Основы медиавоспитания в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

В настоящее время, благодаря информатизации и распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику такое новаторство как, медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.

Содержание работы

Введение …………………………………..………………………………..…..….....3
Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние…..……....………………...………….….….5
Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания …………….………………………..……...….10
Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая
модернизации воспитания. ……………………………………………..………….15
Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера
в высшей профессиональной школе …………………………………..………….24
Выводы …………………………………………….…………………….………….31
Список литературы ………………………….…….……………………………….33

Файлы: 1 файл

Реферат Педагогика Осетров К.А..doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Графическая  модель взаимодействия знания, сознания и подсознания личности с искусством и педагогикой

 

В модели заложено доказательство построения процесса воспитания личности, зависящего от развития эмоционально-чувственного подсознания в единстве с рациональными научными знаниями. Согласно: личностно-ориентированной теории воспитания Е.В. Бондаревской, теории интеграции А.Я. Данилюка (методологические аспекты), теории духовного воспитания Т.И. Власовой, теоретическим позициям Р.М. Чумичевой, Н.К. Карповой (содержательные аспекты) - наряду с интеллектуальными знаниями следует учитывать эмоциональное, чувственное восприятие объекта.

Духовность  человека как светское понятие означает сочетание прошлого опыта, установок и традиций, сопровождающих жизнь личности. Методологические позиции позволили произвести совмещение категорий ценностей, смыслов, эмоций, работа с которыми раскрыла конструктивные возможности модернизационных процессов воспитания ценностей через призму эмоций личности. Механизмы воспитания в процессе ее самоопределения в мире объективных ценностей и обретения на их основе личных смыслов действуют динамичным чувственно-эмоциональным путем, включая все уровни феноменологической проявленности: интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной.

Эмоциональное восприятие сущностного содержания современного искусства рассматривается  в контексте отражения кризисных  явлений в интеграции искусства  и педагогики. К сожалению, современное  искусство не лишено пошлости, сосредоточено на сексе, убийствах, ужасах, оказывающих негативное воздействие на человека. Классическую литературу вытесняют детективы и комиксы, сложные изобразительные и музыкальные произведения – примитивные новоделы. Довольно сомнительны молодежные притязания в этой сфере, а именно: боди-арт, то же рисование, только на теле, граффити – красочный рисунок или короткая надпись на стене, причем там, где их не должно быть; пирсинговые украшения (проколотые губы, пупки и т.п.); рэп – речитатив под музыку.

 Информационная  среда недопустимо переполняется  рекламной продукцией сомнительного  толка (приглашениями молодежи  на шоу непонятного содержания, интерактивными презентациями для  приобретения «чего попало», многочисленными  «спамами», приходящими на адрес как университета, так и на личные электронные адреса студентов). Все это разрушает социокультурную среду в целом. Таким образом, формировавшиеся веками ценности, отраженные в искусстве в неизменном ценностном аспекте, имеют тенденцию к переменам, и необходимость укрепления сберегающей функции педагогики в интеграционном единстве с искусством является бесспорным фактом.

На сегодняшний  день меняются мироощущение в молодежном сознании, представления об искусстве и средствах художественной выразительности. Такие изменения закономерны, они вытекают из понимания искусства как общественного явления в духовной жизни общества и индивида (В.С. Библер, Г. Гегель, А.С. Лосев), подтверждения черпаются нами из теорий эстетического освоения мира (М.С. Каган), общей теории культуры о проблемах сущности и смыслах (Н.А. Бердяев). На основании этого концептуальное единство педагогики и искусства представлено как диалог сознания с подсознанием, который определяет меру понимания и принятия личной позиции в интенсивности самоизменения и саморазвития.

Творчество  как способ реализации ценностно-эмоциональных  устремлений личности в креативном процессе воспитания. Анализ состояния  респондентов (зрителей, слушателей, читателей) как сотворцов сознания авторов  произведений и собственного опыта, знания, позволяет рассматривать сотворчество и творчество как научные понятия, укрупняя научные позиции И.Д. Аванесян, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина ценностно-эмоциональными компонентами творчества.

Логика научно-педагогического проектирования предопределила выделение взаимосвязи сущностных противоречий творчества студентов и компонентов личностной и педагогической деятельности. Это позволило определить условный спектр творческого «Я» личности, к секторам которого отнесены чувственное восприятие, эмоциональность, наблюдательность, воображение, внимание, стремление к красоте, любознательность, независимость, смысловые ориентиры, самореализация, способность к самообразованию, энтузиазм, целеустремленность, трудолюбие, объем знаний. Примечательно, что механизм творчества распространяется на профессиональную деятельность, расширяя ее спектр категориями гражданственности, патриотизма, социальной ответственности, толерантности, бережливости, верности долгу, честности, стабильности, порядка и дисциплины. Социологические характеристики спектра «творческого «Я» вытекают из социальных функций искусства, из пограничных форм творческой деятельности, раскрытых нами на основе педагогических, психологических, экономических и других исследований. Творчество как процесс создания нового рассматривается нами как социально значимое явление, смысл которого заключается в качественном развитии общества. Социально значимое творчество в воспитательном процессе высшей школы сконцентрировано в модели общественного сознания молодежи, в которой отражена взаимозависимость социально-исторической ситуации, общественных традиций, ценностных ориентиров, общественной направленности.

 

Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая модернизации воспитания.

В каждой культуре есть свой продуктивный опыт модернизационных реформ. В России они должны проводиться с учетом особенностей национальной культуры, опыта и традиций, внутреннего потенциала универсума. Университет понимается нами как концентрация научной мысли, опыта и культуры профессорско-преподавательского корпуса; сосредоточение молодежи с наивысшим интеллектуальным устремлением; студенческо-аспирантский потенциал тяготения к преобразованиям и самоактуализации. Российское воспитание в высшей школе представляет собой культурно-исторический феномен с внутренним потенциалом преобразования (рис.4).

 

1 – культура

2 – традиции

3 – опыт

4 – преобразования

5 – административный  ресурс

6 – контроль

7– инициатива

8 – самоактуализация

9 – ответственность

10 – интеллектуальный потенциал

11 – профессионализм

12 – диалог





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Модернизация воспитания в высшей школе как культурно-исторический феномен

 

Инновационный поиск модернизации воспитания приводит к необходимости исследования медиапространства как инновационного воспитательного пространства, принимая во внимание, что, с одной стороны, это логическое продолжение интеграции видов искусств на современном этапе посредством технического сопровождения воспитательного процесса (см. рис. 1), а с другой – стремление молодежи к инновационным медиатехнологиям.

Интеграция (от лат. integration –  восстановление, восполнение) педагогики и искусства, согласно теории медиавоспитания, есть процесс и результат создания единого, цельного медиавоспитательного процесса в трехмерном пространстве: сознания, реальности, медиа, а также совмещения языков научной рациональности и образного языка искусства. В медиавоспитании студент признается в качестве субъекта воспитательного процесса, поэтому ему передается часть функций по постановке промежуточных целей, организации воспитательного содержания, выбору методов.

Медиавоспитание (от лат. media – средства: фото, кино, радио, печать, ТВ, системы Интернет, мобильные  коммуникации и т.п.) – направление  в педагогической теории и практике, ориентированное на преодоление противоречия между общечеловеческими ценностями и личными смыслами, выраженными совокупностью медиасредств. Это отражение действительности в творческом сознании личности с использованием аудиовизуальных технологий: видеоизображения, анимации, текстов, звуковых рядов, графики, шумовых эффектов и т.д. Модернизация при этом осуществляется насыщением медиапроцессов ценностями воспитания, которые способны интерпретировать и моделировать пространственно-временную реальность.

Медиавоспитание основано на применении медиасредств, создающих пространство, наполненное художественными образами, ценностной информацией, фактами реальных событий, пробуждающих творческое состояние и смысловые переживания в процессе воспитания. Но поскольку термин «медиа» (размышление, равенство, посредничество) используется нами в широком смысле, то продуктивность инновационных процессов проявляется в концентрированном единстве воспитательных пространств, к которым относятся: сознание личности (мысленный мир человека); пространство реального действия (деятельно-видимый мир человека); виртуальное пространство объективного мира (мир вне человека). Истоком медиавоспитания служит интеграция педагогики и искусства.

Согласно теории личностно-ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская) - цель воспитания определяется не просто как формирование заданных извне свойств, а как раскрытие и поддержание личностного потенциала, духовных и моральных возможностей личности, включение ее в процессы смыслотворчества, саморазвития. Вуз представляет собой форму воспроизводства культурных норм, ценностей и идей, что напрямую соотносится с необходимостью создания университетской медиасреды. На этой основе вуз вступает в диалог с молодым человеком, разворачивая взаимосозидательную совместную деятельность. Вследствие этого у студента появляется потребность в духовном самоопределении, осознании своего предназначения, своего призвания, выборе личностной стратегии развития, подготовке к самореализации в социальном пространстве, исходя из творческого личного опыта и общей ситуации. Примечательно, что в коллективных исследованиях (Г.П. Богомолова, Е.В. Бондаревская, Л.И. Ушакова) приводится ценностно-мировоззренческий компонент, в основу которого положены ценности культуры. Авторы разделяют их на ценности нравственной культуры: Жизнь, Человек, Личность, Семья, Любовь, Добро, Милосердие; ценности духовной культуры: Истина, Добро, Совесть, Счастье, Самосознание, Мировоззрение; ценности гражданской культуры: Мир, Отечество, Свобода, Патриотизм, Права человека; ценности интеллектуальной культуры: Познание, Эрудиция, Творчество, Интересы, Способности; ценности эстетической культуры: Красота, Добро, Творчество, Любовь; ценности экологической культуры: Здоровье, Природа, Здоровый образ жизни, Единение человека и природы. Расширяя теоретические позиции ценностного компонента, рассмотренные вышеназванными авторами, мы в основу ценностей культуры, в дополнение к приведенным, закладываем ценности социальной культуры: Ответственность, Надежность, Демократичность, Справедливость, Равенство возможностей; ценности профессиональной культуры: Труд, Дисциплина, Качество, Корпоративность; ценности коммуникативной культуры: Диалог, Честность, Вера, Взаимопонимание, Искренность, Братство. Что касается ценностей медиакультуры, то они заключаются не столько в содержании медиа, которое включает в себя все вышеназванные компоненты, сколько в уникальности медиапроцессов как феномена воспитательных возможностей. В связи с этим под целью медиавоспитания подразумевается ценность самой цели, которая имеет ряд бесконечно расширяющихся медиаресурсами компонентов.

Цель воспитания в личностно-ориентированной теории – это целостный человек культуры, ядром личности которого является субъектность. Именно она обеспечивает «единство и меру» свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

Таким образом, целью медиавоспитания на основе личностно-ориентированной теории воспитания является раскрытие и поддержка духовных и моральных возможностей творческого восхождения личности в медиапространствах (внутренних и внешних); формирование потребности к творческому ценностно-смысловому и эмоциональному самовыражению с помощью медиа; оказание научно-педагогической помощи в становлении проекта субъективной ценности целей, сопровождение и целеполагание в медиапроцессах; активное освоение медиапространств в аспекте воспитательных возможностей; вовлечение в процессы жизнетворчества, ценностного смысла, эмоционального равновесия, социального профессионализма, толерантной коммуникации и развития личности медиасредствами; организация и использование креативных систем, обогащающих медиапространства.

Приоритетными принципами основы теории медиавоспитания являются единство науки и практики, наглядность, субъектность в творческой деятельности. Они направлены на реализацию социальных функций искусства. Воспитательная система в теории медиавоспитания – это организация воспитательного процесса в трехмерном пространстве (сознание, реальность, медиа), создающая целостный фрагмент культурной реальности и обеспечивающая развитие сознания личности, заинтересованной в деятельностно-творческом участии, проявлении культуры и воспроизводстве ее в реальной и медиасреде. Принцип наглядности воспитания определяет особую форму организации системы, в которой параллельно информационному вербальному либо визуальному описанию объекта осуществляется его образное представление, способствующее проектированию воспитательного пространства и воспитательной среды, самопроектированию личности.

Актуальность  задач медиавоспитательной деятельности заключается в том, что ценностное значение цели, выбранной студентом, преподавателем, административно-управленческой группой, предполагает позитивные изменения в мировоззрении, взглядах, мотивах, реальных действиях, общении и поведении личности. Можно выделить три группы медиавоспитательных задач. Первая связана с формированием общечеловеческих ценностей, гуманистических мировоззренческих и эстетических позиций, вторая – с развитием потребностей и мотивов поведения, а третья – с созданием организации и управлением процессами для реализации этих мотивов и стимулированием нравственно одобряемых поступков в поведении, общении, отношении.

Информация о работе Основы медиавоспитания в вузе