Особенности детско-родительских отношений в современной российской семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Проблемы семьи в России в настоящее время связаны с общемировыми тенденциями, но также определяются спецификой исторического периода развития нашей страны. Состояние семейного воспитания тесно связано с общественными процессами. Преобразования, осуществляемые в российском обществе, актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в становлении личности ребенка. Социальные проблемы в современном обществе затронули семью, снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Об этом свидетельствуют такие показатели, как появление большого числа неполных семей, низкая рождаемость, частое расторжение брака, увеличение категории детей-сирот.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы детско-родительских отношений в современной российской семье……….6
1.1 Сущность понятия «детско-родительские отношения»…………………...6
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы детско-родительских отношений…………………….11
Глава 2. Условия совершенствования детско-родительских отношений………………..19
2.1. Роль государственной политики в создании эффективности детстко-родительских отношений…….19
2.2. Влияние прародителей на формировании детско-родительских отношений………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ (ВГПУ).doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

В связи с  динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения, социальная защита семьи приобрела особую актуальность. «Остриё социальной политики государства должно быть направлено на семью. Социальная политика должна стать семейной» [8, 46]. Сегодня требуется социальная помощь и защита государства. Большую роль в этом играет реализация государственной политики, система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи.

 На протяжении  последнего десятилетия в стране  продолжался процесс развития  и оформления государственной  семейной политики: разработка ее  методологических основ; создание  нормативной правовой базы, соответствующей  современным условиям; четкое согласование федеральных, региональных и муниципальных программ, комплексных планов и иных компонентов государственной практики, с учетом общей динамики и особенностей развития федерализма в России; постоянное усовершенствование наиболее перспективных механизмов реализации семейной политики.

Государство заинтересовано в воспроизводстве населения, в  улучшении состояния здоровья населения  и качества трудовых ресурсов, в  эффективной социализации детей, что  позволяет создать фундамент  для его экономической, политической, военной мощи. Поэтому в Государственной Думе существует Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. Сформированы общественные объединения, деятельность которых связана с жизнедеятельностью семьи – российская ассоциация «Планирование семьи», «Союз солдатских матерей», «Союз многодетных матерей», «Фонд помощи детям-инвалидам».

Поддержка государством семей с детьми, создание условий перспективного детства, изменение государственной и общественной политики в отношении семьи будет способствовать уменьшению причин, провоцирующих распад и деградацию  семьи.   Соответственно следует утверждать, что данная государственная политика будет способствовать укреплению семьи как материальном плане, так и в эмоциональном, а именно в отношениях родителей и детей.

Следует отметить, что существует не только законодательная база государственной поддержки семьи, т.е. законы подзаконные акты и т.д., но и исполнительная, т.е. определённые образовательные учреждения, мировые суды, которые должны следить за исполнением законов. Таким образом, только совместно и целенаправленно законодательная и исполнительная власть гарантируют эффективную помощь российским семьям.

Исходя из представленной выше информации, мы обращаем внимание на то, что в настоящее время в современной России государственная помощь оказывается неполны, неблагополучным семьям, поддерживают детей-сирот. И это все правильно, но нет помощи и поддержки «здоровым» семьям, семьям с одарёнными детьми. Полная семья  обеспечивает своё существование собственными силами. На наш взгляд, поддержка здоровых семей также необходима.

Таким образом, отмечаем, что роль государственной  политики в укреплении детско-родительских отношений велика, но недостаточна. Поддержка со стороны государства необходима для семьи, родителей и детей. Только объединив усилия государства и общества, можно предотвратить распад семьи, укрепить отношения родителей и детей на современном  этапе развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Влияние прародителей на формировании детско-родительских отношений

 

Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений.

«Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений. Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции» [ 23; 96].

Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит  в осознании своей собственной  особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых  означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи – бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью.

В монографии Т.В. Андреевой представлены данные исследований американских психологов о том, что  прародители реже высказывают одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают  поддержку и реже наказывают внуков. Бабушки, рассказывая внукам о своем детстве или о детстве их родителей, способствуют формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции.

В учебном пособии  Чёрствой О.Е. и Киселёвой Е.В.  изложена иная версия влияния прародителей, высказанная российскими авторами. Исследователи указывают на большую значимость и разнообразные возможности бабушек и дедушек в семье. Это помощь советом в случае конфликтов в семье, игры с внуками, подготовка внука к школе и помощь школьнику, а также эмоциональная поддержка матери во время беременности. Панкова Л.М.  указывает на различие отношений к внукам со стороны родителей матери и родителей отца.  Так, например, если не складываются отношения с невесткой, осложняются отношения с сыном, то часто внуки со стороны сына отходят  в сторону.  Внуки со стороны дочери никогда не останутся в стороне от внимания бабушек и дедушек.

«В современном  российском обществе имеет место  трансформация отношения младших  возрастных групп к старшему поколению  в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему» [23; 97 ].

Преобладают в  литературе две точки зрения по проблеме взаимоотношений поколений. М. Мид, С.Н. Паркинсон считают, что существует  разрыв между поколениями, и он постоянно увеличивается. Л. Фойер, Х. Ортега-и-Гассет подчеркивают маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений, то есть периоды конфликтов чередуются  с периодами преемственности.

В отечественной  психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог» под руководством О.В. Красновой. В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков.

«На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная», или «обычная»; ««активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая»» [25; 148].

«Обычные бабушки» принимают участие в уходе  за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом  уходе за ребенком (приготовление  обедов, кормление, гуляние, купание  и т.д.) и материальное обеспечение  семьи. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это ««просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

«Активные», «увлеченные  бабушки» имеют высокую степень  вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о  внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться

 «Далекие»,  «отстраненные бабушки» затрачивают  на внуков гораздо меньше времени.  Внуки таких бабушек с рождения  воспитывались или только родителями. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье – воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе.

Следует отметить, что в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала,  развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

М. Мид дает общечеловеческую характеристику взаимодействия поколений. Она выделяет три типа культуры межпоколенных отношений в истории человечества: постфигуративные (в них дети учатся у своих предков), конфигуративные (дети и взрослые учатся у своих предков), префигуративные (взрослые учатся у своих детей) [13;480].

На наш взгляд, на современном этапе развития общества существует отчуждение между поколениями.  Изменяются человеческие ценности, эпоха несёт в себе культ молодости.  Для современного мира характерен большой объем информации, поступающий из всех сфер жизни, быстрый прогресс в области технологий и инноваций – все это влияет на требования к человеку. Поэтому ценность человека определяется умением легко и быстро действовать, приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Соответственно старые люди не успевают за темпом современной жизни.

Круг социальных связей человека сужается в пожилом  возрасте до отношений в семье. В  настоящее время пожилой человек  не может научиться водить автомобиль, не умеет пользоваться компьютером, бытовой техникой, на может помочь внуку сделать уроки [6; 98].

Пожилые люди долгое время являлись транслятором культурных традиции и занимали влиятельную  и авторитарную позицию в обществе, они служили молодёжи положительным  образцом для подражания [23 99]. Так, например, в Древней Руси старшие оказывались доминирующей фигурой над домочадцами. Отец семейства был главой семьи, и сохранял обычаи и традиции предков. Старики заботились о детях, выполняя работу по дому, поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь, практически  не прибегая к наказаниям. На Руси основной гарантией обеспечения старости являлось наличие детей, прежде всего мужского пола. Сегодня никаких гарантий нет. Знания и профессиональные навыки приобретаются через социальные институты. Старики превращаются в «носителей прошлого». Поэтому для современной российской семьи  характерно затруднение  в общении старшего поколения с младшим. С распадом семей появляются проблемы одиночества в старости.

Использование средств массой информации и социального  окружения, ресурсов социальной политики необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. На современном этапе развития общества в ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее  время роль прародителей в формировании детско-родительских отношений уменьшается  или сведена до минимума, так как  преобладание нуклеарных семей затрудняет непосредственное общение  бабушек  и дедушек с внуками. Иными словами современный этап характеризуется распадом межпоколенных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ философских, исторических, социологических, психологических, педагогических источников позволяет  нам выявить сущность определения «детско-родительские отношения».  

Для определения  сущности рассматриваемого явления, мы представили различные точки  зрения на определение понятия  «семья».  Описали  все характерные особенности  данного явления, представленные многими  психологами и педагогами. Выявили компоненты, составляющие  семейные отношения. Сделали вывод, что детско-родительские отношения являются неотъемлемой частью существования семьи.

На основе различных  точек  зрения многих педагогов и  психологов, таких как Л. Б. Шнейдер, О. А. Карабанова,  А. С. Спиваковская и другие, на данную проблему,  мы  определили понятие «детско-родительские отношения» через двусторонний процесс взаимоотношений между родителем и ребёнком.

Раскрывая дефиниции  «семья» и «детско-родительские отношения», мы пришли к выводу, что данные понятие тесно взаимосвязаны, так как детско-родительские отношения -  это часть семейных отношения, и поэтому  являются залогом существования семьи.

Историко-педагогический анализ проблемы показал, что данный вопрос интересовал учёных и философов во все этапы развития общества, начиная с Древнего Мира.  Мы считаем, что это вызвано тем, что семья является главным и основным носителем культурных образцов, передаваемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Следует отметить, что историко-педагогический анализ проблемы дал нам возможность выявить, что  «детско-родительские отношения» понятие динамическое. На него влияют как особенности развития общества, социально-экономическая ситуация в стане, роль государственной политики, так и семейный уклад, стиль родительского воспитания, влияние прародителей и многое другое.

В нашей курсовой работе мы уделяем внимание не только теоретическим основам проблемы детско-родительских отношений, но и  описываем их условия совершенствования. К условиям совершенствования детско-родительских отношений мы относим роль государственной политики, а также влияние со стороны прародителей.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в современной российской семье