Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:00, реферат
В настоящее время, благодаря информатизации и распространению медиасредств, возникла принципиально новая ситуация в сфере высшего образования и, особенно, в системе воспитания по сравнению с предшествующим периодом. Научная рациональность и образный язык искусства в единстве могут содействовать рождению нового социокультурного типа молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
Поэтому укреплять сознание молодежи надо не только используя проверенные временем методы воспитания, но и внедряя в практику такое новаторство как, медиавоспитание, органично создающееся на основе интеграции педагогики и искусства. Таким образом, особое значение имеет вузовская медиавоспитательная среда, соединенная с процессами, происходящими в пространстве сознания личности.
Введение …………………………………..………………………………..…..….....3
Глава I. Теоретико-методологический подход к воспитанию: история становления, современное состояние…..……....………………...………….….….5
Глава II. Ценностно-смысловые и эмоциональные основы педагогики и искусства в контексте воспитания …………….………………………..……...….10
Глава III. Медиавоспитание как инновационная составляющая
модернизации воспитания. ……………………………………………..………….15
Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера
в высшей профессиональной школе …………………………………..………….24
Выводы …………………………………………….…………………….………….31
Список литературы ………………………….…….……………………………….33
Ценностные доминанты приходят к устойчивой структуре, влияющей на личностные смыслы в медиавоспитательном процессе.
В базовые процессы
медиавоспитания заложено движение
в границах теории медиавоспитания,
соответствующее первоначальном
Для решения
задач личностного роста в
медиавоспитании основными
Таким образом, пространство медиавоспитания – это пространство, не ограниченное видимыми пределами, основанное на применении медиасредств, создающих реальный или виртуальный мир, наполненный художественными ценностями, эмоциями и образами, пробуждающими творческие состояния и смысловые переживания в процессе воспитания. Под воспитательным пространством в высшей школе понимается взаимодействие процессов (сознания, мира реальных действий, медиа), наполненных ценностно-смысловой и эмоциональной коммуникацией в социопрофессиональном контексте. Воспитательное пространство включает в себя креативный результат усилий субъектов, направленных на динамику творческих преобразований, способных изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих определенные ценности, традиции, отношения, нормы, правила и символы в сферах жизнедеятельности университетского коллектива. При этом совокупность воспитательных пространств образует взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс духовных, материально-предметных, медиа- и других пространств, сопряженный с воспитательными процессами.
Анализ виртуальных реальностей показывает, что в сфере человеческой деятельности возникают угрозы, связанные с возможностями манипулирования сознанием людей, излишним привыканием к виртуальному миру, смешиванием критериев истины, относящихся к разным реальностям, подменой действительности и др. Однако большинство воздействий, состояний и событий, достигаемых в виртуальных реальностях, могут быть реализованы и в обычных символических реальностях – произведениях искусства, психо- и эзотерических техниках, идеологических системах, где педагогическая мысль активно реализует свои возможности.
Целенаправленно
созданная виртуальная
Мы живем в эпоху, когда принципиально меняются задачи и методы, технологии и условия систем воспитания. Медиавоспитание играет все более важную роль в становлении «образа человека культуры». В ходе исследования нами установлено, что тенденции влияния медиа на сознание студентов имеют значительную динамику, занимают приоритетные позиции во времязатратах современного студенчества и оторваны от обсуждения, влияния и контроля со стороны преподавателей и родителей, т.е. предыдущего поколения. Медиатехнологии являются инновационным направлением в учебно-воспитательной среде вуза, обладая особой привлекательностью для студенческой молодежи.
Современные технологии медиавоспитания как новые тенденции и условия воспитательного процесса. Под его многоступенчатыми технологиями понимается многомерность интегрированных технологических процессов, одновременно присутствующих в различных пространствах (сознании, реальной действительности и виртуальных медиасредах, окружающих личность); развитие воспитательных пространств средствами интеграции педагогики и искусства (на высших духовно-сознательном и материально-предметном уровнях); креативность характера модернизации организационно-управленческой системы высшей школы.
Поскольку совокупность технологий различных воспитательных пространств подчинена единой задаче, в восприятии воспитательного процесса личностью удваиваются контуры психологического пространства и «бытия» в медиаресурсе, сопровождающем данный процесс.
Нестандартность многоступенчатой технологии заключается в:
- объединении методов и технологий различных пространств в единой задаче общего воспитательного процесса
На практике предложенный процесс может быть реализован, например, в виде университетских медиастендов, где на плоском телевизионном мониторе DVD-проигрыватель в режиме слайд-шоу освещает конкретную проблему с информационной, юридической, шуточной стороны: «Кого будем штрафовать за порчу имущества?», «Жевать и слушать лекцию – одно удовольствие» и т.д. Конкурсные видеоматериалы, отснятые на телефонные и цифровые камеры, входят также в университетские «Вести» (еженедельная телепередача отмечена областным дипломом I степени) и т.п.
Глава IV. Вариативные подходы к воспитанию креативного характера в высшей профессиональной школе
Ценностно-коммуникативный процесс как ключевой конструкт обновления содержания воспитания в высшей профессиональной школе. В современной молодежной среде проверенные веками ценности, представленные в инновационных взаимосвязях и влияниях, звучат как «революционные» акты, принимаемые ею в качестве основы личностно пережитого опыта. Нами предпринята попытка разработать идею ключевого конструкта обновления воспитательного процесса в высшей профессиональной школе на базе ценностно-коммуникативного подхода к содержанию воспитания (рис. 5.).
Рис. 5. Ключевой конструкт содержания воспитания: Л – личность, С2 – семья, К – коллектив, В – высшая школа, С1 – социум, Г – государство
В данном конструкте выражена основная суть идеи. Важно отметить, что семья трактуется нами в широком понятии, поскольку при расширении конструкта для каждой отдельной личности учитываются различные связи с родственниками (братья, сестры, родители и т.д.), как правило, это кровные связи. Под коллективом мы понимаем коллег по работе, одноклассников, друзей, приятелей по кругу интересов, соседей и т.д., чаще всего они объединены по территориальному признаку. Вуз также рассматривается как отдельное звено в конструкте, так как наше внимание в первую очередь обращено на процесс воспитания в высшей школе. Сюда относятся преподаватели, сотрудники, служащие структурных подразделений, студенты и т.д., с большой долей условности объединенные по профессиональному признаку. Социум трактуется как объединение людей по национальному, конфессиональному или расовому признаку. Государство рассматривается как политическое, нормативно-правовое, экономическое объединение, хотя мы понимаем, что это также территориальное и межнациональное объединение людей.
Основная идея воспитания личности (гражданское, патриотическое, культурное, нравственное, этическое и.т.п.) в данном конструкте заключается в следующем – ценностно-коммуникативные связи, по нашему убеждению, создают устойчивую систему воспитания. Их нарушение влечет за собой неустойчивость конструкта. Следовательно, если предположить, что ценностно-коммуникативные связи в семье (С2) прерываются либо ослабевают, то система становится уязвимой. Таким образом, ценностная коммуникация понимается нами как необходимый элемент в медиавоспитании, как стабилизирующий фактор воспитания личности, семьи, коллектива, высшей школы, социума, государства. Ценностная коммуникация выступает не просто связующим звеном, а центральным ответственным элементом обновления содержания воспитания как медиакультурного феномена в целом. В созданной высокоинформационной медиасреде вуза процесс формирования личности базируется на принципиально новом виде коммуникации, где приоритетными являются ценностно-смысловые связи. Например, электронная рассылка студентам и преподавателям сопровождается мелодией университетского гимна, изображением эмблемы вуза, информацией о победах и успехах, предстоящих планах и событиях университетской жизни.
В качестве второго подхода нами используется деятельностно-творческий подход как основа организации креативного воспитательного процесса в высшей школе. За основу взято создание педагогической подсистемы: творческая деятельность педагога в воспитании, творческая деятельность воспитательного учреждения, личная творческая деятельность студента. Традиционная деятельность лежит в основе воспитательной системы: сохранены институты кураторов, отечественный опыт студенческого самоуправления, внеаудиторные формы воспитательной работы, однако в творчески переосмысленной деятельности кураторов групп, например, существует и более высокая ступень деятельности – куратор университетского проекта. Многолетняя работа объединена результатом, зафиксированным на медианосителях (пленки, диски, снимки и т.д.), которые презентуются новым студентам, подхватывающим проект. Подключаясь к проекту с новой группой, молодой куратор может реально просмотреть «шаги по планете» своих предшественников на пленке и начать накапливать свои видео- и аудиоматериалы, отражающие экскурсии, знакомства со знаменитыми выпускниками и т.д. В рамках экспериментального проекта факультет на выпускном вечере дарит студентам архивный материал в виде факультетского фильма. В результате формируется и регулярно обновляется медиасреда вуза как прикладная творческая деятельность, постоянно расширяющаяся во времени и корректируемая интересами студентов и преподавателей. Таким образом организуется Музей научной и культурной славы университета, ставший открытой для пополнения системой.
Медиа содержит неограниченные возможности для экспериментальной работы в качестве деятельностного аспекта воспитания (сюжеты, литературные тексты, графические образы, художественные формы, звуковые и живописные реалии), создающие в свою очередь атмосферу творческого проявления личности, деятельности сознания и подсознания. Сформированные деятельностно-творческим подходом структуры потребностей в медиавоспитании актуализируют ценности и жизненные смыслы личности. В медиа наглядно отображается деятельность и культура учреждения в целом, закладывается не только сообщение, но и личностное творческое открытие, на подсознательном уровне отражающее сверхзадачу (К.С. Станиславский) творческой деятельности. Сверхзадача связана с мировоззрением, с гражданской позицией личности, характеризуется участием сознания, высшей формой управления деятельностью, возбужденной подсознательным творчеством и заложенных реальными знаниями социальных норм, профессиональных приоритетов, абсолютных ценностей.
Медиавоспитание,
раскрываясь в деятельностно-
Социопрофессиональный подход к медиавоспитательному процессу как основной принцип воспитания креативного характера исследуется нами в трех проекциях: как процесс подготовки к профессиональной деятельности (помощь в выборе специальности на подкурсах, в колледже университета визуальными методами: просмотры фильмов о профессии, презентации деятельности предприятий, культивация положительного отношения к труду и т.д.); как процесс адаптации студента (введение студентов в специальность с использованием мультимедийного материала, экскурсии на производство, ярмарки, фотовыставки, формирующие уважительное отношение к своей профессии); как процесс сопровождения личности в профессиональном становлении, укрепляющий преданное отношение к своему предприятию и коллегам (наглядная демонстрация результатов общего дела, возможность повышения квалификации и переподготовки на профессиональных курсах и т.д.). Выпускник как носитель результата деятельности вуза, находясь в профессиональной среде, является субъектом воспитательных медиапроцессов в высшей школе, которую окончил. Под адаптационной способностью студента подразумевается возможность личности интегрироваться в новую среду, используя медиаресурсы как один из инструментов креативного приспособления без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой. Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешной деятельности индивида в медиапроцессах, реализующих общие воспитательные задачи.
Социопрофессиональный подход к медиавоспитательному процессу позволяет адаптировать молодежь к профессиональной среде уже со студенческой скамьи, целенаправленно преломляя весь воспитательный процесс через призму профессиональных сообществ, с применением современных медиаресурсов как элемента в воплощении смысложизненных и карьерных планов студентов.
А поскольку
воспитательный процесс в