Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности учащихся при выполнении исследовательских работ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников
Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая_образец.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – диагностика исследовательских умений младших школьников.

2 этап – организация исследовательской деятельности младших школьников.

3 этап – анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников.

Мы выявили  пять групп исследовательских умений младших школьников:

1. Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения и знания, связанные  с осуществлением исследования (поисковые);

3. Умения работать с информацией,  текстом (информационные);

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом  своей деятельности и с оценочной  деятельностью (оценочные).

Таким образом, исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы определяем как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Оценить сформированность исследовательских  умений учащихся начальных классов  позволяют выявленные нами на основании анализа соответствующей литературы (Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова, А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков) критерии:

1. Практическая готовность ученика  к осуществлению исследовательской  деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской  деятельности учащихся рассматривается  нами как стремление ребенка  узнавать новое, совершать определенные  действия для поиска интересующих  знаний, участвовать в учебном  исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в  исследовательской деятельности  детей учитывалось в подходах  к выбору темы, определению задач  исследования, в продуктивности  при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности.  Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит учителю или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших классов, выявленных и описанных в нашей работе:

1. Исходный уровень мы определяем  как уже имеющийся, сформировавшийся  на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за время обучения в первом классе. Исходному уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется  появлением внешних мотивов к  ведению исследования, возможностью  с помощью учителя находить  проблему и предлагать различные  варианты её решения. На начальном  этапе дети способны выполнять  элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень  можно определить следующим образом:  проявляется постоянный интерес  к ведению различного рода  исследований, возможность самостоятельно  и творчески подходить к выбору  темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности (см. Таблица 1).

 

Таблица 1 Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников

Критерий

_____

Уровень

Практическая готовность в реализации учебного исследования

Мотивированность исследовательской  деятельности

Проявление креативности в исследовательской деятельности

Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы

Исходный уровень

Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности

Низкая мотивация

Действия по аналогии

Только под руководством учителя

Начальный

уровень

Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования

Преобладают внешние  мотивы

Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске

Коллективный поиск  по аналогии может осуществятся без  непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе

Продуктивный

уровень

Умения, связанные с  определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования.

Внешние и внутренние мотивы к исследованию

Способность выбрать  оригинальную тему, интересно представить  результат работы

Некоторые

этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью  родителей и педагога


 

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников использовались следующие диагностические методы:

- педагогическое наблюдение, осуществляемое  педагогом на уроках по различным  дисциплинам, на занятиях исследовательской  деятельностью;

- анализ продуктов исследовательской  деятельности детей (исследовательских работ);

- опросники, позволяющие  выявить и оценить сформированность  конкретных умений, наличие знаний  об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень  самостоятельности в исследовательской  работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

Оценка имеющегося уровня сформированности умений исследовательской  деятельности учащихся производилась  с помощью разработанных нами опросников для педагогов и заданий  для учащихся (см.Приложение 2). Основная задача данного этапа - констатировать исходный уровень, характеризующий наличие исследовательских умений у учеников, который складывается, по нашему мнению, из двух слагаемых: спонтанного исследовательского опыта детей, полученного в процессе жизнедеятельности, и опыта, полученного за время обучения.

Как и предполагалось, большинство учащихся оказались  на исходном уровне. В части практической готовности в реализации учебного исследования у школьников отсутствовали знания и конкретные умения исследовательской деятельности, мотивация исследовательской деятельности на низком уровне, во время исследовательской деятельности младшие школьники могли действовать только по аналогии, отсутствовала самостоятельность в осуществлении исследовательской работы, школьники могли действовать только под руководством учителя.

В задачи формирующего эксперимента входило:

1. Создание методической  базы организации исследовательской  деятельности младших школьников.

2. Реализация  условий организации исследовательской  деятельности младших школьников.

При подготовке к исследовательской деятельности нами была разработана модель организации исследовательской деятельности младших школьников (см.Схему 1).

 

Схема 1. Модель организации исследовательской деятельности младших школьников

 

Эффективность организации исследовательской  деятельности отражается матрицей критериев.

По организационному аспекту критерии эффективной организации  исследовательской деятельности младших  школьников разделяется на три блока:

По первому  блоку критерием является состав субъектов организации исследовательской деятельности, который включает детей, их родителей, педагогов-научных руководителей.

По второму  блоку: наличие разноуровневой (школьный, районный, муниципальный уровень) системы  нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов организации исследовательской деятельности младших школьников.

По третьему блоку выделяется три критерия:

- наличие деятельных (активных) форм совместной деятельности  субъектов организации исследовательской  деятельности (как минимум на школьном уровне);

- наличие программ  и циклограмм совместной деятельности  субъектов организации исследовательской  деятельности;

- наличие программ  и циклограмм методической поддержки  совместной деятельности субъектов  организации исследовательской деятельности.

По второму  аспекту, исходя из сути личностной направленности организации исследовательской  деятельности, как образовательного процесса, ее эффективность определяют три блока критериев: количество участников, качество деятельности и  содержание результатов деятельности.

Критерии первого  блока имеют следующий состав:

- положительная  динамика числа младших школьников, принимающих участие в конференциях  школьного, районного, муниципального  уровня;

- положительная  динамика количества образовательных учреждений, организовавших участие младших школьников в конференциях школьного, районного, муниципального уровня.

По второму  блоку:

- повышение  качества исследовательских работ  младших школьников;

- повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов–руководителей исследовательской деятельности младших школьников.

По третьему блоку:

- положительная  динамика уровня сформированности  исследовательских умений младших  школьников, активно занимающихся  исследовательской деятельностью.

В соответствии с разработанной моделью нами была организована исследовательская деятельность младших школьников: лучшие детские работы направляются на школьную конференцию; лучшие детские работы направляются на городскую межшкольную конференцию «Первые шаги в науку»; Центр развития образования проводит городскую межшкольную конференцию «Первые шаги в науку».

Эффективность внедрения модели организации исследовательской  деятельности младших школьников прослеживаются в организационном аспекте:

- в исследовательской  деятельности включены младшие школьники, их родители, руководители исследовательской деятельности;

- создана нормативно-правовая  база сопровождения организации  исследовательской деятельности;

- в целях  качественной подготовки учащихся  организованы различные формы исследовательской работы с учащимися.

Подготовительная  работа к выполнению исследования началась с постановки задач:

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

Информация о работе Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся