстетического освоения мира (М.С. Каган), общей теории культуры о проблемах сущности и смыслах (Н.А. Бердяев). На основании этого концептуальное единство педагогики и искусства представлено как диалог сознания с подсознанием, который определяет меру понимания и принятия личной позиции в интенсивности самоизменения и саморазвития.
Творчество как способ реализации ценностно-эмоциональных устремлений личности в креативном процессе воспитания. Анализ состояния респондентов (зрителей, слушателей, читателей) как сотворцов сознания авторов произведений и собственного опыта, знания, позволяет рассматривать сотворчество и творчество как научные понятия, укрупняя научные позиции И.Д. Аванесян, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина ценностно-эмоциональными компонентами творчества.
Логика научно-педагогического проектирования предопределила выделение взаимосвязи сущностных противоречий творчества студентов и компонентов личностной и педагогической деятельности. Это позволило определить условный спектр творческого «Я» личности, к секторам которого отнесены чувственное восприятие, эмоциональность, наблюдательность, воображение, внимание, стремление к красоте, любознательность, независимость, смысловые ориентиры, самореализация, способность к самообразованию, энтузиазм, целеустремленность, трудолюбие, объем знаний. Примечательно, что механизм творчества распространяется на профессиональную деятельность, расширяя ее спектр категориями гражданственности, патриотизма, социальной ответственности, толерантности, бережливости, верности долгу, честности, стабильности, порядка и дисциплины. Социологические характеристики спектра «творческого «Я» вытекают из социальных функций искусства, из пограничных форм творческой деятельности, раскрытых нами на основе педагогических, психологических, экономических и других исследований. Творчество как процесс создания нового рассматривается нами как социально значимое явление, смысл которого заключается в качественном развитии общества. Социально значимое творчество в воспитательном процессе высшей школы сконцентрировано в модели общественного сознания молодежи, в которой отражена взаимозависимость социально-исторической ситуации, общественных традиций, ценностных ориентиров, общественной направленности.
Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая модернизации воспитания.
В каждой культуре есть свой
продуктивный опыт модернизационных реформ.
В России они должны проводиться с учетом
особенностей национальной культуры,
опыта и традиций, внутреннего потенциала
универсума. Университет понимается нами
как концентрация научной мысли, опыта
и культуры профессорско-
1 – культура 2 – традиции 3 – опыт 4 – преобразования 5 – административный ресурс 6 – контроль 7– инициатива 8 – самоактуализация 9 – ответственность 10 – интеллектуальный потенциал 11 – профессионализм 12 – диалог |
Рис.4. Модернизация воспитания в высшей школе как культурно-исторический феномен
Инновационный поиск модернизации воспитания приводит к необходимости исследования медиапространства как инновационного воспитательного пространства, принимая во внимание, что, с одной стороны, это логическое продолжение интеграции видов искусств на современном этапе посредством технического сопровождения воспитательного процесса (см. рис. 1), а с другой – стремление молодежи к инновационным медиатехнологиям.
Интеграция (от лат. integration – восстановление, восполнение) педагогики и искусства, согласно теории медиавоспитания, есть процесс и результат создания единого, цельного медиавоспитательного процесса в трехмерном пространстве: сознания, реальности, медиа, а также совмещения языков научной рациональности и образного языка искусства. В медиавоспитании студент признается в качестве субъекта воспитательного процесса, поэтому ему передается часть функций по постановке промежуточных целей, организации воспитательного содержания, выбору методов.
Медиавоспитание (от лат. media – средства: фото, кино, радио, печать, ТВ, системы Интернет, мобильные коммуникации и т.п.) – направление в педагогической теории и практике, ориентированное на преодоление противоречия между общечеловеческими ценностями и личными смыслами, выраженными совокупностью медиасредств. Это отражение действительности в творческом сознании личности с использованием аудиовизуальных технологий: видеоизображения, анимации, текстов, звуковых рядов, графики, шумовых эффектов и т.д. Модернизация при этом осуществляется насыщением медиапроцессов ценностями воспитания, которые способны интерпретировать и моделировать пространственно-временную реальность.
Медиавоспитание основано на применении медиасредств, создающих пространство, наполненное художественными образами, ценностной информацией, фактами реальных событий, пробуждающих творческое состояние и смысловые переживания в процессе воспитания. Но поскольку термин «медиа» (размышление, равенство, посредничество) используется нами в широком смысле, то продуктивность инновационных процессов проявляется в концентрированном единстве воспитательных пространств, к которым относятся: сознание личности (мысленный мир человека); пространство реального действия (деятельно-видимый мир человека); виртуальное пространство объективного мира (мир вне человека). Истоком медиавоспитания служит интеграция педагогики и искусства.
Согласно теории личностно-ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская) - цель воспитания определяется не просто как формирование заданных извне свойств, а как раскрытие и поддержание личностного потенциала, духовных и моральных возможностей личности, включение ее в процессы смыслотворчества, саморазвития. Вуз представляет собой форму воспроизводства культурных норм, ценностей и идей, что напрямую соотносится с необходимостью создания университетской медиасреды. На этой основе вуз вступает в диалог с молодым человеком, разворачивая взаимосозидательную совместную деятельность. Вследствие этого у студента появляется потребность в духовном самоопределении, осознании своего предназначения, своего призвания, выборе личностной стратегии развития, подготовке к самореализации в социальном пространстве, исходя из творческого личного опыта и общей ситуации. Примечательно, что в коллективных исследованиях (Г.П. Богомолова, Е.В. Бондаревская, Л.И. Ушакова) приводится ценностно-мировоззренческий компонент, в основу которого положены ценности культуры. Авторы разделяют их на ценности нравственной культуры: Жизнь, Человек, Личность, Семья, Любовь, Добро, Милосердие; ценности духовной культуры: Истина, Добро, Совесть, Счастье, Самосознание, Мировоззрение; ценности гражданской культуры: Мир, Отечество, Свобода, Патриотизм, Права человека; ценности интеллектуальной культуры: Познание, Эрудиция, Творчество, Интересы, Способности; ценности эстетической культуры: Красота, Добро, Творчество, Любовь; ценности экологической культуры: Здоровье, Природа, Здоровый образ жизни, Единение человека и природы. Расширяя теоретические позиции ценностного компонента, рассмотренные вышеназванными авторами, мы в основу ценностей культуры, в дополнение к приведенным, закладываем ценности социальной культуры: Ответственность, Надежность, Демократичность, Справедливость, Равенство возможностей; ценности профессиональной культуры: Труд, Дисциплина, Качество, Корпоративность; ценности коммуникативной культуры: Диалог, Честность, Вера, Взаимопонимание, Искренность, Братство. Что касается ценностей медиакультуры, то они заключаются не столько в содержании медиа, которое включает в себя все вышеназванные компоненты, сколько в уникальности медиапроцессов как феномена воспитательных возможностей. В связи с этим под целью медиавоспитания подразумевается ценность самой цели, которая имеет ряд бесконечно расширяющихся медиаресурсами компонентов.
Цель воспитания в личностно-ориентированной теории – это целостный человек культуры, ядром личности которого является субъектность. Именно она обеспечивает «единство и меру» свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.
Таким образом, целью медиавоспитания на основе личностно-ориентированной теории воспитания является раскрытие и поддержка духовных и моральных возможностей творческого восхождения личности в медиапространствах (внутренних и внешних); формирование потребности к творческому ценностно-смысловому и эмоциональному самовыражению с помощью медиа; оказание научно-педагогической помощи в становлении проекта субъективной ценности целей, сопровождение и целеполагание в медиапроцессах; активное освоение медиапространств в аспекте воспитательных возможностей; вовлечение в процессы жизнетворчества, ценностного смысла, эмоционального равновесия, социального профессионализма, толерантной коммуникации и развития личности медиасредствами; организация и использование креативных систем, обогащающих медиапространства.
Приоритетными принципами основы теории медиавоспитания являются единство науки и практики, наглядность, субъектность в творческой деятельности. Они направлены на реализацию социальных функций искусства. Воспитательная система в теории медиавоспитания – это организация воспитательного процесса в трехмерном пространстве (сознание, реальность, медиа), создающая целостный фрагмент культурной реальности и обеспечивающая развитие сознания личности, заинтересованной в деятельностно-творческом участии, проявлении культуры и воспроизводстве ее в реальной и медиасреде. Принцип наглядности воспитания определяет особую форму организации системы, в которой параллельно информационному вербальному либо визуальному описанию объекта осуществляется его образное представление, способствующее проектированию воспитательного пространства и воспитательной среды, самопроектированию личности.
Актуальность
задач медиавоспитательной