Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 03:03, курсовая работа

Описание работы

Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления. Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия.

Файлы: 1 файл

болонская система образования.docx

— 52.34 Кб (Скачать файл)

• Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

• Модульная система.

• Дистанционное обучение, электронные курсы.

• Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Краткая информация об академических кредитах:

Академический кредит - единица трудоёмкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок:

А - "отлично" (10 процентов сдающих).

В - "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С - "хорошо" (30 процентов сдающих).

D - "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е - "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

Введение ECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент обеспечивает прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций.

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

Построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

Обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования; повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

     Один раз в два года в рамках Болонской декларации проводятся конференции министров, на которых министры выражают свою волю посредством коммюнике.

     В Пражском коммюнике от 2001 года число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей для достижения повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования в условиях непрерывного образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.

     Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине в 2003 году; Берлинское коммюнике увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area), а также меры по содействию получения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике — создание новых структур, поддерживающих процессы, инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.

     В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике подчеркнуло важность партнёрских связей, в том числе заинтересованных сторон — студентов, ВУЗов, преподавателей и работодателей, а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла — докторантуры. Кроме того, это коммюнике подчеркивает важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира.

     В Лондонском коммюнике 2007 года число участвующих стран было расширено до 46. Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, достигнутого к тому времени, поднимаются вопросы о мобильности, структурах степеней, уровне признания Болонской системы в целом, квалификационных структурах (как общих и национальных), непрерывном обучении, обеспечении качества образования, общественном контроле процесса обучения, а также поставлены множество приоритетных задач на 2009 год, основные из которых: мобильность, социальный контроль, который был предложен в Пражском коммюнике и впервые определён здесь, сбор данных и учёт, возможность трудоустройства. Было подчеркнуто, что существует необходимость дальнейшего сотрудничества, рассматривая его как возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса.

     В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен (Louvain-la-Neuve — Новый Лёвен); основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были отражены в итоговом коммюнике, показывая новое направление Болонского процесса — более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Ещё одно изменение касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС стран по очереди в алфавитном порядке.

     Следующая конференция министров состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене; конференция являлась юбилейной — десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.  

2.2 Страны СНГ и Болонская декларация.

     Страны Содружества Независимых Государств, будучи некогда советскими республиками, имели единые образовательные стандарты и единую систему образования. Не возникало вопросов о признании дипломов тех или иных учебных заведений внутри СССР. С распадом единого Союза ситуация начала меняться. Начали нарастать дезинтеграционные тенденции. Системы образования бывших братских республик стали отдаляться друг от друга. Ослабление связей в области образования связано с переориентацией экономических связей новых независимых государств (ННГ). Ориентация на своих южных соседей и, особенно на страны Запада способствуют изменениям в образовательных стандартах. В то же время, проникновение на европейский рынок связан с тем, что, как правило, в Европе предпочтение отдаётся людям окончившим европейские вузы и имеющим адекватные дипломы. Далеко не все трудовые мигранты имеют соответствующие дипломы. Этот факт и побуждает страны, тесно соседствующие и сотрудничающие с Европой активно включаться в европейскую образовательную систему. Это в полной мере относится к странам Балтии, которые сделали однозначный выбор в пользу Европы и с 1999 г. вошли в зону Болонского процесса. Несколько иная ситуация складывается в странах СНГ. Эти государства в большей степени нацелены на сотрудничество с Россией, что обусловлено не столько их симпатиями, сколько логикой экономического сотрудничества. Опыт постсоветского развития показал, что страны Европы склонны ограничивать иммиграционные процессы. С другой стороны, Россия и другие страны СНГ предоставляют больше возможностей в плане трудовой миграции своим соседям по ближнему зарубежью. Согласно данным статкомитета СНГ, масштабы миграционного обмена между государствами-участниками СНГ и государствами дальнего зарубежья значительно меньше, чем между странами содружества.

     В конце  сентября 2003 г. научно-педагогическая  общественность была извещена  о присоединении Российской Федерации  к Болонскому процессу на заседании  Совета по педагогическому образованию. Основной докладчик – Министр  образования В.М. Филиппов обратил  внимание на необходимость реформирования  системы образования с тем, чтобы  к 2010 г. войти в европейское образовательное  сообщество. Подписание Российской  Федерацией документов Болонского  процесса автоматически возлагало  на страну обязательства воплотить  в жизнь его принципы до 2010 года. В связи с этим меняется  общественное отношение к Болонскому  процессу в России, а обсуждение  проблемы «Россия и Болонский  процесс» приобретает новую окраску. На Втором Международном семинаре  «Россия и европейское пространство  высшего образования: планы и  перспективы после Берлинской  конференции», организованный Министерством  образования РФ, Комитетом по  образованию и науке Государственной  Думы РФ, Советом Европы и Санкт-Петербургским  государственным университетом, прошел 29-30 октября 2003 года в стенах Санкт-Петербургского  государственного университета, в  котором приняли участие представители  Совета Европы и ЮНЕСКО, министерств  и ведомств РФ, ректоры ведущих  высших учебных заведений России, представители систем образования  из ближнего зарубежья, основное  внимание было обращено на  промежуточные итоги интеграции  российской высшей школы в  общеевропейское образовательное  пространство, динамику развития  в этом направлении и обозначены  перспективы участия России в  Болонском процессе.

     Украина присоединилась к Болонскому процессу в Бергене (2005 г.). Этим она взяла на себя обязательства, определяющие направление и контуры реформы высшего образования. Украинское образование, как и другие национальные системы высшего образования стран-участниц, встраивается в ЕПВО, сохраняя при этом национальную идентичность. Трансформация высшего образования происходит в соответствии с принципами сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования и не требует его унификации. Внедрение основных положений Болонского процесса предполагает учет национальных подходов к организации обучения, содержания образования, традиций и накопленного опыта в подготовке будущих специалистов. Не существует также «Болонской системы», «Болонского оценивания», не имеют отношения к Болонскому процессу и «кредитно-модульное обучение, рейтинги, независимое оценивание, письменное тестирование по Болонским принципам» и многие другие мифы, свидетельствующие лишь о некомпетентности в этой области. Как участнице Болонского процесса, Украине предстоит решить ряд первоочередных ключевых задач, которые, в том числе, внедрение до 2010 года стандартов, рекомендаций и основных инструментов ЕПВО: Национальной рамки квалификаций, Европейской кредитно-трансферной системы (ЕКТС), Приложения к диплому Европейского образца,.

    12 марта 2010 года в Будапеште (Венгрия) прошел II Форум министров образования европейских стран, на котором было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. В данной встрече первых руководителей международного академического сообщества приняла участие казахстанская делегация, возглавляемая министром образования и науки Жансеитом Туймебаевым. Руководитель образовательного ведомства РК выступил с глубоким аналитическим докладом, в котором отразил заметные позитивные перемены в сфере отечественного высшего образования. Решение о присоединении Казахстана единодушно поддержали представители 46 стран-подписантов Болонской декларации. Таким образом, Казахстан стал 47-ой страной-участницей Болонского процесса. Флаг Казахстана внесен и установлен в галерею флагов стран-участниц Болонского процесса. Как известно, до этого события 30 казахстанских вузов из 145 подписали Великую Хартию Университетов, которая является основой Болонской Декларации. Решение о присоединении Казахстана к Болонскому процессу принято Комитетом министров образования стран-участниц Болонского процесса. Данный шаг является высокой оценкой проводимых Республикой Казахстан реформ в сфере высшего образования.

     В 2005 г. также к Болонскому процессу присоединились Азербайджан, Армения, Молдавия и Грузия.

     Присоединение к Болонскому процессу означает признание вступившими странами  следующих его ключевых положений:

1. Использование системы  ясных, прозрачных и сопоставимых  степеней с выдачей приложений  к дипломам (образец разработан  ЮНЕСКО), для обеспечения возможности  трудоустройства и повышения  международной конкурентоспособности  системы высшего образования;

2. Переход на трехступенчатую  систему высшего образования (бакалавриат - магистратура - докторантура PhD);

3. Принятие системы кредитов, аналогичной ECTS (European Credit Transfer System)  – Европейской системы перевода и накопления кредитов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;

4. Стимулирование мобильности  и создание условий для свободного  перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;

5. Обеспечение необходимого  качества высшего образования, взаимное  признание квалификаций и соответствующих  документов в области высшего

образования, обеспечение автономности ВУЗов;

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;

Информация о работе Особенности Европейской образовательной системы и Болонский процесс