Особенности цветового воздействия на детей дошкольного возраста и цветовая организация среды в учреждениях дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения, несомненно, имеет решающее значение для полноценного учебно-воспитательного процесса, но ее оформление, к сожалению, строится на принципах, выработанных в середине – второй половине ХХ в. С их помощью не всегда можно решить современные проблемы в организации цветовой и предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воздействие цвета на нервную систему человека
Цветовые предпочтения детей дошкольного возраста
Эмоциональное воздействие цвета
Влияние цвета на формирование характера
Мышление ребенка и цветовой диапазон
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ И ДИЗАЙН ПОМЕЩЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методика использования цвета в дизайне среды дошкольного учреждения
Учет индивидуальных особенностей дошкольника в оформлении детского помещения: рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по методике изо.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЦВЕТОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

6

1.1

Воздействие цвета на нервную систему человека

6

1.2

Цветовые предпочтения детей дошкольного возраста

8

1.3

Эмоциональное воздействие цвета

11

1.4

Влияние цвета  на формирование характера

12

1.5

Мышление ребенка  и цветовой диапазон

13

Глава 2

ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ И ДИЗАЙН ПОМЕЩЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

15

2.1

Методика использования  цвета в дизайне среды дошкольного  учреждения

15

2.2

Учет индивидуальных особенностей дошкольника в оформлении детского помещения: рекомендации

19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

29

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

31


 

 

Введение

 

 

Предметно-развивающая  среда дошкольного учреждения, несомненно, имеет решающее значение для полноценного учебно-воспитательного процесса, но ее оформление, к сожалению, строится на принципах, выработанных в середине – второй половине ХХ в. С их помощью не всегда можно решить современные проблемы в организации цветовой и предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Например, следующие:

1. Сохранение  и иногда доминирование традиционного  (с ориентировкой на рекомендации 1960–1980 гг.) или формального подходов к определению способов организации пространства, его наполненности, выбору цветовых решений. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая  стихийность при цветовом оформлении игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами, личными цветовыми предпочтениями руководителя дошкольного учреждения или воспитателя.

3. Цветовая пестрота, перенасыщенность предметной среды  или наполненность большим числом одноцветных материалов.

4. Непродуманность  и нерациональная организация,  создание цветовой среды не  как целостного пространства, а  как механической суммы зон  и уголков, что дезорганизует  детей, приводит к повышению  тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование  пространства, статичность цветовой  среды, что провоцирует снижение  интереса дошкольников к ее  освоению.

6. Нарушение эстетической  гармонии в оформлении, использование  большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к утомляемости.

7. Непонимание изменения  пространства современного ребенка.  Появление новых игрушек и пособий (конструктора «Лего», трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах массмедиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для прошлого века среду. Динамичная и яркая виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их потребностей и субкультуры.

Для решения этих актуальных вопросов цветовой организации пространства и была выбрана данная тема курсовой работы.

Цель исследования – изучить теоретические аспекты цветового воздействия на дошкольников и адаптировать их для практического применения в современном дошкольном учреждении.

Задачи  исследования:

1) проанализировать  современные подходы к психологическому воздействию цвета на эмоции, характер, поведение и мышление ребенка;

2) установить специфические особенности воздействия цветов длинноволновой и коротковолновой части спектра на детей дошкольного возраста;

3) выработать на основе теоретического анализа методические рекомендации по цветовому оформлению помещений дошкольного учреждения;

4) определить критерии выбора цветового решения для детских помещений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

Объект исследования – воздействие цвета на дошкольника, цветовая организация пространства.

Предмет исследования – критерии применения цвета при выборе колористического решения и дизайна среды в дошкольном учреждении.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, проектирование содержания методических рекомендаций, сравнение), эмпирические (педагогическое наблюдение в дошкольном учреждении), методы обработки результатов исследования (обобщение).

 

 

Глава 1

Психологическое воздействие цвета на детей дошкольного возраста

 

 

Казалось бы, что очевидным является суждение о том, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное непосредственное влияние. Однако эта идея о непосредственном воздействии цвета на психику дошкольника вызывает активное неприятие сторонников социокультурного подхода в объяснении происхождения цветовых ассоциаций. Не отрицая роли предметных связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового воздействия на ребёнка.

 

 

1.1 Воздействие цвета на нервную систему человека

 

 

Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического  статуса организма ребенка. И. Годневым показано, что на свету обостряются осязательная, обонятельная и вкусовая чувствительность. Переход от темноты к свету приводит к уменьшению частоты пульса и повышению кровяного давления. П. Лазарев в Москве демонстрировал опыт, показывающий факт усиления слуховой чувствительности под влиянием освещения.

Особые заслуги  в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога – проф. С. Кравкова. Результаты экспериментальных работ его школы показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям нервной системы, а оно, в свою очередь, оказывает влияние на цветовое зрение. Например, снижение (или повышение) чувствительности к цвету означает увеличение (или уменьшение) абсолютного порога различения данного цвета. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению – в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов нервной системы между собой.

Исходя из этого, становится понятным ряд «положительных»  и «отрицательных» значений цветов. Так, синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как  релаксирующих, успокаивающих, и поэтому  особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению.

Характер взаимосвязи  белого и черного с деятельностью  нервной системы является аналогичным. После активного, напряженного, насыщенного  событиями дня (белый) наступает  ночь (черный), когда человек может расслабиться и отдохнуть. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние и находиться в нем достаточно долго. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, достижению необходимого уровня активности.

Цветовое воздействие  может усиливать проявления стресса. Так, к примеру, «цветовая нагрузка»  с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющееся состояние.

Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы. Известны случаи т.н. «цветового голодания» у  детей, когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки отмечается даже задержка интеллектуального развития.

 

 

1.2 Цветовые предпочтения детей дошкольного возраста

 

 

Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей  дошкольного возраста в ХІХ веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К. Бардина приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой-либо закономерности в цветовых предпочтениях детей [4, с.249]. Современные исследования Б. Базымы позволяют не согласиться с подобным выводом.

Он сравнил цветовые предпочтения детей по исследованиям двенадцати ученых и внес данные в таблицу. Учитывая, что в различных исследованиях использовалось разное количество цветовых стимулов, в таблицу внесены данные о предпочтении тех цветов, которые упоминались не менее чем в пяти работах.

Таблица 1.1. Цветовые предпочтения дошкольников

1 2 3 4 5 6 7 8

Красный   8 2 1 1         1.58

Желтый   3 4 1 1   1   1 2.00

Голубой\синий  1 1 4 1 2     1 3.70

Коричневый    1   1 3       4.20

Зеленый     3 1 1     1 2 4.75

Оранжевый       2 1     2   4.80

Фиолетовый        2   2   1 5.60

 

По результатам  восьми работ из двенадцати, красный занимает первое место в списке цветовых предпочтений детей, а в остальных случаях не опускается ниже четвертого места. Подобный результат дает право считать его «самым любимым» цветом детского возраста, учитывая тот факт, что первую от последней работы из выше приведенного списка отделяет более полувека, а работы проводились в разных странах.

Вслед за красным  следует желтый, использовавшийся в одиннадцати исследованиях. В девяти из них он также не опускается ниже четвертого места и, хотя он менее «популярен», чем красный, положительное отношение к нему у детей значительно превалирует над отрицательным.

Цвета коротковолновой  части спектра (синий и зеленый) значительно проигрывают им в популярности.

Любовь детей  к цветам «активной стороны» проявляется и в их рисунках. В работе В. Мухиной показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще, что в свою очередь, приводит, с точки зрения взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению. Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5-ти лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка. При этом, дети могли давать пояснения типа: «черное – грязное – некрасивое».

Г. Фрилинг и  К. Ауэр выявили, что дети от 4 до 10 лет  отдают предпочтение красному, пурпурному, розовому и бирюзовому и отвергают  черный, темно-коричневый и серый. Причем, в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями. «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый» [19, с. 88].

При обосновании  своего цветового выбора дети не опираются  на предметные ассоциации цвета, а исходят  из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Подобные факты  дают основание считать, что нервная  система здорового ребенка действительно  объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части  спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка. В этой связи, можно предположить, что т.н. «ночные страхи» детей младшего школьного возраста, при которых ребенок не может заснуть в темной комнате из-за страха перед ее чернотой и требует приоткрыть дверь или зажечь свет, связаны, кроме всего прочего, и с «цветовой депривацией».

Информация о работе Особенности цветового воздействия на детей дошкольного возраста и цветовая организация среды в учреждениях дошкольного образования