Основы медиавоспитания в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

В настоящее время, благодаря информатизации и распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику такое новаторство как, медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.

Содержание работы

Введение …………………………………..………………………………..…..….....3
Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние…..……....………………...………….….….5
Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания …………….………………………..……...….10
Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая
модернизации воспитания. ……………………………………………..………….15
Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера
в высшей профессиональной школе …………………………………..………….24
Выводы …………………………………………….…………………….………….31
Список литературы ………………………….…….……………………………….33

Файлы: 1 файл

Реферат Педагогика Осетров К.А..doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Ценностные  доминанты приходят к устойчивой структуре, влияющей на личностные смыслы в медиавоспитательном процессе.

В базовые процессы медиавоспитания заложено движение в границах теории медиавоспитания, соответствующее первоначальному отражению культурного контекста в сознании личности. Общая цель совместных процессов в трехмерном пространстве выстраивается на проблемной основе (юбилей вуза, государственный праздник, профилактика антисоциального поведения студентов и т.д.), однако процесс организуется по проблемно-хронологическому принципу в его обширных временных границах, включающих несколько студенческих поколений. Таким образом, воспроизводится определенная культурная эпоха. Это обусловлено опорой на философское определение национальной идеи как соборности, общинности, которое расширяет медиавоспитание не только по горизонтали, но и по вертикали, объединяя культуру поколений общей сверхзадачей.

Для решения  задач личностного роста в  медиавоспитании основными направлениями  выступают социопрофессиональная ориентация, ценностно-смысловая коммуникация, культурная идентификация, деятельность жизнетворчества.

Таким образом, пространство медиавоспитания –  это пространство, не ограниченное видимыми пределами, основанное на применении медиасредств, создающих реальный или виртуальный мир, наполненный художественными ценностями, эмоциями и образами, пробуждающими творческие состояния и смысловые переживания в процессе воспитания. Под воспитательным пространством в высшей школе понимается взаимодействие процессов (сознания, мира реальных действий, медиа), наполненных ценностно-смысловой и эмоциональной коммуникацией в социопрофессиональном контексте. Воспитательное пространство включает в себя креативный результат усилий субъектов, направленных на динамику творческих преобразований, способных изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих определенные ценности, традиции, отношения, нормы, правила и символы в сферах жизнедеятельности университетского коллектива. При этом совокупность воспитательных пространств образует взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс духовных, материально-предметных, медиа- и других пространств, сопряженный с воспитательными процессами.

Анализ виртуальных  реальностей показывает, что в  сфере человеческой деятельности возникают угрозы, связанные с возможностями манипулирования сознанием людей, излишним привыканием к виртуальному миру, смешиванием критериев истины, относящихся к разным реальностям, подменой действительности и др. Однако большинство воздействий, состояний и событий, достигаемых в виртуальных реальностях, могут быть реализованы и в обычных символических реальностях – произведениях искусства, психо- и эзотерических техниках, идеологических системах, где педагогическая мысль активно реализует свои возможности.

Целенаправленно созданная виртуальная медиасреда выполняет воспитательные функции. Медиасреда высшей школы – это  ограниченное пространство, объединяющее специально организованные и управляемые  процессы. В их задачу входит культивирование традиций и символики университета, положительного опыта жизнетворчества студентов и преподавателей и т.д.

Мы живем  в эпоху, когда принципиально  меняются задачи и методы, технологии и условия систем воспитания. Медиавоспитание играет все более важную роль в становлении «образа человека культуры». В ходе исследования нами установлено, что тенденции влияния медиа на сознание студентов имеют значительную динамику, занимают приоритетные позиции во времязатратах современного студенчества и оторваны от обсуждения, влияния и контроля со стороны преподавателей и родителей, т.е. предыдущего поколения. Медиатехнологии являются инновационным направлением в учебно-воспитательной среде вуза, обладая особой привлекательностью для студенческой молодежи.

Современные технологии медиавоспитания как новые тенденции и условия воспитательного процесса. Под его многоступенчатыми технологиями понимается многомерность интегрированных технологических процессов, одновременно присутствующих в различных пространствах (сознании, реальной действительности и виртуальных медиасредах, окружающих личность); развитие воспитательных пространств средствами интеграции педагогики и искусства (на высших духовно-сознательном и материально-предметном уровнях); креативность характера модернизации организационно-управленческой системы высшей школы.

Поскольку совокупность технологий различных воспитательных пространств подчинена единой задаче, в восприятии воспитательного процесса личностью удваиваются контуры  психологического пространства и «бытия»  в медиаресурсе, сопровождающем данный процесс.

Нестандартность многоступенчатой технологии заключается  в:

  • вынесении учебно-воспитательного процесса за рамки аудитории – профессиональные экскурсии, профессионально-туристические поездки, погружение в лекционную тему разнообразными методами: стенная газета, коллективный интернет-сайт и т.д.;
  • концентрации достижения результата в интеграционном единстве проведения процесса с внеаудиторными мероприятиями и активном применении таковых в университетской медиасреде;

- объединении методов и технологий различных пространств в единой задаче общего воспитательного процесса

На практике предложенный процесс может быть реализован, например, в виде университетских  медиастендов, где на плоском телевизионном  мониторе DVD-проигрыватель в режиме слайд-шоу освещает конкретную проблему с информационной, юридической, шуточной стороны: «Кого будем штрафовать за порчу имущества?», «Жевать и слушать лекцию – одно удовольствие» и т.д. Конкурсные видеоматериалы, отснятые на телефонные и цифровые камеры, входят также в университетские «Вести» (еженедельная телепередача отмечена областным дипломом I степени) и т.п.

 

Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера в высшей профессиональной школе

Ценностно-коммуникативный  процесс как ключевой конструкт обновления содержания воспитания в высшей профессиональной школе. В современной молодежной среде проверенные веками ценности, представленные в инновационных взаимосвязях и влияниях, звучат как «революционные» акты, принимаемые ею в качестве основы личностно пережитого опыта. Нами предпринята попытка разработать идею ключевого конструкта обновления воспитательного процесса в высшей профессиональной школе на базе ценностно-коммуникативного подхода к содержанию воспитания (рис. 5.).          

                                        

 Рис. 5. Ключевой конструкт содержания воспитания: Л – личность, С2 – семья, К – коллектив, В – высшая школа, С1 – социум, Г – государство

 

В данном конструкте выражена основная суть идеи. Важно отметить, что семья трактуется нами в широком понятии, поскольку при расширении конструкта для каждой отдельной личности учитываются различные связи с родственниками (братья, сестры, родители и т.д.), как правило, это кровные связи. Под коллективом мы понимаем коллег по работе, одноклассников, друзей, приятелей по кругу интересов, соседей и т.д., чаще всего они объединены по территориальному признаку. Вуз также рассматривается как отдельное звено в конструкте, так как наше внимание в первую очередь обращено на процесс воспитания в высшей школе. Сюда относятся преподаватели, сотрудники, служащие структурных подразделений, студенты и т.д., с большой долей условности объединенные по профессиональному признаку. Социум трактуется как объединение людей по национальному, конфессиональному или расовому признаку. Государство рассматривается как политическое, нормативно-правовое, экономическое объединение, хотя мы понимаем, что это также территориальное и межнациональное объединение людей.

Основная идея воспитания личности (гражданское, патриотическое, культурное, нравственное, этическое и.т.п.) в данном конструкте заключается в следующем – ценностно-коммуникативные связи, по нашему убеждению, создают устойчивую систему воспитания. Их нарушение влечет за собой неустойчивость конструкта. Следовательно, если предположить, что ценностно-коммуникативные связи в семье (С2) прерываются либо ослабевают, то система становится уязвимой. Таким образом, ценностная коммуникация понимается нами как необходимый элемент в медиавоспитании, как стабилизирующий фактор воспитания личности, семьи, коллектива, высшей школы, социума, государства. Ценностная коммуникация выступает не просто связующим звеном, а центральным ответственным элементом обновления содержания воспитания как медиакультурного феномена в целом. В созданной высокоинформационной медиасреде вуза процесс формирования личности базируется на принципиально новом виде коммуникации, где приоритетными являются ценностно-смысловые связи. Например, электронная рассылка студентам и преподавателям сопровождается мелодией университетского гимна, изображением эмблемы вуза, информацией о победах и успехах, предстоящих планах и событиях университетской жизни.

В качестве второго  подхода нами используется деятельностно-творческий подход как основа организации креативного воспитательного процесса в высшей школе. За основу взято создание педагогической подсистемы: творческая деятельность педагога в воспитании, творческая деятельность воспитательного учреждения, личная творческая деятельность студента. Традиционная деятельность лежит в основе воспитательной системы: сохранены институты кураторов, отечественный опыт студенческого самоуправления, внеаудиторные формы воспитательной работы, однако в творчески переосмысленной деятельности кураторов групп, например, существует и более высокая ступень деятельности – куратор университетского проекта. Многолетняя работа объединена результатом, зафиксированным на медианосителях (пленки, диски, снимки и т.д.), которые презентуются новым студентам, подхватывающим проект. Подключаясь к проекту с новой группой, молодой куратор может реально просмотреть «шаги по планете» своих предшественников на пленке и начать накапливать свои видео- и аудиоматериалы, отражающие экскурсии, знакомства со знаменитыми выпускниками и т.д. В рамках экспериментального проекта факультет на выпускном вечере дарит студентам архивный материал в виде факультетского фильма. В результате формируется и регулярно обновляется медиасреда вуза как прикладная творческая деятельность, постоянно расширяющаяся во времени и корректируемая интересами студентов и преподавателей. Таким образом организуется Музей научной и культурной славы университета, ставший открытой для пополнения системой.

Медиа содержит неограниченные возможности для  экспериментальной работы в качестве деятельностного аспекта воспитания (сюжеты, литературные тексты, графические образы, художественные формы, звуковые и живописные реалии), создающие в свою очередь атмосферу творческого проявления личности, деятельности сознания и подсознания. Сформированные деятельностно-творческим подходом структуры потребностей в медиавоспитании актуализируют ценности и жизненные смыслы личности. В медиа наглядно отображается деятельность и культура учреждения в целом, закладывается не только сообщение, но и личностное творческое открытие, на подсознательном уровне отражающее сверхзадачу (К.С. Станиславский) творческой деятельности. Сверхзадача связана с мировоззрением, с гражданской позицией личности, характеризуется участием сознания, высшей формой управления деятельностью, возбужденной подсознательным творчеством и заложенных реальными знаниями социальных норм, профессиональных приоритетов, абсолютных ценностей.

Медиавоспитание, раскрываясь в деятельностно-творческом подходе, на основе наглядного принципа предполагает соединение двух общеупотребительных воспитательных языков: знание объекта одновременно представляется в информационной словесной и образной формах.

Социопрофессиональный подход к медиавоспитательному процессу как основной принцип воспитания креативного характера исследуется нами в трех проекциях: как процесс подготовки к профессиональной деятельности (помощь в выборе специальности на подкурсах, в колледже университета визуальными методами: просмотры фильмов о профессии, презентации деятельности предприятий, культивация положительного отношения к труду и т.д.); как процесс адаптации студента (введение студентов в специальность с использованием мультимедийного материала, экскурсии на производство, ярмарки, фотовыставки, формирующие уважительное отношение к своей профессии); как процесс сопровождения личности в профессиональном становлении, укрепляющий преданное отношение к своему предприятию и коллегам (наглядная демонстрация результатов общего дела, возможность повышения квалификации и переподготовки на профессиональных курсах и т.д.). Выпускник как носитель результата деятельности вуза, находясь в профессиональной среде, является субъектом воспитательных медиапроцессов в высшей школе, которую окончил. Под адаптационной способностью студента подразумевается возможность личности интегрироваться в новую среду, используя медиаресурсы как один из инструментов креативного приспособления без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой. Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешной деятельности индивида в медиапроцессах, реализующих общие воспитательные задачи.

Социопрофессиональный подход к медиавоспитательному процессу позволяет адаптировать молодежь к профессиональной среде уже со студенческой скамьи, целенаправленно преломляя весь воспитательный процесс через призму профессиональных сообществ, с применением современных медиаресурсов как элемента в воплощении смысложизненных и карьерных планов студентов.

А поскольку  воспитательный процесс в социопрофессиональном  аспекте может быть расширен как  во времени (работа со студентами, выпускниками), так и в пространстве (диалог с  реальным сектором производства со студенческой скамьи), такое научное расширение, как компетенция, адаптация и мобилизация, рассматриваются нами не только в теоретическом, но и в прикладном аспекте освоения воспитательных функций в новых условиях медиавоспитательной направленности процессов. При этом социопрофессиональный подход исследуется в трех направлениях: как процесс подготовки к профессиональной деятельности, адаптации студента и сопровождения личности в профессиональном становлении. Данные направления, расширенные педагогической теорией, апробируются реальной педагогической практикой как процесс воспитания конкурентоспособной, компетентной, мобильной, ответственной, свободно владеющей своей профессией на уровне мировых стандартов личности, которая может полноценно реализоваться в современном мире. Важным основанием для обновления современной теории и практики воспитания в высшей школе является парадигма качества, понимаемая как инструмент комплексного решения разнообразных проблем, связанных с целеполаганием и диагностикой результатов воспитания. В оценке контроля качества воспитания мы сочетаем положительные элементы на основе принятой в нашем обществе нормативно-правовой базы, соответствующей регулированию взаимоотношений между гражданами и государством в воспитательно-правовом поле взаимодействия, к которым, наряду с государственными законами, мы причисляем и материалы по стандартизации, относящиеся к организации единого европейского образовательного пространства (Международного стандарта Системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001), документы по реализации приоритетного национального проекта «Образование», а также ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Парадигма качества рассматривается как механизм комплексного опережения в решении проблем, связанных с целеполаганием и диагностикой результатов воспитания в высшей школе. Критерии разрабатываются каждым вузом самостоятельно. К ключевому воспитательному процессу на основании нашего исследования относится наличие управляемых процессов в культурной среде высшей школы, в том числе в медиа, где четко отработан аппарат координации и регулирования всех звеньев воспитательной системы. Следовательно, качество воспитания – это система управления, технологические процессы и результаты воспитания.

Информация о работе Основы медиавоспитания в вузе