Особенности цветового воздействия на детей дошкольного возраста и цветовая организация среды в учреждениях дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения, несомненно, имеет решающее значение для полноценного учебно-воспитательного процесса, но ее оформление, к сожалению, строится на принципах, выработанных в середине – второй половине ХХ в. С их помощью не всегда можно решить современные проблемы в организации цветовой и предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воздействие цвета на нервную систему человека
Цветовые предпочтения детей дошкольного возраста
Эмоциональное воздействие цвета
Влияние цвета на формирование характера
Мышление ребенка и цветовой диапазон
ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ И ДИЗАЙН ПОМЕЩЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методика использования цвета в дизайне среды дошкольного учреждения
Учет индивидуальных особенностей дошкольника в оформлении детского помещения: рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по методике изо.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Заблуждение второе. Цвет способен прийти на выручку дошкольникам вопреки их собственной воле. Например, дети усваивают материал неважно и не хотят заниматься спортом. Желая помочь им изыскать внутренние силы, взрослые меняют цветовую гамму интерьера: теперь в нем превалирует красный, стимулирующий активность. И ждут результата.

От такого подхода лучше отказаться. Каждый человек, а значит, и члены каждой группы, обладают особым темпераментом, складом характера, а соответственно – по-особому реагируют на события и воздействия. Если большинство ребят замкнуты и склонны витать в облаках, красные стены и мебель не сделают их отличниками и звездами спортивных эстафет. Да, они будут стимулировать активность, но она, скорее всего, останется внутренней. Более того, возможно, дети станут подавлять ее, чтобы сохранить свое спокойствие. Подобный внутренний конфликт может даже привести к неврозу.

Кратко ассоциативно охарактеризуем некоторые эмоционально-цветовые типы помещений для дошкольников и свяжем их с особенностями цветовосприятия  в восточноевропейской культуре. На основе этого сформулируем практические советы по окрашиванию и дизайну среды, которые могут быть полезны не только воспитателям дошкольного учреждения, но и родителям.

Белое помещение: энергия жизни. У многих народов белый цвет – символ удачи, добра, жизни. По некоторым поверьям, если в белый выкрасить стены дома изнутри, то в нем будет мир, а если косяки дверей – каждый человек, входя в жилье, оставит свое зло снаружи. Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как несет надежду, энергию и мощь преобразования. Он эффективно тонизирует организм, а также оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных детей, их самооценка повышается. Однако господствующий белый может вызвать ощущение неприступности и превосходства над другими, а также впечатление чрезмерной стерильности помещения. Его лучше использовать в сочетании с другими цветами.

Серая среда: двойственность натуры. Предпочитающие серый цвет, не считают, что с помощью эмоций можно что-то изменить, не верят в искренность переживаний; они полагают, что чувства следует проявлять только в определенных обстоятельствах (но не сейчас). Отсюда их постоянная скованность, сдержанность и, следовательно, эмоциональное истощение. Серый цвет стабилизирует окружающую обстановку, однако он двойствен. С одной стороны, имеет негативное значение: человек в серой комнате чувствует себя изолированным, отделенным от других, ему кажется, что у него нет будущего, он болен, никому не нужен, ему чего-то не хватает.

С другой стороны, в своем положительном значении серый цвет соответствует уверенности, что окружающее незыблемо и все лучшее – впереди. С этой двойственностью связаны особенности воздействия на человека различных оттенков цвета.

Светло-серый успокаивает и тело, и душу – ведь он стремится к белому. Причем вызывает легкое ощущение покоя, свободы, обусловливает хорошее психоэнергетическое состояние. А темно-серый, напротив, являясь отражением борьбы разума с беспричинной тревогой, лишен внутренней энергии, он давит, «подрезает крылья». Любой оттенок серого не побуждает к активным действиям. А темно-серая комната для здоровых детей не подходит, так как это цвет болезни, пассивности, скуки.

Желтая игровая: средоточие ума. Желтый цвет олицетворяет ум – считается, что он влияет на интеллектуальное развитие, стимулирует расширение познавательных интересов. Он помогает преодолевать трудности, способствует концентрации внимания (поэтому, например, некоторые тесты, сдаваемые в аудитории с желтыми стенами, проходят наиболее успешно). Под воздействием желтого человек быстро принимает решения. Людям, предпочитающим этот цвет, присущи такие качества, как высокая самооценка, уверенность в себе, оптимизм, позитивное мышление, а также активная жизненная позиция и работоспособность. Тем, кто отвергает желтый, как правило, не хватает психологической самостоятельности.

Желтый цвет стимулирует развитие интуиции и сообразительности. Его присутствие в детском помещении положительно сказывается на всех аспектах жизни ребенка. Он прекрасно подходит для оформления комнаты для игр, так как активизирует деятельность мозга, поднимает настроение, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения. Этот цвет противопоказан лишь в случаях, если ребенок слишком возбудим или страдает невралгией.

Зеленые стены: возможность расслабиться. Такая комната – помещение для релаксации. Зеленый цвет рождается в результате слияния синего и желтого, поэтому в нем сочетаются качества и того и другого. Отсюда покой и минимум движения. Он способствует самоанализу, стимулирует стремление человека разобраться в самом себе, ничего не требует и никуда не зовет. Однако этот цвет несет потенциальную энергию: он всегда обещает некие жизненные перспективы, символизирует процветание и новые начинания. Зеленый нормализует давление, стабилизирует пульс и дыхание, повышает остроту зрения. Ребёнок под его воздействием становится более внимательным – вот почему в прошлом письменные столы затягивали сукном зеленого цвета, а настольные лампы имели зеленые абажуры. Кроме того, господство зеленой гаммы в интерьере способствует хорошему настроению, помогает бороться с бессонницей. Рисунки, игрушки и переплеты книг в зеленых тонах – то, что необходимо дошкольнику.

Для спального помещения идеальна пастельная гамма. Она освежает комнату, создает хорошее настроение. Можно окрасить все стены в разные тона. Так, голубоватая или зеленоватая стена, на которую падают солнечные лучи, снижает яркость цвета и вызывает ощущение прохлады. Стену, находящуюся в тени, лучше сделать персиковой или кремовой. А для стимулирования творческой деятельности ребенка японские дизайнеры рекомендуют развешивать на стенах детские рисунки. Это придаст комнате индивидуальный стиль.

Фиолетовое помещение: избыток чувств. Фиолетовый – тяжелый цвет. Его надо разбавлять «золотом», иначе он может привести к депрессии. Предпочитают фиолетовый люди сентиментальные, слишком отдающиеся своим чувствам, увлекающиеся мистикой либо те, кто не может найти в себе силы реализоваться. Личности независимые, рациональные, умеющие контролировать свои эмоции и действия, как правило, его отвергают. Фиолетовый цвет для дошкольных учреждений не самый удачный, так как, по данным физиологов, снижает пульс, а по наблюдениям психологов, заставляет концентрироваться на своих чувствах и не способствует эмоциональному созреванию.

Красные тона: движение и активность. Красный – источник энергии, он олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе. Это цвет активности, импульсивности, деятельности, он воодушевляет и дает силы. Люди, предпочитающие его, всегда в движении и добиваются того, чего хотят. Они любят быть первыми, хотя у них не всегда это получается. Девиз этого цвета: «Пусть выживет сильнейший». Красный способен оказать и разрушительное влияние, как огонь, который и согревает, и сжигает. Он заставляет насторожиться при опасности. Приверженцам этого цвета свойствен максимализм в эмоциях: такие люди страстно любят, страстно ненавидят и страстно верят. Они практичны, обычно не ходят вокруг да около (никогда не уговаривают – берут то, что им нужно), хотя склонны к поступкам спонтанным.

Красный и бордовый цвета возбуждающе действуют на нервную систему, повышают кровяное давление. Гипотоники и апатичные, малоактивные дети почувствуют себя лучше в интерьере с яркими красными акцентами. Но это должны быть именно отдельные элементы, а не красные обои на четырех стенах. При длительном воздействии этот цвет негативно влияет на детскую психику, поэтому интерьер с преобладанием красного может вызвать головные боли и ночные кошмары. Дети, живущие в такой комнате, чаще ссорятся.

Оранжевая комната: теплое солнце. Этот теплый, радостный и энергичный цвет обладает всеми плюсами красного, но не несет агрессии, действует довольно мягко. Жизненная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все остальные цвета. Он постоянно держит в тонусе, связан с самоутверждением, стремлением к достижению цели. Оранжевый – это теплота, блаженство, накал, но в то же время – приглушенный свет заходящего солнца. Практически всегда он влияет благотворно, так как улучшает настроение, навевая мысли о позитивных сторонах жизни (в отличие от синего). Этот цвет помогает дошкольнику чувствовать себя более раскрепощенным и свободным, настраивает на оптимизм и открытость в общении.

Как утверждают исследователи детской психики, оранжевый любят все малыши. Он способствует пищеварению, усиливает аппетит, но перебор с этим цветом в интерьере может вызывать у ребенка переутомление, а порой даже головокружение. Поэтому лучше всего, если в детской оранжевыми будут лишь несколько деталей. Оранжевый оказывает активизирующее влияние на замкнутых детей, помогает освободиться от страхов. Он стимулирует развитие творческих способностей.

Розовое помещение: мир грез. Розовый говорит о романтичности, доброте, любви, страстности. Теплота этого цвета растворяет негатив. Он создает ощущение комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей и мрачного настроения, помогает преодолеть кризисные состояния. Розовый часто выбирают чересчур чувствительные люди. Преобладающий розовый свидетельствует о потребности человека в защите, о его отстраненности от реальной жизни, уходе в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение этим цветом говорит о том, что ребенок – слишком тонкая, эмоциональная, аристократичная натура, которой сложно вписаться в окружающий грубый мир. Если родители хотят воспитать своего ребенка лидером, воспитатель такой цвет для его комнаты рекомендовать не должен.

Синяя спальня: бездонный омут. У этого цвета «нет дна» – он бесконечен, затягивает в себя. При этом его силу недооценивают. Он создает предпосылки для глубоких размышлений над жизненными ситуациями, призывает к поискам смысла, истины. В то же время синий косвенным образом вгоняет воспитанника в меланхолию, когда он не получает ответа на мучающие его вопросы. Приверженцев синего отличает постоянство, упорство, самоотверженность, строгость. Они стараются все привести в порядок, систематизировать, всегда имеют собственную точку зрения, если что-либо делают – то самозабвенно, а их преданность другим может доходить до добровольного рабства.

Синий угнетает нервную систему, вызывает ослабление пульса, снимает мышечное напряжение и притупляет болевые ощущения. Иногда под его влиянием наступают усталость и депрессия. В помещении, предназначенном для детей, этот цвет может присутствовать лишь весьма ограниченно: например, детали отделки, кайма штор и т.п.

Черный цвет: загадочный внутренний мир. Черный все скрывает, он притягивает и пугает, загадочен, но в то же время богат и неоднозначен. Черный всегда бросает людям вызов, и под его влиянием они высвобождают свою сущность. Человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Напряженную атмосферу черной комнаты нельзя назвать полезной для благополучного эмоционального развития ребенка. Черный предполагает отрицание других цветов. И если ребенок предпочитает его, это обычно свидетельствует об активном неприятии, например, жизненных ценностей старших, или взаимоотношений родителей, или мира взрослых в целом. Черный цвет в комнате дошкольника может говорить о том, что он выстраивает свою модель мира – достаточно агрессивную, или о пессимистическом, бездеятельном периоде жизни, поэтому черный цвет в дизайне используется с осторожностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В заключении сформулируем основные выводы, вытекающие из проведенного исследования.

Цвет является одним из основных компонентов в художественном оформлении интерьера. Цвет может придать предмету, интерьеру ощущение легкости и тяжести, тепла и холода, он может зрительно ограничить, приблизить, разделить или сгруппировать пространственные зоны. Цвет способен также изменить восприятия объемов, их масштабность и форму.

     Цветовая среда - это система, элементами которой являются цвета всех составляющих объемно-пространственной структуры и ее наполнения, воспринимаемые по распределению в пространстве и времени.

   Основными принципами формирования цветовой среды дошкольного учреждения являются:

   1) Цвет  как фактор зрительного комфорта:

 а) для  обеспечения оптимальных условий  функционирования органа зрения  следует придерживаться следующей  системы отношения яркостей. Нижняя  зона помещения относительно  темная Р ( коэффициент светлоты) = 0,4-0,3. Средняя зона светлее (Р=0,5-0,7). Верхняя зона - самая светлая (Р=0,8-0,9).

 б) если  в помещении рассматриваются  какие-либо объекты, необходимо  обеспечить условия для их  наилучшего восприятия (светлое  на темном, темное на светлом,  или на контрастном фоне)

 в) если  глаз вынужден долго фиксировать  какой-либо объект, следует дать  ему возможность отдохнуть на  контрастирующем цветовом пятне

 г) полный  ахроматизм также утомителен  для глаза как чрезмерная перенасыщенность  цвета (пестрота)

 д) физиологически оптимальными цветами являются средневолновые (от Желтого до Голубого).

     2) Цвет как фактор психофизиологического  воздействия:

  а) Возбуждающие  цвета применяются там, где  требуется большая двигательная  активность или мышечное напряжение, где надо взбодрить дошкольника, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-физический тонус. К возбуждающим цветам относят: Красно-Оранжевый, Красный, Пурпурный. В дополнение к вышеперечисленным цветам, часто могут применяться контрастирующие сочетания (например, Красный + Зеленый).

  б) Тонизирующие  цвета. Это Оранжевый, Желто-Оранжевый,  Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый травяного  типа. Они применяются в интерьерах, где ставятся задачи особого  направленного духовного воздействия  на ребёнка, но где также надо поддерживать в нем деловую бодрость и работоспособность, т.е. тонизировать.

Информация о работе Особенности цветового воздействия на детей дошкольного возраста и цветовая организация среды в учреждениях дошкольного образования