Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:58, курсовая работа
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности учащихся при выполнении исследовательских работ.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников
Заключение
Библиография
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – диагностика исследовательских умений младших школьников.
2 этап – организация исследовательской деятельности младших школьников.
3 этап – анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.
Мы выявили пять групп исследовательских умений младших школьников:
1. Умения организовать свою
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с информацией,
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом
своей деятельности и с
Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.
Оценить сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов позволяют выявленные нами на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критерии:
1. Практическая готовность
2. Мотивированность
3. Проявление креативности в
исследовательской
4. Степень проявления
Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в нашей работе:
1. Исходный уровень мы
2. Начальный уровень
3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
4. Креативный уровень
можно определить следующим
Таблица 1 Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников
Критерий _____ Уровень |
Практическая готовность в реализации учебного исследования |
Мотивированность |
Проявление креативности
в исследовательской |
Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы |
Исходный уровень |
Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности |
Низкая мотивация |
Действия по аналогии |
Только под руководством учителя |
Начальный уровень |
Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования |
Преобладают внешние мотивы |
Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске |
Коллективный поиск
по аналогии может осуществятся без
непосредственного участия |
Продуктивный уровень |
Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования. |
Внешние и внутренние мотивы к исследованию |
Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы |
Некоторые этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью родителей и педагога |
Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы:
- педагогическое наблюдение, осуществляемое
педагогом на уроках по
- анализ продуктов
- опросники, позволяющие
выявить и оценить
Оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской деятельности учащихся производилась с помощью разработанных нами опросников для педагогов и заданий для учащихся (см.Приложение 2). Основная задача данного этапа - констатировать исходный уровень, характеризующий наличие исследовательских умений у учеников, который складывается, по нашему мнению, из двух слагаемых: спонтанного исследовательского опыта детей, полученного в процессе жизнедеятельности, и опыта, полученного за время обучения.
Как и предполагалось, большинство учащихся оказались на исходном уровне. В части практической готовности в реализации учебного исследования у школьников отсутствовали знания и конкретные умения исследовательской деятельности, мотивация исследовательской деятельности на низком уровне, во время исследовательской деятельности младшие школьники могли действовать только по аналогии, отсутствовала самостоятельность в осуществлении исследовательской работы, школьники могли действовать только под руководством учителя.
В задачи формирующего эксперимента входило:
1. Создание методической
базы организации
2. Реализация
условий организации
При подготовке
к исследовательской
Схема 1. Модель организации исследовательской деятельности младших школьников
Эффективность организации исследовательской деятельности отражается матрицей критериев.
По организационному аспекту критерии эффективной организации исследовательской деятельности младших школьников разделяется на три блока:
По первому блоку критерием является состав субъектов организации исследовательской деятельности, который включает детей, их родителей, педагогов-научных руководителей.
По второму блоку: наличие разноуровневой (школьный, районный, муниципальный уровень) системы нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов организации исследовательской деятельности младших школьников.
По третьему блоку выделяется три критерия:
- наличие деятельных
(активных) форм совместной деятельности
субъектов организации
- наличие программ
и циклограмм совместной
- наличие программ
и циклограмм методической
По второму аспекту, исходя из сути личностной направленности организации исследовательской деятельности, как образовательного процесса, ее эффективность определяют три блока критериев: количество участников, качество деятельности и содержание результатов деятельности.
Критерии первого блока имеют следующий состав:
- положительная
динамика числа младших
- положительная
динамика количества образовате
По второму блоку:
- повышение
качества исследовательских
- повышение
уровня профессиональной
По третьему блоку:
- положительная
динамика уровня
В соответствии с разработанной моделью нами была организована исследовательская деятельность младших школьников: лучшие детские работы направляются на школьную конференцию; лучшие детские работы направляются на городскую межшкольную конференцию «Первые шаги в науку»; Центр развития образования проводит городскую межшкольную конференцию «Первые шаги в науку».
Эффективность внедрения модели организации исследовательской деятельности младших школьников прослеживаются в организационном аспекте:
- в исследовательской деятельности включены младшие школьники, их родители, руководители исследовательской деятельности;
- создана нормативно-правовая
база сопровождения
- в целях
качественной подготовки
Подготовительная работа к выполнению исследования началась с постановки задач:
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Информация о работе Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся