Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности учащихся при выполнении исследовательских работ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая_образец.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших  школьников

1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности

1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников

1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников

Глава 2. Обобщение  опыта работы учителей по организации  исследовательской деятельности младших  школьников

2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований

2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников

Заключение

Библиография

 

 

Введение

 

В эпоху, когда  личность стоит на первом месте, как  в социальном, так и в учебном  пространстве, необходимо создать благоприятные  условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка  есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны  желания учиться. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений  о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется  подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности  самостоятельно, творчески осваивать  и перестраивать новые способы  деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в  школе уже много лет продолжается противодействие традиционного  и исследовательского обучения. И  по-прежнему традиционное обучение, в  особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого  исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому  подготовка ребенка к исследовательской и проектной деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Все это и  обусловило актуальность темы исследования.

Объект  исследования: процесс организации исследовательской деятельности учащихся.

Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся.

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

В соответствии с целью  исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.

2. Определить психолого-педагогические способности учащихся при выполнении исследовательских работ.

3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- Наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся;

- Сравнение,  изучение документации;

- Теоретический  анализ педагогической и методической  литературы по проблеме исследования.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что исследовательская деятельность младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверены педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Практическая  значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 33 наименования, приложений.

Общий объем  работы 59 страниц компьютерного текста.

 

 

Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности учащихся

 

1.1 Сущность и содержание проектно-исследовательской деятельности

 

Для уточнения  и конкретизации понятия исследовательская деятельность нами были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [4, с.356].

Понятие деятельности Деятельность можно определить как  специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме  деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Целью исследовательской  деятельности всегда является получение  нового знания о нашем мире - в  этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [32, с.473].

По определению  И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская  деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».

А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [21, с.315].

Организуя исследовательскую деятельность, многие педагоги считают, что если ученик проходит через традиционные этапы научного исследования, то такого рода организованная деятельность его личностно меняет. Мы же считаем, что это совсем не так. Подобная позиция является внешней по отношению к развитию личностного опыта ученика. При таком подходе велика вероятность в реализации исследования остаться только лишь на уровне упрощённого следования традиционно принятым в науке этапам организации научного исследования. Кстати, заметим, что необходимо разделять оформление научной работы в соответствии с принятой формой и реальное построение научного исследования. Большинство открытий человечества никогда не были построены в строго заданной логике и последовательности обсуждаемых этапов, а результаты значительной их части к тому же никогда не были так оформлены! С нашей точки зрения, планирование и осуществление этапов научного исследования является важной частью системной работы по приобщению ученика к науке, но не сутью данной образовательной технологии.

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную  с периодическим и продолжительным  внутренним поиском, глубоко осмысленной  и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

Работая в более  широком ценностном и инструментальном поле какой-либо образовательной парадигмы (например, знаниевой), педагоги невольно переносят её основные черты и  свойства на различные виды учебной  деятельности, в том числе и организацию учебного исследования [15, с.74].

При смене одной  образовательной парадигмы на другую акценты в организации большинства  видов учебной деятельности должны существенно меняться. Но это происходит очень медленно, потому что отличия на уровне конкретных действий не всегда очевидны педагогом и сильны старые стереотипы. Вот и получается, что учителя декларируют личностно-ориентированные подходы к обучению, а на деле реализуют во многих видах деятельности прежние методы и приёмы работы.

В общем плане  исследовательская деятельность рассматривается  как деятельность, результатом которой  является создание новых материальных и духовных ценностей. Взгляд на эту  проблему с точки зрения возрастной психологии и педагогики обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. Прежде всего, это касается результативности как главной характеристики исследовательской деятельности. С этой точки зрения детская игра, к примеру, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. И все же мы говорим о творческой игре, о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стеореотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее [6, с.78].

Подход исследовательской  деятельности как к личностному свойству требует ее анализа в разных точках зрения:

- потребностно-мотивационной  стороны, предполагающей наличие  у человека собственной активности  в познании,

- внутренней  инициативы, побуждающей к поискам  нового,

- операционно–технической подразумевающей у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности.

Ведь, чем сложнее  творческий акт, тем сложнее его  ремесло. И наоборот, расширение операционно  – технических умений расширяет  и возможности применения творческих подходов, приемов, способов.

Подход к  исследовательской деятельности в  его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его  развития, в связи с самыми существенными  моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности. Среди  работ, выполненных в качестве ведущей для раннего возраста предметной деятельности и имеющих отношение к нашей проблеме, следует отнести исследование Н.Н. Палагиной, изучавшей развитие воображение у детей второго года жизни в их ориентировочно – исследовательской деятельности с предметами. Она обнаружила в этом возрасте элементы фантазии и творчества, которые проявлялись в способах освоения ребенком действий с предметами [6, с.117].

Несмотря на широкие исследования в различных  областях, единого общепризнанного  определения исследовательской активности (деятельности, поведения) нет. Разные авторы определяют ее по-разному.

Информация о работе Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся