Особенности цветового воздействия на детей дошкольного возраста и цветовая организация среды в учреждениях дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения, несомненно, имеет решающее значение для полноценного учебно-воспитательного процесса, но ее оформление, к сожалению, строится на принципах, выработанных в середине – второй половине ХХ в. С их помощью не всегда можно решить современные проблемы в организации цветовой и предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воздействие цвета на нервную систему человека
Цветовые предпочтения детей дошкольного возраста
Эмоциональное воздействие цвета
Влияние цвета на формирование характера
Мышление ребенка и цветовой диапазон
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ И ДИЗАЙН ПОМЕЩЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методика использования цвета в дизайне среды дошкольного учреждения
Учет индивидуальных особенностей дошкольника в оформлении детского помещения: рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по методике изо.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3 Эмоциональное воздействие цвета

 

 

В «Учении о  цвете» И. Гете писал, что цвет – продукт света, вызывающий эмоции. Когда мы говорим: «…почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции – цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными вызывать чувство, они предстают перед человеком сами как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так?

Существенным  фактом является достаточно жесткая  степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый ребёнок, начиная с 3-4 лет, когда он может озвучить свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их различать по эмоциональному знаку.

Сотрудницей профессора В. Кравкова Л.  Шварц было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением – к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо неприятных событиях [11, с. 24-30].

Следуя задаче нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4 лет, как это  показано в работе В. Мухиной, чаще всего используют светлые, яркие краски – желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В. Мухина, цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные [15 с. 205]. Проведенный сравнительный анализ использования «не подражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».

Результаты этих работ показывают, что цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства, а значит, утверждаемая рядом исследователей ведущая роль фактора научения в образовании цветэмоциональных связей не может быть принята.

 

 

1.4 Влияние цвета на формирование характера

 

 

Одним из немногих обще употребляемых в психологии понятий, относящихся к сфере  характера, является введенное К. Юнгом понятие «экстраверсии-интроверсии».

Удалось выявить  определенную связь между цветовыми  выборами и значениями факторов экстраверсии и интроверсии. Наиболее однозначные  различия обнаружились при сравнении  подгрупп испытуемых со средними показателями экстраверсии и интроверсии. В первой подгруппе красный цвет уверенно занимал первое место, в то время как у интровертов он, в лучшем случае, находился в середине цветового ряда. Для интровертов оказалось характерным более частое предпочтение фиолетового и черного цветов. Выборы фиолетового цвета находились в прямой зависимости и от уровня интроверсии испытуемых. Его активное предпочтение отмечено у 86% испытуемых с показателем выше 12 баллов.

 

 

1.5 Мышление ребенка и цветовой диапазон

 

 

Цветовое воздействие  на психический аппарат дошкольника затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, – мышление. Речь не об информационной, а об энергетической стороне цветового воздействия.

Эмпирические  наблюдения показывают, что в различных  цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Г. Фрилинг и К. Ауэр не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом – учебных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками.

В исследовании А. Берзницкаса было получено 8 цветовых профилей интеллектуальных эмоций, которые автор соотносит с основными фазами мыслительного процесса. Так, скажем, для таких эмоций как «догадка», «удивление», «уверенность» общим является выбор самых ярких и светлых цветов – красного и желтого. Реже всего с этими эмоциями испытуемые ассоциировали черный, серый и темно-синий. Вместе с тем, «сомнение» и «огорчение» связывались испытуемыми с серым, коричневым, черным и темно-синим [5, с. 12].

В исследованиях  Н. Густякова изучалась динамика цветовых предпочтений в процессе решения задачи. Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Неблагоприятным в этом плане был и первоначальный выбор преимущественно темных цветов. А в преддверии инсайда испытуемые отдавали выраженное предпочтение красному и желтому [3, 22-25].

Таким образом, цветовая организация среды в дошкольном учреждении имеет решающее значение для эмоционального состояния, интеллектуального развития ребенка, его мыслительной деятельности и эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Цветовое  решение и дизайн помещений в  дошкольном учреждении

 

2.1 Методика  использования цвета в дизайне среды учреждений      дошкольного образования

 

Создавая условия  для гармоничного всестороннего  развития ребенка, не стоит забывать об эстетической составляющей организации  пространства. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а, следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников [14, c. 5-10].

Ребенок жадно  впитывает впечатления от окружающего  мира. Острота эмоциональных ощущений и восприятий ребенка обязывает дизайнеров и педагогов при создании интерьера помещений, где находятся дети, максимально учитывать возможную реакцию ребенка. Окружающие детей условия должны не только ласкать глаз, но и быть удобными, целесообразными. Красиво оформленная, приятная по цвету групповая комната, спальня и раздевалка – все это пробуждает у детей любовь к прекрасному, создает комфорт, удобство.

Цвет является одним из основных компонентов в  художественном оформлении интерьера. Цвет может придать предмету, интерьеру ощущение легкости и тяжести, тепла и холода, он может зрительно ограничить, приблизить, разделить или сгруппировать пространственные зоны. Цвет способен также изменить восприятия объемов, их масштабность и форму [12, c. 4-8].

Физиологическое воздействие цвета на дошкольника может быть как стимулирующим, так и тонизирующим. В зависимости от площади окраски и интенсивности цвет, как было отмечено ранее, может вызывать различные эмоции: успокаивать, радовать, возбуждать, утомлять, подавлять. Цвет для помещения должен подбираться по двум основным принципам:

 • по сходству (подбираются цвета, стоящие в цветовом кругу по соседству: сочетание желтых и желто-оранжевых, синих и светло-синих и т.д.), и этот принцип уравновешивает психику;

 • по контрасту:  цвета, лежащие на диаметрально  противоположных сторонах цветового  круга (желтый – фиолетовый, желтый  – зеленый), и цвета, лежащие  на вершинах равностороннего  треугольника, вписанного в цветовой  круг – в этом случае психика  возбуждается.

Цвет черпает  свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Следовательно, рекомендуется подбирать синие  и голубые тона помещения и  оборудования, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные, желтые и оранжевые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где дети могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо – например, в спортивном зале. При подборе цвета помещений, мебели, оборудования следует избегать одноцветности, т.к. однообразие надоедает, вызывая торможение. Рациональная окраска учебных зон, помещений и оборудования может обеспечить эффективность учебной деятельности.

При подборке цвета  необходимо учитывать расположение помещения. Помещение, выходящее на южную сторону с избытком естественного  освещения, должно окрашиваться в холодные цвета. В помещении, выходящем на северную сторону, должны использоваться теплые цвета. Известно, что цветовое воздействие интерьера тем естественнее, чем более цветовые тона стен, пола и потолка соответствуют впечатлениям, получаемым человеком в природе; тональность пола по ассоциации с землей должны иметь более теплую, насыщенную окраску; стены - по аналогии с пейзажем - будут светлее, а потолок совсем светлый, как небосвод.

Цветовые решения дошкольного учреждения следует рассматривать и в связи с возрастными особенностями детей. Так, например, малыши очень восприимчивы к ярким простым цветам, дети постарше уже различают смешанные цвета, настильность тона. В дошкольном учреждении дети находятся довольно продолжительное время, и это необходимо иметь в виду при подборе цвета основных стен помещения.

Для окраски помещения, где  находятся дети младшего возраста, можно рекомендовать очень светлые теплые (оранжевые, розовые, персиковые, желтые) тона, с выделением зоны для игр – с более яркими, насыщенными тонами. В интерьере старших групп появляется специальное оборудование для занятий, размещенное на хорошо освещенной стене. Рекомендуемые тона этой стены – зеленые, наиболее восприимчивые для глаза, не утомляющие его. Учебное оборудование, панно, должно быть выделено более контрастными, звучными цветами. Исходя из теоретических рекомендаций, считается, что зеленовато-голубые, желто-зеленые, кремовые тона – наиболее верно организуют климат интерьера старших групп дошкольного учреждения.

При оформлении детских помещений следует учитывать, что надписи, символы, формы предметов  должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное окрашивание, размещение предметов. Контрастность вызывает у человека состояние напряжения, пробуждающее интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние напряжения, что вредно отражается на здоровье.

Вспомогательные помещения – коридоры, раздевалки можно предложить окрасить в более интенсивные по тону, в основном, солнечными цветами, которые увеличивают освещенность коридора, приемной. Большое значение имеет в оформлении украшения - эстампы, изделия декоративно - прикладного искусства, которые должны яркими пятнами дополнять цветовую гамму интерьера. Кроме всего перечисленного необходимо, чтобы в оформлении стен присутствовали детские работы по изобразительной деятельности, особенно интересно, выгодно выглядят работы, выполненные нетрадиционными способами. Большие, гармонично оформленные панно, выполненные детьми всей группы, вместе с воспитателем выгодно смотрятся в групповой комнате или в приемной. (Это могут быть работы, выполненные в технике пластилинографии, аппликация из скатанной бумаги).

Помещения становятся уютными и приветливыми, когда  их оживляют произведения искусства. Художественно  выполненные и умело подобранные  по тематике картины способны поднять  настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т.д. При подборе картин необходимо проявлять максимум требовательности к их художественному совершенству и тщательно учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям. Красивые вещи, предметы всегда радуют детей и углубляют их эстетические чувства. Как лучше декорировать, распределить на стене рисунки, сделать монтаж?

Примерно одинаковые по величине элементы желательно упорядочивать  горизонтально или вертикально. Рядом можно разместить контрастный элемент, причем контрасты возможны как по величине, так и по форме. Интересно выглядит контрастная группировка: большой рисунок и рядом несколько маленьких объектов.

Определенной  культуры требует монтаж рисунков. Их желательно прикреплять на мягкую стену, на специальный планшет с помощью особых зажимов, прищепок. При использовании скотча не рекомендуется делать отдельные наклейки, поскольку это создает небрежность в целом от монтажа. В этом случае желательно делать целостную рамку по периметру всего рисунка. С целью достижения рельефного эффекта можно вставлять рисунки в объемную рамку, вешать на шнурах (стабильных или подвижных). При этом рисунок в такой рамке не только украшает помещение, но и является пространственным разграничителем.

Рассмотрим  основные цвета помещений для  детей и комплексно оценим эффективность их применения.

 

 

 

2.2 Учет индивидуальных особенностей дошкольника в оформлении детского помещения: рекомендации

 

В применении методов рационального оформления предметной среды дошкольного учреждения, к сожалению, встречаются некоторые заблуждения, преодолению которых посвящен данный раздел.

Заблуждение первое. Цвета воздействуют на всех одинаково. И в книгах по цветоведению, и в современных пособиях для бизнесменов (например, «Как управлять людьми с помощью цвета»), и в любой популярной книге по Фэн-шуй приводятся одни и те же принципы влияния цвета на человека. На самом деле это не совсем так. Каждый цвет имеет свое значение лишь в рамках определенной культуры. Например, для европейца белый символизирует чистоту и невинность, а для жителя Китая – смерть и похороны. В то же время в китайской традиции цвет знаний – голубой, а в европейской – желтый: именно он активизирует деятельность мозга. Однако не стоит окрашивать стены группы дошкольного учреждения желто-голубыми обоями в надежде на то, что это будет стимулировать умственное развитие воспитанников. Надо помнить, что цвета воздействуют не объективно – сразу на подсознание и физиологию, а скорее субъективно, через культурную среду. И вряд ли на практике смешение сведений, полученных из европейской психологической литературы, и постулатов учения Фэн-шуй окажет особый эффект.

Информация о работе Особенности цветового воздействия на детей дошкольного возраста и цветовая организация среды в учреждениях дошкольного образования