Особенности цветового воздействия на детей дошкольного возраста и цветовая организация среды в учреждениях дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения, несомненно, имеет решающее значение для полноценного учебно-воспитательного процесса, но ее оформление, к сожалению, строится на принципах, выработанных в середине – второй половине ХХ в. С их помощью не всегда можно решить современные проблемы в организации цветовой и предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воздействие цвета на нервную систему человека
Цветовые предпочтения детей дошкольного возраста
Эмоциональное воздействие цвета
Влияние цвета на формирование характера
Мышление ребенка и цветовой диапазон
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ И ДИЗАЙН ПОМЕЩЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методика использования цвета в дизайне среды дошкольного учреждения
Учет индивидуальных особенностей дошкольника в оформлении детского помещения: рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по методике изо.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

  в) Успокаивающие  цвета. Это Зелено-Голубой, Голубой,  Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый). Применяются в помещениях для  пассивного отдыха: холлы, спальни,  фае учреждений.

  г) Цвет как эстетический фактор (нравится - не нравится).

  д) Цвет  как средство выявления формы  и организации пространства. Зрительные  искажения величин предметов  с помощью цвета: если взять  три одинаковых по размерам  квадрата, один из которых будет  окрашен в ахроматический цвет, второй - в один хроматический, третий - многоцветный, то самым большим будет казаться ахроматический, хроматический - чуть поменьше, а самым маленьким будет казаться многоцветный. Иллюзия оценки веса предмета: светлый предмет легче темного, холодный легче теплого, самые тяжелые - темные, малонасыщенные и теплые, самые легкие - светлые, малонасыщенные и холодные. Эффект приближения и удаления: насыщенный цвет воспринимается более близко расположенным чем малонасыщенный. Теплы цвета (Желтый, Оранжевый, Красный, Пурпурный) выступающие. Холодные (Голубой, Синий, Фиолетовый) - отступающие. Зеленый по отношению к холодным будет выступать, хотя и считается нейтральным. В группе выступающих цветов заметнее выступают цвета светлее фона. В группе отступающих цветов эффект удаления усиливается по мере затемнения цвета в сравнении с фоном.

     3) Цвет как средство информации.

Красный - запрет, опасность, остановка.

Зеленый - разрешение, пуск, безопасность.

Желтый - предупреждение.

Синий - нейтрализующий (для указателей и ориентирующих знаков)

Оранжевый - предупреждает  об опасности.

Желтый+Черный - отпугивающая окраска.

      Ребенок жадно впитывает впечатления  от окружающего мира. Острота  эмоциональных ощущений и восприятий  ребенка обязывает дизайнеров и педагогов при создании интерьера помещений, где находятся дети, максимально учитывать возможную реакцию ребенка. Окружающие детей условия должны не только ласкать глаз, но и быть удобными, целесообразными. Красиво оформленная, приятная по цвету групповая комната, спальня и приемная - все это пробуждает у детей любовь к прекрасному, создает комфорт, удобство.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Базыма, Б. Психология цвета: Теория и практика / Б.А. Базыма.- Москва: Речь, 2005.- 208 с.
  2. Базыма, Б. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом/ Б.А. Базыма // Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины: материалы конференции.- Харьков.- 1998.- С. 106-109.
  3. Базыма, Б., Густяков Н. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач. //Вестник ХГУ. Харьков.- 1988.- № 320.- С. 22-25.
  4. Бардин, К. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. Москва, 1972.- С. 244-264.
  5. Берзницкас, А. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1980.
  6. Бразман, М., Дорофеева, Э., Щербатов, В. О дифференциации некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности //Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1967.-С. 171-174.
  7. Веккер, Л. Психические процессы / Л. Веккер.- Т. 2. Л., 1981.- 325 с.
  8. Ворсобин, В., Жидкин, В. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. //Вопросы психологии. 1980.- N3. - С. 121-124.
  9. Дерибере, М. Цвет в жизни и деятельности человека / М. Дерибере.- Москва, 1965.
  10. Дорофеева, Э. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. //Психические заболевания. Л., 1970.- С. 319-326.
  11. Кравков,  С. Цветовое зрение / С. Кравков.- Москва, 1951.
  12. Ламехова Н. Аспекты формирования архитектурной среды для дошкольного образования. Екатеринбург: УГАРХА - Изд дом Сорокиной

[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ids55.ru/ais/articles/architect/336-2012-04-02-07-24-00.html. Дата доступа: 21.11.2012. 

  1. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова.- Минск, 1984. -286 с.
  2. Мусанипова, Х. Цветовое решение и дизайн помещений в ДОУ: Методические рекомендации. Мичуринск, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-340532.html#10448502. Дата доступа: 21.11.2012.
  3. Мухина, В. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. Мухина.- Москва, 1981. -240 с.
  4. Петренко, В., Кучеренко, В. Взаимосвязь эмоций и цвета. //Вестник МГУ. -1988. -серия 14.- Психология.- № 3.- С. 70-82.
  5. Руденко, В. Цвет-эмоции-личность. //Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. - С. 107-115.
  6. Урванцев, Л. Психология восприятия цвета: Методическое пособие / Л. Урванцев. - Ярославль, 1981. - 65 с.
  7. Фрилинг, Г., Ауэр, К. Человек, цвет, пространство / Г. Фрилинг.-Москва, 1973.
  8. Чхартишвили, Ш., Гобечия Ф. Влияние потребности на восприятие цветов в дошкольном возрасте. //Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

Информация о работе Особенности цветового воздействия на детей дошкольного возраста и цветовая организация среды в учреждениях дошкольного образования