Особенности диалогического общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: методики, влияющие на процесс формирования диалогического высказывания у дошкольников с ОНР. Задачи исследования:
Изучение общей и специальной психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме;
Интерпретация на основе анализа литературных источников в аспекте изучения особенностей формирования диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с целью и задачами исследования использовался следующий метод исследования:
библиографический (изучение литературных источников по проблеме);

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение диалогического общения детей 6-7 лет с ОНР…………………………………………………………………………..5
1. Общее понятие диалога. Виды диалога…………………………….5
2. Общая характеристика детей с ОНР………………………………..10
3. Изучение особенностей диалогического общения у детей с ОНР..21
Глава 2. Методические аспекты изучения формирования высказывания дошкольников с ОНР……………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………..45
Список литературы………………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

особенности диалогического общения.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

В работах психологов и лингвистов, таких как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, О. Б. Сиротинина и другие широко освещены особенности разговорной речи [5, 6, 7, 18, 23, 33, 34].

Рассмотрим  лингвистические особенности разговорной  речи. А. А. Леонтьев в своих работах указывает, что разговорная речь представляет собой особую стилистически однородную функциональную систему, противопоставляемую книжной речи как некодифицированная и кодифицированная формы литературного языка. Разговорная речь обладает более свободной системой, меньшей степенью регламентированности [18, 23].

О. Б. Сиротинина под разговорной речью понимает «спонтанную устную литературную речь в условиях непринужденного, неофициального, непосредственного, персонального  общения» [34,120].

По мнению Д. Э. Розенталя, разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся:

отсутствие  предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового  материала;

 непосредственность  речевого общения между его участниками;

непринужденность  речевого акта, обусловленная отсутствием  официальности в отношениях между  участниками и самим характером высказывания.

Большую роль играет контекст ситуации (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника) [30,20].

О. Б. Сиротинина выделяет следующие особенности  разговорной речи:

персональность  общения (обращение к человеку, интересы и возможности понимания которого хорошо известны);

ситуативность общения (опора на ситуацию, использование для передачи информации не только слов, но и мимики, жестов). Жесты и мимика могут заменять словесные выражения диалога или вместе с другими нелингвистическими компонентами непосредственного общения (тембр, тон) сопровождать словесные выражения, т. е. определенным образом модифицировать значения слов.

Разговорная речь включает все элементы языковой системы: фонетика, лексика, морфология и синтаксис [34,100].

Разговорная речь характеризуется значительно меньшей  четкостью произношения, ритмизованностью (характерно чередование ударных и безударных сегментов речи), специфическим интонированием. Д. Э. Розенталь называет эти специфические особенности разговорной речи неполным произносительным стилем, для которого характерно менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование, связанное с убыстрением темпа речи [30,25].

Морфологические особенности разговорной речи раскрыты О. Б. Сиротининой:

практическое  отсутствие причастий и деепричастий;

редкое использование  краткой формы прилагательного;

своеобразное  использование падежных форм (преимущественное употребление именительного и винительного падежей);

свободное использование  временных глагольных форм.

Разговорная речь отличается от всех других разновидностей литературного языка своей относительной лексической бедностью. Для лексики разговорной речи характерны «лишние» слова, неиспользование синонимических возможностей русского языка, потенциальная свобода словоупотребления (употребление слов с неточным, сиюминутным значением), метонимия.

Одна из характерных особенностей разговорной речи – активное использование  местоимений, которые заменяют уже  употребленные существительные  и часто используются без опоры  на контекст. Для разговорной речи характерно наличие незначимых слов, различного рода частиц [34,106].

Д. Э. Розенталь выделяет преобладающие модели и характерные  черты разговорного синтаксиса: преимущественно  — диалог; простые предложения, среди  сложных – сложносочиненные и  бессоюзные; вопросительные и восклицательные  предложения; слова-предложения; неполные предложения; перерывы в речи; вводные слова и словосочетания; вставные конструкции, разрывающие основное предложение и вносящие в него дополнительные сведения, замечания, уточнения; эмоциональные и императивные междометия; лексические повторы; особые формы сказуемого (так называемое осложненное глагольное сказуемое); присоединительные конструкции, представляющие собой дополнительное высказывание; своеобразие порядка слов (расположение зависимого слова перед главным) [30,46].

Со спонтанностью общения связано типичное для разговорной речи явление перестройки фраз на ходу (смещение синтаксической перспективы).

Исходя из того, что диалог — преимущественно используемая форма разговорной речи, представляется целесообразным обратиться к рассмотрению особенностей диалога.

Изучением диалога с позиций  лингвистики занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова, А. К. Соловьева и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы  диалога. В литературе существует несколько  различных точек зрения на данную проблему. Основные направления исследования представлены Ц. Йотовым. Он считает структурной единицей диалога элементарный акт речевого общения, состоящий из двух взаимообусловленных реплик, функционирующих в одном отрезке времени. Реплицирование – характернейшая черта диалога. Реплики рассматриваются как первоэлементы диалога, границей между которыми служит конец речи одного говорящего и начало речи другого [30,49].

Таким образом, разговорная  речь включает специфические особенности всех уровней языковой системы: фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса. Эти особенности обусловлены особыми условиями функционирования. Непосредственность и персональность общения, свойственные разговорной речи, определяют преимущественное использование формы диалога и возможность передачи части информации паралингвистическими средствами

По мнению Якубинского  Л.П., в дошкольном возрасте ребенок  овладевает прежде всего диалогической  речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании  языковых средств, допустимых в разговорной речи [40,89].

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

 Важно, что в диалоге  собеседники всегда знают, о  чем идет речь, и не нуждаются  в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора [40,108].

Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства [40,170].

В большинстве  случаев ситуативная речь имеет  характер разговора, а контекстная  речь – характер монолога. Но, как  подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно  отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную  – с монологической.

Поставив перед  собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина  собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных  задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка [16,80].

Развитие диалогической  речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу  можно рассматривать и как  цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем [16,85].

Курганов С. Ю. отмечает, что обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника [15,57].

Овладение диалогической  речью – необходимое условие  полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника [32,20].

В работах Галицких Е.О. указано, что диалог – сложная  форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих  реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки [8,108 ].

Жинкин Н.И. выделяет несколько групп диалогических  умений:

Собственно  речевые умения:

вступать в  общение (уметь и знать, когда  и как моно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим  с другими);

поддерживать  и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого  этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие,  привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться  в паре, группе из 3 – 5 человек,  в коллективе.

4. Умение общаться  для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые  (невербальные) умения – уместное  использование мимики, жестов.

Успешно овладение  диалогической речью подразумевает  целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний [12,89].

Галицких Е. О. полагает, что диалог – это  не просто вопросно-ответная форма  речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между  собеседниками. Поэтому закономерно  возникает еще один вид беседы, т.е. светская беседа, т.е. свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера [8,29].

Изучением проблемы общения занимались А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, М. И. Лисина и др.

Лисина М. И.,считает, что общение в психическом  развитии ребенка имеет решающее значение, так как не только обогащает  содержание детского сознания, способствует приобретению малышом новых знаний и умений, но и «детерминирует структуру сознания, определяет опосредствованное строение высших, специфически человеческих психических процессов» [19, 31].

М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Т. В. Драгунова в психологии общение рассматривают как особую деятельность [19, 18].

Основу данного  подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца и др.

В соответствии с этим направлением предметом общения  является взаимодействие или взаимоотношения общающихся (двух или более).

М. И. Лисина понимает под общением «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью  налаживания отношений и достижение общего результата» [19,39].

Согласно А. Н. Леонтьеву, рассматривающему общение как деятельность, оно, как любая другая деятельность, имеет структуру, которую составляют способы и средства осуществления, цели и мотивы, форма и содержание [18,48].

Изучением особенностей структурных компонентов общения  детей занимались М. И. Лисина, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, 3. М. Богуславская и др.

Подход к  общению как к деятельности требует  рассмотреть вопрос о задачах (целях) общения. Использование термина  «задача» обусловлено тем, что в  данном случае (применительно к дошкольнику), исключается осознание цели на высшем уровне, нет словесно сформулированной цели действия. [19, 32].

Информация о работе Особенности диалогического общения у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи