Особенности дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:22, реферат

Описание работы

В основе процесса обучения лежат психолого-педагогические концепции, которые называются также дидактическими системами. Дидактическая система – это целостное образование, выделенное по определенным критериям. Дидактической системе присуща целостная структура, образованная посредством единства целей, содержания, форм и методов обучения.
В основе педоцентрической концепции лежит деятельность ребенка. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать его умственные способности и разнообразные умения.

Содержание работы

Введение 3
1.1 Дидактические системы. Общие сведения 3
1.2 Дидактические системы, используемые в школе 4
Система В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. 6
1. Общие сведения 6
2. Особенности дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина 9
2.1 Содержание школьного образования. 9
2.2 Тип учебной активности и методы обучения. 11
2.3 Особенности взаимодействия учащихся. 13
2.4 Цель образования. 16
2.5 Доступность программ развивающего обучения. 17
2.6 Развитие мышления ребенка. 19
2.7 Развитие восприятия, воображения и памяти. 21
2.8 Развитие эмоционально-нравственной сферы. 24
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 72.18 Кб (Скачать файл)

Реферат

«ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  В.В. ДАВЫДОВА И Д.Б. ЭЛЬКОНИНА»

 

 

Оглавление

Введение 3

1.1 Дидактические системы. Общие сведения 3

1.2 Дидактические системы, используемые в школе 4

Система В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. 6

1. Общие сведения 6

2. Особенности дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина 9

2.1 Содержание школьного образования. 9

2.2 Тип учебной активности и методы обучения. 11

2.3 Особенности взаимодействия учащихся. 13

2.4 Цель образования. 16

2.5 Доступность программ развивающего обучения. 17

2.6 Развитие мышления ребенка. 19

2.7 Развитие восприятия, воображения и памяти. 21

2.8 Развитие эмоционально-нравственной сферы. 24

Заключение 25

Список использованной литературы 28

 

 

Введение

1.1 Дидактические системы. Общие сведения

В основе процесса обучения лежат психолого-педагогические концепции, которые называются также дидактическими системами. Дидактическая система – это целостное образование, выделенное по определенным критериям. Дидактической системе присуща целостная структура, образованная посредством единства целей, содержания, форм и методов обучения.

Можно выделить три дидактических системы, кардинально отличных друг от друга1:

1) Традиционная (Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) Педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) Современная (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

Это разделение систем производится в зависимости от их воззрений на процесс обучения.

В традиционной системе  основную роль играет деятельность учителя. Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в выделении этапов обучения. По данной схеме процесс обучения протекает от представлений к понятиям, а от понятий – к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. В начале XX века традиционная система подверглась критике за оторванность от интересов ребенка, т.к. данная система, хотя и передает ребенку готовые знания, но подавляет его самостоятельность, не способствуя развитию мышления, активности и творчества.

В основе педоцентрической концепции лежит деятельность ребенка. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать его умственные способности и разнообразные умения. По этой схеме предлагалось обучать детей в «школе труда, жизни»2, когда учеба носит естественный характер, а получение знаний происходит в ходе деятельности. Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке деятельности детей и к утрате систематичности обучения.

Современная дидактическая концепция содержит такие направления, как программированное, проблемное и развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер) и педагогическая технология.

Цель обучения в современных подходах – не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся: формирование интеллектуальных, трудовых, и художественных умений, а также удовлетворение их познавательных и духовных потребностей. Одним из направлений современной дидактической системы является педагогическое сотрудничество. Оно представляет собой гуманистическую идею совместной деятельности ребенка и педагога на основе взаимопонимания, коллективного анализа хода и результатов деятельности.

