Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:19, курсовая работа
Проблемы семьи в России в настоящее время связаны с общемировыми тенденциями, но также определяются спецификой исторического периода развития нашей страны. Состояние семейного воспитания тесно связано с общественными процессами. Преобразования, осуществляемые в российском обществе, актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в становлении личности ребенка. Социальные проблемы в современном обществе затронули семью, снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Об этом свидетельствуют такие показатели, как появление большого числа неполных семей, низкая рождаемость, частое расторжение брака, увеличение категории детей-сирот.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы детско-родительских отношений в современной российской семье……….6
1.1 Сущность понятия «детско-родительские отношения»…………………...6
1.2. Историко-педагогический анализ проблемы детско-родительских отношений…………………….11
Глава 2. Условия совершенствования детско-родительских отношений………………..19
2.1. Роль государственной политики в создании эффективности детстко-родительских отношений…….19
2.2. Влияние прародителей на формировании детско-родительских отношений………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
«У древних
славян основная цель заключалась в
необходимости наследования детьми
общественно-исторического
С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным. Всем видам занятий своих родителей, например, земледелие, охота, скотоводство обучались детьми. Они перенимали необходимые навыки и умения, усваивали взгляды, моральные требования и нормы, участвуя в жизни семьи.
«На Руси в VIII – IX вв. совершается переход к семье, состоящей из супругов и детей, не вступивших в брак. В малой семье усилилось чувство личной ответственности родителей за воспитание детей. Строгость семейных отношений базировалась на традиционных нравственных и религиозных установках. Дети в семье считались предметом общего поклонения, любви, забот»[22;41].
Правила и советы семейного воспитания того времени частично отражены в литературных памятниках, таких как «Поучение детям Владимира Мономаха»(12 в), «Гражданство обычаев детских» Е. Славинецкого, Моление или Послание Даниила Заточника (13 в.), Домострой Сильвестра (16 в.).
С домонгольского времени среди книжных людей Древней Руси были популярны патерики (от греч. pater – отец; русское название – «отечник») – сборники дидактических новелл о подвигах христианских монахов, а также собраний нравоучительных изречений (Скитский, Азбучный, Иерусалимский). «Помимо патериков в Болгарии в XI веке составлялись цитатники из «слов» и поучений, приписывавшихся церковному писателю Иоанну Златоусту, прозванного «Вселенским учителем». Именуемые на Руси «Златоструями», они появились во второй половине XII века. В них имелась глава для назидательного педагогического чтения – Како достоит чадам чтити родители сво..» [18; 555]. Эти «Златоусты» использовали для воспитания чад и собственного духовного просвещения «на поучение и истинное покаяние и на добрые дела». Все в них было подчинено задаче воспитания праведного человека.
В 15— 16 вв. уделялось большое внимание вопросам семейного воспитания детей (воспитание благочестия, послушания старшим, правила поведения по отношению к окружающим, меры дисциплинирования детей и т. д.), что нашло отражение в памятнике русского быта и воспитания «Домострое». В «Домострое» содержатся многочисленные и разнообразные правила христианской морали, обращения с «домочадцами», поведения дома, в церкви и т.д. Также там представлены «заповеди родителям и детям о воспитании, правилах домашнего строя, семейной жизни в русской семье. Особое значение имеют главы «Како детей своих воспитати» и «Како дочери воспитати». Родителям советуют держать детей строго, применяя телесные наказания, но вместе с тем призывают любить детей, заботиться о них» [22; 41].
«Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространённой считается забота о духовном развитии чад. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости» [26;64].
Следует отметить интересное педагогическое сочинение Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских», содержащее в вопросно-ответной форме 164 правила, которыми должны руководствоваться дети в своем поведении. «Гражданство обычаев детских» содержит подробные правила поведения детей за столом, при беседе, при встречах со взрослыми, в школе, в церкви, во время игр и т.д. Например, «Како аж в дому своём по правилу жити? – В дому своём, от сна восстав, умыся, прилучившаго плата краем утрися, в поклонении святым образом продолжися. Отцу и матери назко поклонися»[9; 235].
Таким образом, рассмотренные выше сборники XVI – XVII веков регламентируют детское поведение дома, в школе, в церкви, при встречах с детьми и взрослыми. Они предусматривают молитвы для всех детских житейских ситуаций, их последовательность в течение дня. Они отражают специфику детско-родительких отношений того времени.
Социальные, общественные, политические,
нравственные трудности в каждом
временном отрезке истории
Рассмотрим некоторые из них.
Еще во времена становления социальной педагогики как науки зарубежные педагоги решали проблемы детско-родительского взаимодействия. И.Г.Песталоцци считал, что взаимодействие между детьми и родителями первоначально строится на материнском чувстве любви и заботы к ребенку: «…материнская сила и материнская преданность природосообразно развивают в младенце ростки любви и веры. Эта сила и эта преданность призваны подготовить и заложить основы благотворного влияния отцовской силы, братского и сестринского чувства и таким образом постепенно распространить дух любви и доверия на весь круг семейной жизни. Физическая любовь к матери и чувственная вера в нее вырастают таким путем до человеческой любви и человеческой веры. Исходя из любви к матери, этот дух любви и доверия находит себе выражение в любви к отцу, братьям и сестрам и в доверии к ним» [14; 217-218].
П.Ф. Лесгафт во взаимодействии детей и родителей видел проблему честности и последовательности родительского руководства: «Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы» [10; 215-216].
Н.А. Добролюбов в своих статьях выступает за отказ от авторитарного стиля взаимодействия детей и родителей, требует разумного отношения к детям, уважение к личности ребенка. Только тогда у ребенка разовьются творчество, инициатива, смелость мышления и действий: «Искусство обращаться с детьми нельзя передать дидактически; можно только указать основания, на которых оно может утверждаться, и цель, к которой должно стремиться. И мы думаем, - главное, что должен иметь в виду родитель, - это уважение к человеческой природе дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего - правильные понятия о вещах, живые и твердые убеждения, - заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды» [7; 136-147].
К. Д. Ушинский, важным аспектом детско-родительского взаимодействия видел труд. Поэтому надо приучать ребенка делать не только то, что его занимает, но и нужное, хотя и не увлекательное: «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутомимую жажду труда. Чем обеспеченнее будущее состояние воспитанника, чем менее предвидится для него насущных необходимостей, вызывающих поневоле на труд, тем более должен расширяться перед ним горизонт мира, в котором для всякого, кто понимает назначение жизни человека и научился сочувствовать интересам человечества, найдется довольно почтенного и полезного труда. Чем богаче человек, тем выше, тем духовнее должно быть в нем отношение к своим родителям. А родители должны помнить, что возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач» [19; 306 - 326].
Проблема взаимодействия детей и родителей была рассмотрена Л.Н. Толстым как роль личного примера родителя и родительского воздействия на воспитание: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети,- гипнотизацией, заразительностью примера.
А. С. Макаренко считал, что взаимодействие в семье должно быть целесообразным: «Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой завёл у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потом, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети» [21; 435].
Данная проблема нашла свое отражение не только в педагогике, философии, социологии, но и в психологии. Многие авторитетные научные теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, когда Сирс в сотрудничестве с Холлом разработали опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей.
Таким образом, подчеркиваем, что проблема детско-родительских отношений существует уже давно. На разных этапах развития общества акцентируется внимание на различных сторонах семейных отношений. В зависимости от условий жизни и требований общества менялись стереотипы отношений между детьми и родителями. На основе представленного выше историко-педагогического анализа проблемы, отмечаем, что данный вопрос интересовал отечественных педагогов и психологов различных эпох.
Глава
2. Условия совершенствования
2.1 Роль государственной политики в создании эффективности детстко-родительских отношений
Одним из приоритетных
направлений государственной
Государственная
семейная политика в современной
России приобретает большое значение.
Её необходимость обусловлена
«Государственная семейная политика – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством» [17; 35].
Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы ХХ столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.
После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 семейная политика получила государственный статус.
В 1996 г. Государственная Дума приняла постановление «О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодёжи», в которой предложила Правительству РФ принять действенные меры по улучшению их материального положения. Но, несмотря на принимавшиеся меры, положение большей части семей и детей находилось в критическом положении. Пособия на детей выдавались нерегулярно, по размеру они были недостаточными для обеспечения жизненного уровня детей.
На формирование подрастающего поколения, на падения заинтересованности в создании семьи оказывает влияние отсутствие четко сформулированной национальной идеи, современной методологии, общенациональной политической концепции.
К настоящему
времени в России приняты
Проблему совершенствования детско-родительских отношений нельзя рассматривать в отрыве от социально-политической ситуации. Ни один социальный институт не может решить самостоятельно этот вопрос. Защитить личность от влияния негативных факторов внешней среды можно целенаправленной, систематической деятельностью различных социальных институтов, взаимодействием структур государственной власти, общественности, образовательных учреждений, семьи [17; 44].
Государство заинтересовано в семье активно действующей, способной вырабатывать и осуществлять собственную жизненную стратегию, обеспечивать не только своё выживание, но и развитие. Именно такая семья является важнейшим фактором укрепления государства и общества. Поэтому сегодня особенно важна работа всех государственных и не государственных структур, общественных организаций по укреплению семьи и оказанию всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечения должного уровня жизни семьи и более полной реализации её функций
Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в современной российской семье