Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности учащихся при выполнении исследовательских работ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая_образец.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

- включение младшего школьника  в исследовательскую деятельность  основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный  опыт младшего школьника в  исследовательской деятельности, значительную  роль в организации исследовательской  деятельности играют не только  детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе  исследовательской деятельности  исследовательские умения являются  составной частью общеучебных  умений, необходимых учащимся для  успешной учебной деятельности.

Специфика исследовательской  деятельности младших школьников заключается  также в ее многосубъектности. Кроме  учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают  родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.

На основе данных источников, а  также анализа образовательной  практики начальной школы нами были выделены следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников [18, с.59]:

1. Учет возрастных и индивидуальных  особенностей детей: использование  адекватных методов обучения; адаптация  понятий, связанных с исследовательской  деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов  проводимых исследований, соответствие  тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

2. Мотивированность исследовательской  деятельности учащихся реализуется  за счет создания ситуаций  практического и интеллектуального  затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.

3. Деятельность педагога, реализующего  позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.

Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших  школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.

Проведенный анализ проблемы исследовательских  умений учащихся (В. И. Андреев, С.П. Арсенова, Г.А. Дзида, А.Г. Иодко, В.В. Успенский и др.), организации исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей, а также принятое нами определение исследовательской деятельности младших школьников, позволило выделить пять групп исследовательских умений младших школьников [6, с.70]:

1. Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения  и знания, связанные с осуществлением  исследования (поисковые);

3. Умения  работать с информацией, текстом  (информационные);

4. Умения  оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей  деятельности и с оценочной  деятельностью (оценочные).

Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Условия эффективности исследовательской  деятельности:

1. Ученик должен хотеть  проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.

2. Ученик должен суметь  это сделать. Но, прежде всего  это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

3. Ученик должен получить  удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей  деятельности и от работы ученика).

Исследовательскую работу выполняют  в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы

2) формулирование цели  и задач исследования

3) теоретические исследования;

4) экспериментальные исследования;

5) анализ и оформление  научных исследований;

6) внедрение и эффективность  научных исследований;

7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение  проблемы выбора.

Обычно, в исследовательской  работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а  также выбор или отработка методики проведения исследования.

1/3 - затрачивается на сбор  материала во время наблюдений  или при проведении опытов. И  не менее 1/3 времени уходит  на обработку материала, его  анализ и обобщение, написание  текста работы.

Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для  выбора темы исследования — наличие  какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной  темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько  ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Планирование  работы подразумевает также необходимость  в выборе методов работы и в  определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные  факты и их объяснения, поэтому  очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.

После постановки цели и задач и выбора методов  исследования, учитель предоставляет  ученику план исследования с приблизительным  указанием временных промежутков.

Установление  любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к  теме исследования. Факты эти могут  быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования по биологии сложны тем, что необходимо получить экспериментальные данные обычно на большой выборке и с большим числом повторений. Необходимо проводить множество опытов, зачастую они связаны с погодными условиями (лягушки летом), особенностями жизненной активности объектов исследования и т. д. Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской. И здесь мои ученики стали для меня во многом примером для подражания, поражая своей настойчивостью, упорством в достижении цели [29, с.53].

Сбор научных  фактов требует выполнения некоторых многократно проверенных практикой правил:

1. Записи наблюдений  должны делаться в специальных  журналах наблюдений или в  полевом дневнике безотлагательно,  как бы наблюдатель ни надеялся  на свою память. В записях допустимы  общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

2. Всякое исследование  должно по возможности документироваться  не только записями, но и вещественными  образцами, служащими для доказательства  открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. В последнее время, с развитием фото- и видеотехники, доказательством может являться и фото- или видеоизображения.

3. Результаты  каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведённых экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и повторе. И если результаты несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.

4. Полученные  результаты должны быть однозначными  и не давать возможности различного  толкования.

Результаты  любой работы зависят от числа  проведённых опытов, наблюдений и  их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Сотрудничество  руководителя и учащегося при  написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя [27, с.314].

Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы организации  исследовательской деятельности младших школьников, мы пришли к выводам:

1. Исследовательская  деятельность – организованная, познавательная творческая деятельность  учащихся, по своей структуре  соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью,  активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

2. В младшем  школьном возрасте исследовательская  деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.

3. Педагогическими  условиями организации исследовательской  деятельности младших школьников  являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

Следующая глава  будет посвящена обобщению опыта  работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников.

 

Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской  деятельности младших школьников

 

2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований

 

Для организации исследовательской деятельности младших школьников на базе МОУ СОШ №31 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 30 человек (см.Приложение 1). Учащиеся были разделены на две  группы, в каждой группе по 15 человек.

Информация о работе Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся