Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления. Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия.

Файлы: 1 файл

болонская система образования.docx

— 52.34 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

      Современное образование - фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления. Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия. Долгое время государство практиковало ресурсный подход к собственному населению, управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Формируются субъект-субъектные связи между участниками образовательной деятельности.

     Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности обучения. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы. Итогом попыток совершенствования европейского образования по единым стандартам стало подписание Болонской декларации.

     Целью данной курсовой работы является изучение путей реализации Болонской системы в образовательный процесс.

     Объектом работы является развитие образовательных систем европейских стран и стран СНГ.

     Предмет курсовой работы: Процесс реализации положений Болонской системы.

     Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по Болонской системе;

раскрыть сущность, функции, особенности Болонского процесса;

проанализировать опыт реализации Болонской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс.

1.1 Этапы развития  Европейского образования.

     Западноевропейское  воспитание начинает складываться  после падения Римской империи, когда на территории Западной  Европы стали появляться новые  государства, которые со временем  выработали свою собственную, в  том числе и педагогическую  культуру. В истории западноевропейского  образования выделяется несколько  главных этапов.

     Первый этап  – переходный. Образование этого  перехода характеризуется тем, что  новые государства создают его  новую систему, содержание которой  представляет собой единство  христианской и римской культуры.

     Третий этап  – начало становления автономного  образования в Европе, когда помимо  образования, функционирующего в  рамках церкви, начинают открываться  образовательные учреждения, получавшие  в той или иной мере автономию  от церковных и светских властей.

     Четвертый  этап – эпоха Возрождения (XV–XVI вв.). Складывается классическое  образование в Западной Европе  и фактически складываются основы  светского образования.

     Пятый этап  – Новое время. Создается современная  педагогика и современная система  образования.

     В XII в. как результат  возросшей потребности в научном  знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс  образования на базе соборных  школ в крупнейших городах  Западной Европы высших школ  – университетов. Первоначально  понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

     Первые университеты  появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных  заведениях были сформулированы  основные принципы академической  автономии, разработаны демократические  правила управления высшей школой  и ее внутренней жизнью. Так, университеты  имели ряд привилегий, дарованных  им римским папой: выдача разрешений  на преподавание, присуждение ученых  степеней (ранее это было исключительным  правом церкви), освобождение студентов  от военной службы, а само учебное  заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались  ректор и деканы.

     В XIII в. открылось  еще 25 университетов, среди которых  университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе  насчитывалось около 60 университетов.

     Обычно в  структуру университета входили  четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах  устанавливалась иерархия: старшим  считался богословский факультет, затем юридический, медицинский  и артистический факультеты. На  этом основании артистический  факультет, где изучалось «семь  свободных искусств», в некоторых  историко-педагогических исследованиях  называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета  этого не предполагали. На богословском  факультете изучали главным образом  Священное Писание и «Сентенции»  Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать  сами и занимать церковные  должности, в конце обучения им  присваивались звания магистра  теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую  диссертацию).

     На юридическом  факультете рассматривалось римское  и католическое право, через четыре  года обучения студенты получали  степень бакалавра, а еще через  три года – лиценциата. Обучение  на медицинском факультете включало  изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

     На основе  школьного курса тривиума студенты  артистического факультета изучали  квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

     Внутри факультетов  студенты по национальному признаку  объединялись в землячества, решающую  роль в присуждении ученых  степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор  опирался на деятельность наблюдательного  и ученого советов, последний  избирался из числа профессоров  и магистров. В некоторых университетах  с XIV в. право избрания профессоров  перешло к городам. Постепенно  к XV в. появляются государственные  университеты.

     Занятия в  университетах длились на протяжении  целого дня (с 5 ч утра до 8 ч  вечера). Основной формой обучения  было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством  книг и рукописей этот процесс  был трудоемким: профессор по  нескольку раз повторял одну  и ту же фразу, чтобы студенты  могли ее запомнить. Низкой продуктивностью  обучения отчасти объясняется  его длительность. Раз в неделю  проводился диспут, нацеленный на  развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать  на диспутах.

     Развитие практики  образования в XVII–XVIII вв. происходило  под влиянием идей Реформации, Контрреформации и Просвещения. В XVII в. идея индивидуального познания веры и Бога потребовала от человека развития мышления посредством образования. В Западной Европе формировалась система школ, обучение в которых соответствовало этим принципам. Главный акцент делался на образование в средних латинских школах и гимназиях (см. 5.3), в них шла перестройка образования на гуманистических началах. Были сформулированы основные положения организации системы образования: светская власть должна обеспечивать обучение и воспитание граждан, школы и библиотеки должны финансироваться государством, кроме того, выдвигалось требование демократизации школы, введения всеобщего начального обучения; целью средней школы должна стать подготовка протестантского духовенства и государственных служащих. Результатом данных тенденций в образовании стали появление классической гимназии, расширение числа средних школ, изменения в их деятельности.

     В числе  средних церковных школ наибольшее  распространение получили школы  иезуитов, которые основывались  католическим орденом иезуитов. Это были учебные заведения  закрытого типа, где царили строгий  порядок и дисциплина. В программу  воспитания входили физическое (гимнастика, фехтование, верховая езда) и умственное  развитие (классические языки, литература, риторика, диалектика, богословие, начала  математики, географии, истории). В обучении  особое внимание уделялось прочности  усвоения знаний, соревновательности, а в межличностных отношениях поощрялось доносительство.

     В противовес  иезуитскому воспитанию во Франции  возникли пор-рояльские школы религиозного общества янсенистов, которые называли себя «отшельниками Пор-Рояля». Основателем этих школ был Дювержие де Горани (1581–1643). Основным принципом образования в этих школах было индивидуальное обучение и воспитание, что позволяло в наилучшей мере сформировать нравственность, религиозность и образованность ребенка. Обучение начиналось на родном языке, затем изучалась античная литература в переводах, позднее ученики знакомились с латынью, математикой, историей. В пор-рояльской школе организация обучения исходила из признания принципов доступности, активности и сознательности, глубокого понимания материала.

     В развитии  практики образования в XVIII в. выделяются  следующие главные тенденции: постепенный  переход школы от церкви к  государству, возникновение начального  народного образования, дальнейшее  совершенствование среднего образования. Эти тенденции по-разному реализовывались  в крупнейших странах Западной  Европы. Так, в Пруссии в отдельных  княжествах были изданы указы  о всеобщем начальном обучении. Обучение повсеместно перешло  на немецкий язык, но его содержание  в начальной школе было крайне  ограниченным и включало чтение, письмо, четыре арифметических действия, знание гражданских обязанностей. Латинские школы или гимназии  оставались повышенным типом  средней школы, но во второй  половине XVIII в. возникает ряд реальных  и ремесленных училищ. Высшее  образование наряду с университетом  было представлено академией, в  которой дворянская молодежь  готовилась к гражданской и  военной службе.

     В Англии  начальная школа имела церковную  или частную принадлежность и  давала знания чтения, письма  и счета. Средними повышенными  школами в этот период оставались  грамматические школы, в программу  обучения которых входили два  древних языка, грамматика, риторика, классическая литература. Кроме  того, было создано несколько  академий, в которых преподавались  наряду с классическими и реальные  дисциплины. Высшее образование  сосредоточивалось в университетах.

     Во Франции  начальные школы организовывались  как церковью, так и государством, но их положение было плачевным, в содержание обучения входили  лишь навыки грамоты и катехизис. Средняя ступень была представлена  иезуитскими школами, учебными заведениями  Пор-Рояля и колледжами, в которых  господствовал классический идеал  образования. Университеты представляли  высшее образование.

 

1.2 Причины перехода  к Болонскому процессу.

     Прекращение периода жесткой военно-политической конфронтации на Европейском континенте создало предпосылки для радикального изменения международного сотрудничества между государствами Старого Света в такой относительно неосвоенной сфере как образование. Установление членства в Европейском Совете, а вместе с тем и принятие ряда основополагающих европейских норм и правил общественного и государственного устройства странами Восточной Европы и СНГ сделали возможным их участие в совместной работе по подготовке на первый взгляд малозначительной конвенции о взаимном признании документов об образовании странами региона Европы. Уникальность такой работы заключалась в том, что в ней активное участие приняли как представители государств-членов Европейского Союза, так и других стран континента, включая Россию. Комиссия Европейского Союза не являлась официальным спонсором проведения такой работы, выполняемой в рамках полномочий Совета Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС. Фактически же участие в этой работе государств-членов ЕС четко координировалось в Брюсселе, который de-facto являлся третьим кооспонсором подготовки конвенции.

Информация о работе Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс