Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности учащихся при выполнении исследовательских работ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая_образец.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Отсутствие  единого определения исследовательского поведения является одним из проявлений общей проблемы – наличие множества  разных определений одного и того же сложного конструкта.

Понятие исследовательской  инициативности связано с рядом  близких понятий: «интеллектуальная  активность»; «познавательная активность»; «креативность, любознательность»  и «исследовательское поведение». В  этом отношении исследовательская инициативность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как поучение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.

В отечественной  психологии сильна традиция использования  термина «ориентировочная (ориентировочно – исследовательская) деятельность». В научной школе М.И. Лисиной используются понятия познавательная активность» и указывается, что в ряде отношений оно близко к терминам «любознательность» и «исследовательское поведение» (или просто «исследование») [6, с.389].

Кроме того, встречается  смешанное употребление этих терминов – например, Д.Б. Годовикова рассматривает  познавательную активность ребенка  как следствие его ориентировочно – исследовательской деятельности в новой ситуации [5, с.90].

Мы считаем, что применительно к детям, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. Эти различия состоят в акцентировании того или иного аспекта. В понятии «исследовательская активность» больше подчеркнуть потребностно–мотивационный и энергетический аспект, в «исследовательском поведении» аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» аспект целеустремленности и целенаправленности. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать все указанные термины, выбирая тот или иной в зависимости от аспекта рассмотрения [23, с.168].

Исследование, исследовательское поведение –  это неотъемлемая часть поведения  любого живого существа, условие его  выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.

В основе мотивации  исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности  в новых впечатлениях, которую  Л.И. Божович рассматривала как  базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И. Лисиной.

Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев  оказываться более сильной, чем  пищевая и оборонительная [2, с.479].

Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.

Педагоги –  экспериментаторы считают важным для работы по развитию исследовательского поведения ребенка понимать следующие моменты:

- исследовательская  инициатива может проявляться  или отдельным ребенком или  группой детей (здесь можно  наблюдать реакции, интерес, способы  действия, как двое детей договариваются между собой, распределяют цели и средства, какие стратегии совместного обследования используют)

- Ученые выделяют  следующие группы мотивов исследовательской  инициативы «бескорыстная» познавательная  активность, практические, учебные, мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку.

- При этом  важно понимать, что результатом  реализации указанных мотивов  (соответственно) будут: познание  безотносительно к решению утилитарных  практических задач, достижением конкретного утилитарно значимого результата, направленность субъекта на приобретение опыта, изменение настроения ребенка.

- Фактором, запускающим  процесс исследовательской инициативы  является, по наблюдениям и выводам  многих психологов (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.) субъективная неопределенность: объекта, ситуации, которая проявляется в новизне, сложности, коллективном конфликте или противоречивости поступаемой информации.

- К средствам  исследовательского поведения, имеющимся  у ребенка психологи относят: анализаторы (зрительное исследование, слуховое, тактильное, вкусовое и т.д.), природные и искусственные орудия; (технические средства наблюдения и т.д.); другие субъекты; внутренние психические средства исследовательского поведения: инстинктивные программы (врожденные ориентированно-исследовательские реакции); опыт исследовательского поведения конкретного человека.

- По использованию  речи в исследовательском поведении  различают вербальное и невербальное  исследовательское поведение.

Познавательные  вопросы включают в себя:

а) вопросы идентификации (что это такое? кто это?)

б) вопросы классификации  и определений (например, что означает то или иное слово)

в) вопросы о  фактах и свойствах вещей и  явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.)

г) вопросы объяснения и аргументации.

2) Социально  – коммуникативные вопросы включают  в себя:

а) вопросы о  намерениях и деятельности (что ты будешь сейчас делать?)

б) оценочные  вопросы (что такое хорошо и что  такое плохо?)

в) вопросы подтверждения и поиска помощи

г) риторические вопросы

д) вопросы неопределенного  смысла.

- По характеру  двигательной активности различают  локомотивное (наблюдаю со стороны,  наблюдаю перемещаясь относительно  объекта изучения) и манипулятивное (что могу с ним сделать, изучаю изменяя положение объекта в своих руках) обследование.

- К условиям  исследовательского поведения относят  физические условия (буквально,  возможность или невозможность  проведения того или иного  действия), социальные (на макроуровне,  общество в целом поощряет одни виды исследования и запрещает другие, определяет цели наиболее важных исследований, задает требования к результатам и т.д.).

На индивидуальном уровне, взрослый направляет исследовательское  поведение ребенка, привлекает его  внимание и поощряет исследовать одни предметы и старается вызвать негативное отношение и запрещает обследовать другие. Ребенок исследует не только физические предметы, но и социальные отношения, в которые он включен.

- Результатом  всего исследовательского поведения  будут, новая информация об объектах, на которые было направлено исследование (прямой продукт), новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя [21, с.316].

Таким образом, сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.

В рамках начальной  школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких  исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье. Основное направление работы включает элементы исследования, имеющие «доступную новизну», задачи исследовательского типа, работу с картотекой.

О психолого-педагогических основах и содержании исследовательской  деятельности младших школьников пойдет речь в следующем параграфе.

 

1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников

 

Современное общество стремительно развивается. Изменения  происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.

В исследованиях  многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Изменение приоритетов  и задач образования является основным направлением сегодняшних  реформ. Усвоение предметного материала  обучения из цели становится средством  такого эмоционального, социального  и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

Очень часто  в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия [26, с.73].

Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный  вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (продукта). Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [4, с.67].

В отличие от проектирования исследовательская  деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:

  • стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
  • непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;
  • всегда определять место изучаемого в системе известного.

Исследование предполагает наличие основных этапов:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвящённой данной проблематике;
  • подбор методик исследования;
  • сбор материала, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий;
  • собственные выводы.

Этапы проектирования:

  • постановка проблемы;
  • выработка концепции (гипотезы);
  • определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности;
  • создание плана;
  • организация деятельности по реализации проекта;

В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и  методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов [15, с.86].

Информация о работе Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся