Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:19, курсовая работа
Проблемы семьи в России в настоящее время связаны с общемировыми тенденциями, но также определяются спецификой исторического периода развития нашей страны. Состояние семейного воспитания тесно связано с общественными процессами. Преобразования, осуществляемые в российском обществе, актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в становлении личности ребенка. Социальные проблемы в современном обществе затронули семью, снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Об этом свидетельствуют такие показатели, как появление большого числа неполных семей, низкая рождаемость, частое расторжение брака, увеличение категории детей-сирот.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы детско-родительских отношений в современной российской семье……….6
1.1 Сущность понятия «детско-родительские отношения»…………………...6
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы детско-родительских отношений…………………….11
Глава 2. Условия совершенствования детско-родительских отношений………………..19
2.1. Роль государственной политики в создании эффективности детстко-родительских отношений…….19
2.2. Влияние прародителей на формировании детско-родительских отношений………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики
Курсовая по педагогике
Специфика детстко-родительских
отношений в современной
Выполнил:
Студентка 2 курса ФСРПиП
Чистякова Наталья Дмитриевна
Научный руководитель:
к.п.н. доцент
Чёрствая О.Е.
ВОЛОГДА
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы детско-родительских отношений в современной российской семье…………………………………………………..6
1.1 Сущность понятия «детско-родительские отношения»…………………...6
1.2. Историко-педагогический
анализ проблемы детско-родительских
отношений………………………………………………………
Глава 2. Условия совершенствования
детско-родительских отношений………………………………………………………
2.1. Роль государственной
политики в создании эффективности детстко-родительских
отношений………………………………………………………
2.2. Влияние прародителей
на формировании детско-родительских
отношений………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблемы семьи в России в настоящее время связаны с общемировыми тенденциями, но также определяются спецификой исторического периода развития нашей страны. Состояние семейного воспитания тесно связано с общественными процессами. Преобразования, осуществляемые в российском обществе, актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в становлении личности ребенка. Социальные проблемы в современном обществе затронули семью, снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Об этом свидетельствуют такие показатели, как появление большого числа неполных семей, низкая рождаемость, частое расторжение брака, увеличение категории детей-сирот. Психологический климат семьи, количество детей в ней, а также образовательный ценз и ценностные ориентации родителей, их интересы, установки имеют большое значение для воспитания детей в семье.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Поэтому изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные научные теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гипенрейтер, М. Буянов, З. Матейчик, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Также разработкой данной проблемы занимались многие известный психологи, такие как Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.С. Газман, Э. Эриксон, А. Фрейд, З. Фрейд. Следует отметить работы выдающихся педагогов, которые исследовали сущность детско-родительских отношений, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, П.Ф. Каптерев, Л.И. Маленкова.
Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн характеризуют семью как главный институт социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит становление личности ребёнка. Поэтому без анализа детско-родительских отношений невозможно представить целостное понимание развития личности.
Объектом нашего исследования являются детско-родительские отношения, а предметом – особенности, характерные для современной российской семьи.
В ходе своего исследования мы поставили перед собой цель - выявить специфику детстко-родительских отношений в современной российской семье. Для реализации этой цели мы ставили перед собой задачи:
Наша работа состоит из введения, двух глав, каждая содержит по два параграфа, и заключения. Первая глава посвящена раскрытию теоретических основ проблемы детско-родительских отношений. В первом параграфе представлены центральные дефиниции данной темы, раскрыта сущность понятия «детско-родительские отношения. Второй параграф содержит историко педагогический анализ проблемы. Глава вторая посвящена описанию условий совершенствования детско-родительских отношений. Поэтому в данной главе описываем роль государственной политики в укреплении семейных отношений, а также обращаем внимание на влияние прародителей в воспитании подрастающего поколения.. В заключении мы делаем выводы по достижению поставленных задач и оцениваем степень реализации цели исследования.
Глава 1.Теоретические основы проблемы детско-родительских отношений в современной российской семье
Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Непосредственно здоровье ребёнка зависит от «здоровья» семьи, от отношений в семье. Поэтому для того чтобы обозначить проблему детско-родительских отношений, рассматриваем понятия «семья», «детско-родительские отношения» и «родительская позиция».
Л.Б. Шнейдер отмечает, что семья – это важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
Рассмотрим некоторые из них.
В разных словарях представлены различные дефиниции семьи. Представим наиболее полные и содержательные, на наш взгляд, определения. В Толковом словаре Ожегова находим три дефиниции «семьи», например, первое - группа живущих вместе близких родственников, второе - объединение людей, сплоченных общими интересами (в переносном смысле), третье - группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида.
Авторы Большого
Энциклопедического словаря трактуют
«семью как малую группу, основанную
на браке или кровном родстве,
члены которой связаны
В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом ванн Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определённая сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое». [26;46]
В высказывании А. И. Захарова отражён другой взгляд на семью: «В социальной психологии существует понятие «первичная группа»». В этой группе связи строятся на эмоциональном вовлечении её членов в дела группы, на непосредственных контактах. Такой группой является семья.
Согласно определению Н.Я. Соловьева, «семья – малая социальная ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях» [26;54].
Наиболее полное, на наш взгляд, определении семьи даёт А. Г. Харчев. Он трактует семью через «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [26;73].
Данные определения семьи характеризуют семью в общем, но современной российской семье свойственны иные тенденции, к ним относятся, прежде всего, «ухудшение материального положения, высокая смертность, снижение брачности, рост количества разводящихся пар, снижение рождаемости, рост доли однодетных и бездетных семей среди российских семей, увеличение числа внебрачных рождений» [4; 69].
Семья как сложное
образование становиться
А.И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители – дети, следовательно, детско-родительские отношения являются неотъемлемой частью существования семьи как целого.
Детско-родительские
отношения составляют важную подсистему
отношений в семьи как
Также представим классификацию показателей детско-родительских отношений Кабановой О.А. Она выделяет следующие показатели:
а) родительская позиция;
б) тип семейного воспитания;
в) образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребёнка.
Подробнее рассмотрим критерий – родительская позиция. Отмечаем, что ряд учёных А.С. Спиваковская, В.А. Смехов, А.А. Бодалёв, А. Я. Варга, В.В. Столин определяют родительскую позицию как интегративную характеристику, которая включает: «особенности родительского образа ребёнка, дисциплина как система родительских требований, эмоциональное отношение к ребёнку, стиль общения с ребёнком , степень устойчивости или противоречивости родительского отношения» [23; 83].
Следующий критерий
детско-родительских отношений –
тип семейного воспитания. Он определяется
параметрами эмоциональных
А. Болдуин выделил
два типа родительского воспитания:
демократический и
Демократический
стиль характеризуется
Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения в поведении ребёнка при отсутствии разногласий между родителями и детьми поп поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жёсткими, но они предъявляются ребёнку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Третим критерием
по О.А. Карабановой является образ
родителя. Роль образа родителей
и ребёнка в детско-
Характер воздействия
родителя на ребёнка определённым образом
преломляется и в сознании самого
ребёнка. Можно выделить два типа
отношения ребенка к
Таким образом, семья является целостной системой, необходимой для гармоничного развития ребенка, которое происходит в общении со взрослыми. Поэтому детско-родительские отношения являются неотъемлемой частью семейных отношений.
На основы выше сказанного делаем вывод, что - детско-родительские отношения являются двусторонним процессом взаимоотношений, в котором принимают участие два субъекта - родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя - образ его ребенка, так и у ребенка - образ его родителя.
2.1. Историко-педагогический
анализ проблемы детско-
Выделение института семьи из множества других институтов общества и его изучение не случайны. Семья является основным носителем культурных образцов, передаваемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества.
Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в современной российской семье