1.2 Дидактические системы, используемые в школе

В настоящее время в  школе представлены три системы  начального образования. В их основе лежит традиционная система обучения, а также теории, разработанные отечественными учеными, такими как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Все эти системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

В последние годы внимание общества все чаще привлекают идеи развивающего обучения, поскольку с ним связана возможность принципиальных изменений в школе. Еще в начале 30-х годов прошлого века отечественный психолог Л.С. Выготский обосновал необходимость обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться … на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития»3

Одна из первых попыток  практически реализовать идеи развивающего  обучения была предпринята Л.В. Занковым и его соратниками в 50-60-х годах. Другая группа ученых под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова двадцать лет спустя разработала новую схему развивающего  обучения, используя иной подход. Начиная с 80-х годов в полную силу были развернуты работы по развитию обеих систем. На сегодняшний день обе системы обучения признаны государственными, по каждой из них имеется полный ряд учебников для начальной школы.

В нашей работе мы остановимся  на дидактической системе В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, попытаемся рассмотреть  основные положения данной системы, а также методику развития, по которой предполагается обучение в данной системе.

 

Система В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

  1. Общие сведения

Система Эльконина и  Давыдова разрабатывалась с 1958 года на базе экспериментальной школы  № 91 Российской академии образования. В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В. Занкова.

Особенностью этой психолого-педагогической концепции является то, что знания даются детям не в виде готовых  правил, аксиом или схем. Этой системе  присущи групповые дискуссионные  формы работы, в ходе которой дети открывают для себя главное содержание учебных предметов. Домашние задания  сведены к минимуму, усвоение и  закрепление учебного материала  происходит на уроках. В начальной  школе детям не ставят отметок: результаты обучения учитель подводит совместно  с учениками, что создает атмосферу  психологического комфорта4.

В данной системе дети не переутомляются, их память не перегружается  многочисленными и маловажными  сведениями. У ребят формируется  осознанный подход к изучению различных  дисциплин. В результате обучения дети становятся способными аргументировано  отстаивать свою точку зрения, учитывать  позицию другого, не принимать информации на веру, но требовать доказательств  и объяснений. Хотя обучение проводится в рамках обычных школьных программ, оно стоит на другом качественном уровне5.

В настоящее время образовательная  система Эльконина-Давыдова набирает силы. Уже разработаны и применяются  на практике программы для начальной  школы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке,  а также программы по русскому языку и литературе – для средней школы.

В 2000 году создана Экспериментальная  площадка «Подростковая школа в  системе Эльконина-Давыдова», на базе которой идет апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического  цикла6.

Особый интерес к данной системе в настоящее время  связан, прежде всего, с тем, что она  практически полностью отвечает Концепции модернизации российского  образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского  образования – формирование у  подрастающего поколения таких  качеств, как инициатива, самостоятельность  и ответственность, способность  в новых социально-экономических  условиях реализовывать свои возможности.

Для достижения этих целей  в школьном образовании необходимо:

  1. От репродуктивного способа обучения перейти к деятельностной педагогике, центральной задачей которой является формирование у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, а также уметь действовать в нестандартных ситуациях;
  2. Изменить предметное содержание с целью ухода от большого количества частных фактов и ненужной информации. Освоение обобщенных способов действия позволяет школьникам научиться решать большой круг задач за короткий отрезок времени и тем самым экономить время для решения других значимых задач, не связанных с обучением в школе;
  3. Перейти на другой тип отношений между учителем и учащимися. Предлагаемый тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения  и были положены в образовательную  систему Эльконина-Давыдова, что  позволило формировать мыслящего  и думающего молодого человека, так  необходимого для современной жизни. 

  1. Особенности дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина

В основе системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова лежит положение, согласно которому ребенок рассматривается «не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения»7. Быть субъектом учения - значит иметь нужду в самоизменении и быть способным удовлетворить ей через учение. Ученик понимается как индивидуум, который хочет, любит и умеет учиться. Разумеется, при этом не отрицается необходимость усвоения учащимся знаний, умений и навыков, но лишь в качестве средства для его развития.

    1. Содержание  школьного образования.

Любое обучение заключается  в передаче учащемуся определенных элементов человеческого опыта. Эти элементы опыта зафиксированы  в различных способах действий, решений  проблем или каких-либо задач. Все  способы действия, которым обучаются  ученики в школе, не являются случайными: они опираются на общие принципы построения действий в различных  областях человеческой деятельности8.

Не стоит думать, что ребенок обучается решению задач только на уроках математики. Та же цель достигается и на уроках русского языка – через обучение детей проверять безударные гласные; и на уроках чтения – через указание, как составлять план текста и написать по нему изложение; и на уроках географии – посредством предложения объяснить особенности какой-либо территории на основе географической карты.

Однако рассмотрим процесс  решения учеником определенной задачи.  Ребенок может справиться с решением новой задачи только в том случае, если он наиболее точно воспроизведет типовой план решения, который ему был передан учителем или задан учебником. Всякое проявление субъективности в данном случае может быть только помехой на пути к достижению цели.

Но нельзя ли построить обучение так, чтобы ребенок усваивал способы решения задач, опираясь не на шаблонные решения, а на понимание общих принципов построения данных действий?

Традиционная педагогика отрицает такую возможность. Принципиально иной ответ на этот вопрос дают авторы рассматриваемой нами системы. Давыдов и Эльконин не только теоретически обосновали, но и практически доказали, что ребенка уже на начальных этапах обучения возможно обучить общим принципам построения действий.

 Например, поставив в начале второго полугодия 1 класса задачу проверки безударных гласных, можно проанализировать условия этой задачи так, чтобы ребенок уяснил для себя общий принцип, определяющий способы проверки орфограмм, связанных с безударным гласным. Если это удастся сделать, то можно ожидать, что ребенок, столкнувшись с незнакомой или вне-типовой проблемой, не будет беспомощно ожидать от учителя указаний, а попытается сконструировать решение самостоятельно. А это означает, что ребенок выступает в процессе обучения уже не как ученик, добросовестно выполняющий указания учителя, а как активный субъект учения. Конечно, это произойдет только в том случае, если ребенок на самом деле осознал общий принцип решения данных орфографических задач.

Аналогичная ситуация возникает  и при обучении математике. Прежде чем осваивать способы сложения или вычитания чисел, ребенок совместно с учителем должен проанализировать понятие числа как отношения величин. Опираясь на данные понятия в дальнейшем, ребенок получает возможность осознанно конструировать способы действий с разными числами не только в начальной школе, но и в ходе дальнейшего обучения.

Таким образом, важнейшим условием для достижения целей развивающего обучения является изменение содержания самого обучения. Его (развивающего обучения) основу должна составлять система научных понятий, которая заключает в себе общие способы действия при подходе к решению, а не содержит набор типовых правил, регламентирующих способы решения задач.

 Именно эта особенность развивающего обучения наиболее бросается в глаза при ознакомлении с соответствующими программами и учебниками. Но одно только изменение содержания обучения не делает его развивающим. Недостаточно задать ученику систему понятий – нужно, чтобы она была им усвоена, стала реальным инструментом его учебной деятельности. Для этого необходимо решить проблему подбора соответствующих методов обучения.

    1. Тип учебной активности и методы обучения.

Как уже отмечалось выше, традиционное обучение опирается на учебную активность воспроизводящего типа. Организация такой активности предполагает, что ученики:

  1. Четко выделят и запомнят предложенный способ действия,
  2. В какой-то степени поймут его смысл и строение,
  3. Сумеют воспроизвести его при выполнении соответствующих упражнений.

Эти условия являются необходимыми для успешной воспроизводящей активности учащихся. Поэтому усилия учителя в процессе обучения направлены на достижение этих условий. Педагог должен продемонстрировать образец предлагаемого способа решения, доходчиво объяснить его и обеспечить надежный контроль за правильностью его применения при решении задач. Таким образом, сущность тех методов, на которые опирается традиционное обучение, сводится к трем составляющим: показ, объяснение и контроль.

Информация о работе Особенности дидактической системы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина